Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9640
Скачиваний: 18
Западные политологи поспешно интерпретировали этот факт
как свидетельство архаичности, патриархальности и «отсталосТИ>>
китайской и японской цивилизаций (политические культуры ко
торых насчитывают несколько тысячелетий!). Но если бы в меж
дународных организациях были приняты правила гуманной
интер
субьективной
логики , Запад вынужден был бы прислушаться к
мнению Востока и посмотреть на свои политические правила гла..:
зами другого. Обсуждение западных понятий права человека, сво
боды и демократии под углом зрения эгоистической своевольнос
ти позволило бы с самого начала дополнить Декларацию прав че
ловека Декларацией обязанностей человека, о чем в ООН стали
говорить только сегодня , когда плоды человеческого своеволия
обернулись глобальным кризисом.
В структуре джайнской логики мирно сосуществуют высказы
вания типа <<Р суть Q>> и «Р суть не-Q>>, но каждое из них предпола
гает условный характер. Такие высказывания могут быть интер
претированы как реплики, предлагаемые к обсуждению в диалоге.
Допускаются также высказывания, построенные по принципу про
тиворечивости : «Р суть Q и не-Q)> ; <<Р суть и не-сутм; <<Р суть не
описуемое)>, что исключено в западной логике. Благодаря подоб
ным высказываниям понятийно-логическое мышление становит
ся художественно-образным: пространство диалога непрерывно
расширяется, наполняясь новыми смыслами. Что мы первоначаль
но можем сказать о понятии, возникающем в нашем сознании в
процессе диалога? И менно то, что это понятие, одновременно
есть, не есть и суть неописуемо.
Таким образом, методология герменевтики в политических ис
следованиях предполагает использование гипотетических и условных
рассуждений, обсуждение всех возможных гипотетических альтерна
тив,
которые предполагают ценностные прниципы политических
куль
тур разных цивилизаций, что может быть названо
пятым
правилом
герменевтики.
Следует заметить, что метод гипотетических и условных рассуж
дений используется в гуманитарных науках давно. Наблюдение
Иммануила Канта, утверждавшего, что для человеческого понима
ния необходимо и обязательно различать реальность и возмож
ность вещей, выражает не только общую характеристику теорети
ческого разума, но вдобавок и истину практического разума. М но
гие философы-этики отмечали, что они не могут мыслить только
в терминах «актуально данного)>: их идеи развиваются, расширяя
границы действительности и даже выходя за ее пределы.
260
Известно, что сочинения Платона и его последователей всегда
наталкивались на возражение, что они относятся к совершенно
нереальному миру. Но Иммануил Кант не побоялся это рациональ
ное возражение открыто оспорить, заявив, что нет ничего более
вредного и менеее достойного философа, чем невежественные
ссылки на мнимо противоречивый опыт1 • И если платоновекая
республика вошла в пословицу как якобы разительный пример не
сбыточного совершенства, возможного только в уме досужего мыс
лителя, то для вдумчивого читателя это далеко не так. Между тем
было бы гораздо лучше проследить платоновскую мысль внима
тельнее и осветить ее новыми исследованиями (там, где великий
мыслитель оставил нас без своих указаний), а не отмахнуться от
нее как от бесполезной под жалким и вредным предлогом того, что
она неосуществима.
Мир диалога культур в информационном обществе - это эти
ческий мир, поэтому он не может ограничиться принятием едино
го <<данного)> - он находится в становлении и развитии. <<Жить в
идеальном мире - значит относиться к невозможному так, как
будто оно возможно)>, - сказал Гете. М ногие величайшие полити
ческие мыслители руководствовались этой максимой, поэтому в
истории цивилизации утопия всегда «решала задачу)>. Стоит на
помнить, что свое знаменитое Введении к «Рассуждению о проне
хождении и причинах неравенства людей» Руссо начал весьма ре
шительным заявлением: <<оставим в стороне факты
(par ecarter toиs
/esfaits),
ибо они не относятся к делу.
в
исследованиях, которые
мы в данном случае предпринимаем, содержатся не исторические
истин ы , а лишь гипотетические и условные соображения . . . » .
В
Х Х в . эта идея превратилась в кредо научной революции: <<Будь
те реалистами - требуйте невозможного!)>.
И сегодня, созидая глобальный мир, человечество должно об
суждать все возможные гипотетические альтернативы: только сим
волической мысли дано преодолевать естественную инерцию че
ловека и наделять его особой творческой способностью - посто
янно преобразовывать человеческий универсум.
Эвристическое значение интерсубъективной логики в сравни
тельном анализе, на наш взгляд, состоит в том, что она последова
тельно обобщает основные нерациональные принципы развития
культуры , которые во многих культурологических концепциях
были высказаны в форме догадок и предположений. Если попы-
Кант
И.
Критика ч истого разума 11 Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 35 1 -352.
261
таться применить интерсубъективную логи ку к сравн ител ьному
анализу цивилизаций , то структура логических рассуждений станет
более понятной:
•
если все цивилизации существуют в глобальном мире, то
любая из цивилизаций взятая сама по себе есть не
-
реаль
ность глобального мира: никто не может претендовать на
универсальность и <<Эталонность» в мире культуры;
•
следовательно, познание отдельных цивилизаций не есть
познание глобального мира: каждая цивилизация прекрас
на своей уникальностью;
•
представить глобальный мир в логической форме можно с
помощью формулье <<Р суть Q и не-Q» - общность отдель
ной цивилизациии и всего что не-есть эта ци вилизация,
как раз и составляет одно из возможных понятий глобально
го мира;
•
глобальный мир непредекативен в том смысле, что ни одно
утверждение или отрицание по отношению к нему не при
близит нас к его адекватному описанию;
•
глоб<iльный мир как целостность превосходит простую
сумму всех цивилизаций;
•
по этой причине подлинным знанием может являться толь
ко то, которое за единичным и противоречивым усматри
вает черты всецелостности глобального мира.
И нтерсубъективная логика предполагает процесс понимания
другого как темпоральный процесс в сравнительном анализе. Со
гласно этой логике каждую цивилизацию в процессе сравнений
следует рассматривать как находящуюся в непрерывном развитии ,
где она ежеминутно приобретает все новые и новые характеристи
ки. Причем важно учитывать качества, которые цивилизация при
обретает и не приобретает (или теряет). В отличие от рациональ
ного дискурса интерсубъективная логика предполагает, что для
сравнительного анализа наиболее существенное значение имеют
отрицательные характеристики.
Таким образом,
шестое правило герменевтики состоит в том,
что
бы в процессе интерпретации учитывать не только присутствующие
позитивные качества сравниваемых объектов, но и их отсутствующие
качества: чем другая культура
ne
является или
что
она
ne
есть.
Когда мы описываем политическую культуру, перечисляя ее
положительные характеристики ( << Р суть Q, суть
Х,
суть S, суть Z>> ),
мы лишь фиксируем ее известные качества, причисляя их к извест
ному нам типу. Иными словами, мы не столько идентифицируем
262
сам объект, сколько находим некоторое его сходство с други ми
известными нам объектам и.
Другое дело, когда мы определяем, чем политическая культура
не является ( <<Р не суть Q, не суть Х, не суть S, не суть Z>> ). Здесь мы
действительно отличаем ее от всего того, что не-есть она сама. От
сутствующие характеристики подчеркивают ее уникальност ь,
а значит, лучше ее идентифицируют, углубляя наше понимание.
При этом важно понять, как разнообразные и часто рассеян
ные политические качества исследуемых объектов собрать вместе,
соединить в некий фокус, который поможет нам увидеть за <<цве
тущей сложностью>> единое полотно другой политической культу
ры?
Исходный принцип интерпретации можно сформулировать так:
целое следует понимать исходя из частного, а частное - исходя из
целого.
Это
(
седьмое
)
правило rерменевтики
было выработано антич
ной риторикой, а в Новое время герменевтика перенесла его с ора
торского искусства на искусство понимания . При такой общей
интенции исследования мы сразу же стал ки ваемся с проблемой
герменевтического круга. Если процесс понимания постоянно пе
реходит от целого к части и обратно к целому, то задача партнеров
в политическом диалоге состоит в том, чтобы концентрическими
кругами расширять единство понятого смысла. Как отмечает
Х. Гадамер, «соответствие всех частей целому суть критерий пра
вильиости понимания. Отсутствие такого соответствия означает
неверность понимания»
1 •
Можно представить метод политической герменевтики в виде
непрерывной разработки все более точных эскизов картины поли
тического мира: опираясь на факты мы должны постоянно осуще
ствлять <<набрасывания смысла» ( М . Хайдеггер) . И как только в
карти не пол итического м ира начи нает проясняться какой-то
см ысл, мы должны сделать первый предварительный набросок
всей картины в целом. Пересмотр предварительного наброска мо
жет привести к новому набрасывани ю смысла, к замене предвари
тельных политических понятий более точными и уместн ыми в
данной культуре, при этом возможна одновременная разработка
соперничающих набросков, пока установится однозначное един
ство смысла. Именно это постоян ное <<набрасывание-заново>> со
ставляет смысловое движение пон имания и истолкования другой
политической культуры.
Гадамер Х.Г. Истина и
метод. С . 345.
263
В политике герменевтический круг может быть представлен в
виде дихотомии: политические интересы - политические ценности.
Прагматичный политик на переговорах концентрируется исклю
чительно на интересах, забывая о ценностях и традициях другой
цивилизации. Наконец, он успешно подписывает договор и через
некоторое время с изумлением узнает, что его политические парт
неры в своей стране интерпретируют этот договор совсем в другом
смысле, о котором он и не подозревал , незнакомый с традициями
другой политической культуры.
Политическая герменевтика должна непрерывно двигаться от
фактических политических интересов сегодняшнего дня , которые
всегда на поверхности , всегда могут быть выявлены и прояснены,
к единству древней культурной традиции, к картине политического
мира в ее целостности и самости.
Наша гипотеза состоит в том , что политические ценности в
каждой цивилизации имеют социокультурную природу. Следова
тельно, единство различных политических форм в культуре под
держивается не тождеством их политической природ
�
I, не напра
�
ленностью политических интересов, а той «скрытои гармониеи»
социокультурной идентичности, о которой Гераклит сказ
�
, что
она «лучше явной». Поэтому основная задача политическои гер
меневтики состоит в расшифровке социокультурных архетипов и
кодов, определяющих ценностную природу политических процес:
сов. Сделать это достаточно сложно, поскольку мир политическои
культуры, как всякий иной, занимает особое место в пространстве
и времени. Картина этого мира предполагает свое <<здесь и теперь>>,
это непрерывно становящееся политическое бытие, процесс веч
ных политических взаимопревращений: в политический мир ци
вилизации как в Гераклитов поток, н икогда не войти дважды.
И если
�
ы можем предположить в современной политической
картине цивилизации некую социокультурную устойчивость, то
характеризовать ее можно лишь как динамическое (а не статичес
кое) равновесие. П одобное равновесие приобретается в культуре
через борьбу противоположных тенденций: политические новации
и социокультурные традиции образуют два магнитных полюса, ко
торые определяют динамику политических изменений. Так, в мире
политики <<расходящееся само с собой согласуется>> (почти по Ге
раклиту) : струны скрипки (устойчивые социокультурные тради
ции) и ее смычок (вечно меняющиеся политические новации)
рождают единую мелодию <<возвращающейся к себе гармонии>> по
литической культуры.
264
Проблема пространствеино-временной интерпретации карти
ны политического мира включает по меньшей мере три основных
измерения:
•
физического бытия политической культуры;
•
ее символического изображения;
•
личностио-выразительного представления .
Архетипы и коды культуры органично вплетены в каждое из
этих измерений , формируя еди ный многомерный кристалл поли
тической культуры . Исключение из процесса и нтерпретации хотя
бы одного из этих ракурсов рассмотрения дает нам «плоский» образ
культуры и не показывает ее подлинной глубины.
Сложность измерений политической культуры предполагает
весьма тонкую и многогранную систему понятий политической
герменевтики. В одних случаях - для интерпретации политиче
ского бытия - необходимы понятия объекта и закона, в других -
для интерпретаци и символических значений - понятия формы и
стиля. Еще одна проблема связана с тем, что все политические фе
номены разворачиваются в историческом времени: они требуют
исторического рассмотрения.
Другими словами , проблема интерпретации картины полити
ческого мира предполагает ответ сразу на несколько вопросов: не
только «Каков этот политический мир?», <<Что определяет его осо
бенности?», но и <<Откуда он?>>.
Историческое познание входит в этот процесс органично, но не
является самоцелью. М ы должны не столько познакомиться с про
шлым политической культуры , сколько попытаться интерпрети
ровать это прошлое, открывая новые грани Современности. П о
литическая история цивилизации может сообщить нам интересные
факты о событиях м инувшего, расказать о том , что было утрачено,
упущено безвозвратно и никогда уже не вернется. Но знания прош
лого останутся мертвы, если мы не найдем в них символы настоя
щего: только так возможно «повторное рождение культуры>> , та
связь времен , которая и делает культуру сокровищницей челове
чекого духа.
Нетривиальная задача политической герменевтики состоит в
том, чтобы проделать <<обратный путЬ» становления символических
форм политического мира, а затем так интерпретировать эти по
литические символы, чтобы разгадать содержание древних архе
типов и кодов, скрыто лежащее в них, и снова сделать видимой
политическую жизнь, из которой они первоначально возникл и .
Поэтому
восьмое правило
политической герменевтики можно
265
сформулировать так:
в процессе исследования пол
итич
еских ценно
стей разных цивилизаций мы до
лжны
прийти к осознанию глубинных
архетипов и кодов, формирующих политическую традицию в этих
культурах.
Понять политическую культуру с генетической точки зрения -
значит установить соответствие между ее происхожденем и совре
менными условиями наблюдения. Такой метод предполагает, что
все относящееся к генезису политической культуры я вляется пра
вилам, а относящееся к современной структуре - исключением.
Теория модернизации пытается отрицать продуктивность генети
ческого метода в политических исследованиях, утверждая что по
литическая Современность целиком самодостаточна. В рамках
теории модернизации политические нации и политические тради
ц и и рассматри ваются как нечто устаревшее, эфемерное, обречен
ное раствориться в потоке всемирной истории. Но в конце
ХХ
в.
оживление национальной розни и религиозного фундаментализма
достигло таких невиданных масштабов, что пол итологи разных
стран наперебой заговорили о новой эпохе национализма: и поли
тическая наука вновь вспомнила о генетическом подХоде.
Действительно, глубоко понять феномен нации можно только
генетически - обращаясь к далекому прошлому, к образу прими
тивных обществ. М арсель Мосс предлагает нам весьма образные
параллели : <<Она (нация. -
И.
В.) гомогенна как примитивный клан
и предполагается , что она состоит из равноправных граждан. Как
клан имел свой тотем , так и нацию символизирует флаг, как у него
был культ предков жи вотных-богов, так и она обладает культом
Отечества. Подобно примитивному пле мен и , она обладает диа
лектом , возведенным в ранг языка, у нее есть внутреннее право,
противостоящее праву международному>> 1 • И сследование Мосса
п одтверждает эвристическое значение генетического подхода в
политике: он позволяет понять, как древние архетипы и коды ци
вилизации объективируются в современных политических фено
менах, сообщая им устойчивую социокультурную энергетику.
Точно так же современная политология возрождает значение
ритуала в политической жизни. Самые современные наблюдения
свидетельствуют о том , что ритуалы продолжают существовать в
политических партиях, национальных и конфессиональньiх дви
жениях. Модернизаторы убеждали нас в том, что они были прину
дительными и навязанными, - но они возродились на основе доб-
Mauss М.
Oeuvres. Т. 3. Р., 1 987. Р. 393.
266
ровольного, сознател ьного выбора тысяч современных людей .
Чтобы понять современные политические традиции, надо опять
таки обратиться к истокам: когда ритуалы выполнялись, чтобы
облегчить человеку переход от частной к общественной жизни.
В ходе торжественных ритуальных церемоний общество стреми
лось подогреть веру каждого в незыблемость социальных устоев.
В современном обществе политические ритуалы партий и обще
ственных организаций превратились в практику, позволяющую
соединять людей под эмблемами и лозунгами, трансформируя ин
дивидуальные политические устремления в русло легитимных ин
ститутов.
Благодаря социокультурной энергетике непрерывно воспроиз
водимых архетипов современные политические культуры сплачи
вают представителей своей цивилизации, словно сверхсильный
невидимый магнит. Вне этой энергетики политические связи ци
вилизации не имеют шансов формироваться и развиваться. Об
этом очень образно сказал Серж Московичи: на конце той длинной
нити, которая связывает людей одной культуры друг
с
другом, все
гда обнаруживается сила, воздействие которой приближается к
материальному1 • Л юди подвергаются ее давлению и принимают ее
условия . Мы можем придать этой власти тот смысл, который нам
нравится : магия, господство, внушение, молитва или коммуника
ция , заменить слово <<идея>> термином, который нам покажется
более точным: идеология, мировоззрение, миф, архетип или со
циальное представление. Но когда утверждают, что архетип куль
туры обладает энергетикой, которая действует как материальнвя
сила, это выражение не следует понимать в метафорическом смыс
ле. Напротив, оно определяет субстрат, без которого мы ничего не
представлям собой друг для друга.
Именно здесь мы можем определить границы понимания при-
'
чинности в символическом мире политической культуры с точки
зрения герменевтического метода. И . Гете, размышляя над фено
меном <<архетипа» ( «Прафеномена» в его терминологии), весьма
остроумно заметил, что этот феномен <<появляется и существует»,
но, пожалуй , ничего больше объяснить нельзя2 .
Вершина, которой может достичь человек, наблюдая «прафе
номеН>>, заключается в удивлении , и когда прафеномен вызывает
удивление, надо этим довольствоваться; достичь большего человек
Московичи
С.
Машина, творящая богов. С. 1 72.
Письмо И. Гете к Эккерману, 18 февраля 1 829 г. // Эккерман И Л . Разго
воры с Гете и последние годы его жизни. М . : М ысль, 1 98 1 . С. 2 1 .
267
не может, и бесполезно будет искать за ним что-либо еще; здесь
предел. Однако людям обычно недостаточно увидеть какой-либо
прафеномен, они думают, что за ним кроется что-то еще, и упо
добляются детям, которые, взглянув на зеркало, тотчас оборачива
ют его, чтобы увидеть, что находится на другой стороне.
Сегодня, как и во времена И. Гете, научными способами объ
яснить вопрос о возникновении сим волических архети пов поли
тической культуры невозможно: мы можем лишь констатировать
(с все тем же неизменным удивлением ), что у всех народов симво
лический мир политики разный. Конфуцианский идеал «благород
ного мужа» , путь «воинов Аллаха», <<арийская восьмизвенная сте
ЗЯ>> - все это разные способы создания политической картины
мира. Они появляются и существуют, и если мы не можем в полной
мере ответить на вопрос <<почему?>>, это не означает, что достигну
та окончательная граница наших знаний. В истории науки незна
ние сыграло огромную роль: именно благодаря ему постоянно во
зобновлялся процесс научного поиска нового знания. П оэтому
герменевтика не отказывается от вопроса <<почему?>> в процессе
интерпретации - она просто определяет его настоящее место в
процессе понимания .
Гораздо важнее в тот момент, когда мы оживляе м символичес
кую память культуры , решить другой вопрос: как преодолеть ис
кушение поспешно и нтерпретировать другой политический мир в
рамках своей картины мира? Лессинг говорил, что украсть стихи у
Шекспира так же невозможно, как дубинку у Геркулеса. В этом
смысле архетипы и коды каждой цивилизации уникальны, но ис
кушение и нтерпретировать уникальное другое как обыде нное,
давно известное и на что-то похожее все же существует.
Шлейермахер различает в качестве причин неправильного по
н и мания другого пристрастность и поспешность. Он обращает
вни мание на п редрассудки , основанные на пр истрастности,
и мгновенные ошибочные суждения, вызванные поспешностью.
Чтобы избежать этого политик с самого начала должен поставить
перед собой вопрос: как выйти из сферы собственных пред-м не
ний?
Можно согласиться с Х. Гадамером, который полагает, что по
зиции <<нейтралитета>> исследователя или его <<самоуничижения»
мало эффективны ' . Скорее тот, кто стремится понять другую по
литическую традици ю, должен быть готов к открытости: должен
Гадамер Х. Г.
Указ. соч. С. 32 1 .
268
стремиться осознать иное. Речь идет о том, чтобы помнить о соб
ственной предвзятости, и тогда другая политическая традиция про
явится во всей ее иноковости и тем самым получит возможность
противоставить свою фактическую истину нашим собственным
пред-мнениям. Размышляя над этим вопросом, Поль Рикер заме
чает, что сама работа по интерпретации обнаруживает глубокий
замысел - преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, от
деляющую читателя от чуждого ему текста, чтобы поставить его на
один с ним уровень и таким образом включить смысл этого текста
в нынешнее понимание, каким обладает читатель
1 •
Можно ли в процессе понимания доверять интуиции?
В сфере символических форм другой культуры пассивного ин
туитивного восприятия так же недостаточно, как простого впечат
ления не хватает
для
объективного познания. Подлинное понима
ние возможно лиш ь тогда, когда мы активно входим в м ир другой
культуры , вступем с ней в творческий диалог, шаг за шагом интер
претируя символические значения. Э. Кассирер подчеркнул, что
простому чувственному восприятию настолько же мало удается
проникнуть в глубины мирового пространства, настолько мало с
элементами простой и нтуиции нам удается проникнуть в глубь
культурь? Как в одном , так и в другом случае нам доступно только
близкое, далекое теряется в тумане. Здесь в дело вступают стрем
ление и мощь науки. Н аука овладевает дальним .
Путь герменевтического понимания другой политической куль
туры должен быть свободен от произвола озарений и ограничен
ности незаметных мыслительных привычек: он призван сосредо
точиваться на <<самих фактах>>. Это особенно важно
для
политоло
га,
имеющего дело с <<упрямыми фактами>> текущей политики. Речь
идет о том , чтобы
придерживаться фактов
вопреки
всем искажающим
воздействиям, которые исходят от самого исследователя и сбивают
его с верного
пути.
Этот принцип можно назвать
девятым правилом
политической герменевтики.
Арнетотель в своей работе <<0 частях животных>> комментирует
известный эпизод из жизни Гераклита, который может послужить
ключом к интерпретации фактов в герменевтическом исследова
нии. Он воспроизводит античную легенду, согласно которой чу
жеземцы пожелали встретиться с Гераклитом. Войдя в его жилище,
они увидели Гераклита греющимся у духовки. Чужеземцы остано-
Рикер
П.
Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М . , 1 995. С. 4.
Кассирер Э.
Логика наук о культуре// Избранное: Опыт о человеке. М . ,
1 998,
с .
83.
269