Файл: Дисциплина Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья Практическое занятие 2 Обучающийся Юдина Марина Николаевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возраст учащихся: 8-11 лет
Оборудование занятия: мягкая игрушка в виде солнца, чистые листы, мяч, карточки с описанием ситуаций, памятка «правила уверенного отказа»,
Ход занятия.
I. Приветствие.
- Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент.
II. Вводная часть.
-Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ разными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
-Как вы думаете, что такое социальные нормы?
Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
III. Основная часть.
1. Упражнение «Рассказ о себе»
Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди.
Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны.
Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.
Обсуждение: В конце важно обсудить упражнение в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни.
2. Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)
Ведущий выражает отказ по-разному.
- Что вы можете сказать об услышанных отказах?
а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?
б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
- Кто получил такой отказ?
в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
3. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться»
Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на групповое давление.
Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:
реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
возможность избежать данного конфликта, агрессии;
целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).
Обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.
Памятка «Правила уверенного отказа»:
1. Если ты хотите отказать человеку, чётко и однозначно произнеси ему «НЕТ». Постарайся объяснить причину твоего отказа, но не извиняйтесь длительное время.
2. Старайтесь отвечать без паузы – так быстрo, как только это вообще возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которымразговариваете. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой.
6. Не oскорбляйте и не будьте агрессивными.
IV. Рефлексия
Ребятам предлагается закончить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…» Это позвoлит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.
V. Заключительная часть.
Игра: «Солнечные лучики» Ребята встают в круг. Предлагаю всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечными лучиками излучающими тепло.
Задание 9. Представьте примерную структуру дополнительной образовательной программы.
Пример:
Титульный лист
Пояснительная записка
Направленность программы
Новизна программы
Актуальность программы
Цель программы
Задачи программы
Возраст обучающихся
Сроки реализации программы
Формы и методы реализации программы
Ожидаемые результаты
Способы определения результативности
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение программы: методический блок, диагностический блок, дидактический блок.
Список литературы
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
« ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей» (Пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г) рекомендуют указать на титульном листе: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; ФИО, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы.
Оформление титульного листа образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (заглавными буквами указывают название документа) название программы ( в именительном падеже шрифтом большим, чем название документа . полное наименование образовательного учреждения гриф согласования автор-составитель , фамилию, имя, отчество без сокращений, его должность гриф утверждения полное наименование образовательного учреждения название города , год создания программы
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.)
2. В пояснительной записке должны быть следующие разделы:
2.1. направленность дополнительной образовательной программы;
2.2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
2.3. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
2.4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;
2.5. возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
2.6. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
2.7. формы и режим занятий;
2.8. ожидаемые результаты и способы их проверки;
2.9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
3)Направленность дополнительной образовательной программы
Направленность дополнительной образовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью образовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.
4)НОВИЗНА
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает:
-Новое решение проблем дополнительного образования;
-Новые методики преподавания;
-Новые педагогические технологии в проведении занятий;
- Новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
-Новизна указывается в случае, если она действительно имеется .
5)АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программ. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
6)ЦЕЛЬ дополнительной образовательной программы
«ЦЕЛЬ»- это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить. Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
7)ЗАДАЧИ дополнительной образовательной программы
«ЗАДАЧА»- это то, что требует выполнения, разрешения. Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны соответствовать цели и быть:
- Обучающими, то есть отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
- Развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
- Воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках или глагольной, или существительной формы.
8)Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
В данном разделе дублируется возраст обучающихся, указанный на титульном листе. Указанный возрастной диапазон охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения по программе и условия набора детей.
Авторам-составителям необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная образовательная программа: пол, возраст, предполагаемый состав групп - одновозрастные или разновозрастные, степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть указав характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.
9)Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Допускается вариативность продолжительности обучения учащихся по программе на любом году обучения.
10)Формы реализации программы
в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).