Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9641
Скачиваний: 18
развенчан ы . Сегодня очевидно, что культурная глобализация, по
сути дела, является продолжением, хотя и в более сильной и глу
бокой форме, незримого вызова, которы й бросает модерн изация.
В ходе современных исследовани й обнаружилось, что в процессе
глобал изации на кул ьтурном фоне можно н аблюдать серьезн ые
вызовы со стороны плюрализма - ломаются традиции, считавши
еся незыблем ы м и , обнаруживается, что в области веры, цен ностей
и образа жизни существует достаточ но широкая возможность вы
бора
1 •
Вполне обоснова н н ы м п редставляется вы вод о том , что в
процессе глобализации растущи й национализм и глобальные раз
личия усиливают культурн ы й пл юрал изм и раздробленность со
временного м ира2.
Значител ьное влияние н а развитие современной политической
философии оказали также uнстuтуцuоналuзм и неоuнстuтуцuона
лuзм. Н апом н и м , что институциональный п одход в политической
ф илософ и и п олучил ш ирокое п ризнани е со вре м е н
М. Вебера
( 1864- 1 920),
которы й видел в и нститутах фор м ы обществен ного
объеди нения, где п оведен и е и ндивидов упорядочено ( в целях и
средствах) п р и н яты м и установл е н ия м и , зако н а м и и н ормам и .
П озднее Т. П арсоне определил социал ьно-политические институ
ты как ком плекс ы более и л и менее устойчивых социальных ро
лей.
В рамках институционального подхода исследуются при ч и н ы и
особен ности функционирования и развития политических и нсти
тутов. П ри этом изучение институтов опирается на описател ьно
и ндуктивный метод, т.е. строится на основе наблюдения повторя
ющихся фактов, что ведет к <<гипефактуальности>> - приоритетно
му знач е н и ю фактов в н аучн о м исследова н и и . Одновре м е н н о
и нституционалисты используют также формал ьно-легальный под
ход, нацеленный на изучение легальных правил и процедур - сфе
ры публич ного права - как основы функциониро вания институ
тов. Основной акцент при этом делается на изучении конституций
и законов.
П редставители институционал и зма в современ ной пол итичес
кой системе выделяют такие важн е й ш ие структуры , как и н ститут
президе нтства, правительство, парламент, с исте ма раздел е н ия
властей , конституция , партии , государствен ная служба, систему
50
М ногол и кая глобал изация . Культурное разнообразие в совре м е н н ом
м ире 1 П од ред. Л. Бергера и П . Хантингтона. М .
.
2004. С. 24.
Хелд
д.
Макгрю Э .. Гольдблат т
д.
Перротон Дж. Глобальные трансфор
маци и . М . . 2004. С. 536.
права 1 • Изучение сложи вшихся и нституционал изированн ых форм
nолитической жизни действительно важно, поскольку пол итиче
ские институты, в отличие от текущих пол итических п роцессов ,
достаточ но устойчивы и стабильны. И спользование институцио
нального подхода в пол итической философи и привлекает ученых
nростотой и доступностью методологии : политические институты
достаточно легко изучать, поскольку они существуют легально на
основе известны х законов, правил и норм.
Однако критик и этого подхода напоминают: увлечение и нсти
туционал измом в первой половине
ХХ
в. п р и вело к тому, что в
политическо й философ и и долгое врем я господствовало ложное
убеждение: заимствован ие и нститутов демократии , хорошо заре
комендовав ш их себя в странах Запада, способно с ыграть реша
ющую роль и ускорить процесс модернизаци и в странах «догоня
ющего развития>> . Как замечает И. Валлерстай н , институционали
зирован ное обществоведен и е сегодня справедл и во обви няется в
создани и ошибочного образа социал ьной реальности из-за невер
ного осм ысления, грубого п реувеличе н ия роли Запада в эпоху мо
дерн ити2.
Более 40 стран Афри ки буквально с копировал и , <<переписал и »
Конституцию США, н о н а практике это н и н а йоту н е приблизила
их к идеалам демократического общества. О казалось, что сами по
себе пол итические институты мертвы без живо й человеческой ак
тивности , без высокой политической культуры л юдей. И нститу
ты - это застыв ш и й <<каркас» пол итической системы, но вдохнуть
жизнь в эти мертвые формы может только сам человек. Не случай
но в классических работах М. Вебера институционал ь н ы й анализ
всегда дополнялся глубокими социокультур н ы м и изыскани я м и .
Критика и н ституционализма способствовала развитию нового
течения в рамках этого подхода, которы й получил название неоин
ституционализма. Первоначально сторонники нового направления
(Дж. Марч , Дж. Ольстен) всерьез претендовали на то, чтобы прин
ц и пиально измен ить м етодологию иссл едования государства и
других п ол итических институтов, обвиняя классический институ
ционал изм в редукционизме и утилитаризме - стре млении упро
щенно трактовать политические институты и политическую жизнь.
Н еоинституционалисты стрем ил ис ь сделать акцент на том , что
институты и грают более автономную роль в современном обще-
См.: Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем . М . , 2000.
Валлерстайн И. Указ. соч . С. 239.
51
стве, n оэтому их следует рассматри вать <<как nолитических акторов
в своем собствен ном nраве>> . Они nризывал и также ш ире исnол ь
зовать бихевиористские модели в институционал ьном анал изе .
Однако современные исследователи справедл и во nодчеркива
ют, что новизна идей неои нституционалистов была весьма отно
сительной: по сушеству, исследование и нститутов - это не столь
ко теория или метод, сколько тема1 • Констатируя утрату n олити
ческой системой некоторых функци й , большинство ученых все же
признает, что сохраняется
на nолитической системе как
экскл юзивном центре
Еше одни м влиятельным течением в политической философии
второй половины ХХ в. стал постмодернизм. На смену классичес
кому типу рациональности с ее всеуnорядочиваюшим детерминиз
м о м , nреклон е нием n еред Разумом с большой буквы nриходит
постмодернистская раскованность, радикальная гетероген ность,
неnрерывная дифферен циация, отрицание всякой уnорядоченнос
ти и о nределенности формы.
Н емецкий философ Макс М юллер называет конкретную дату
рожден ия nостмодерн изма как массового интеллектуального тече
н и я - 1 968 г. , год массовых студе нческих выстуnлен и й . По его
м не ни ю , в основе nроисшедшего лежало то, что можно было бы
н азвать <<утратой смысла>>. Если в обшестве исчезает
«СМ ЫСЛ>> ,
то
воз н и кают благоnриятн ы е условия для nоявл е н и я н и гилизма,
анархи и , уничтожен ия л юбых обязательств и обязанностей n еред
обшеством, отрицания всех и всяческих нор м . Этот мятеж, вырос
ш и й из смысловой nустоты, был мятежом <<анархического осво
бождения, с одной стороны, и революцион ного изме
�
е
�
ия м ира,
несушего новые социал ьные обязател ьства, - с другои» .
П остмодернисты nодвергл и крити ке основные объясняюшие
парадигмы и кон це n ц и и , наработанные н аукой за n редшеству
·юшие столетия. Возникло, говоря словами французского филосо
фа Жан -Франсуа Л и отара, тотал ьное недоверие к << метанаррати
вам>>4, обосновываюшим устойч и вую целостность реал ьного мира.
Вообше идея целостности , единства была изгнана n остмодернис
тами из научной методологии как несостоятельная . Ее место занял
52
А1ексеева
ТА. Современ ные nол итические теор и и . М .
.
2000. С. 1 1 4.
Бек
У.
Обшество риска на nути к другому модерну. М . , 2000. С. 284.
Мюо�.1ер М.
С мысловые тол кован ия истории // И стория философии: Ан
тология .
м
.
.
1 994.
с.
274-275.
М етанарратины - базовые nовествовательные иде и , объяснительные схе
м ы . лежашие в основе науч ной картины мира.
форсирован н ы й nл юрал изм. Каждый nроцесс, каждый nредмет
материального м ира стал рассматриваться не в качестве целостной
самости , а как множество не сводимых друг к другу линий или из
мене н и й .
Идея науч ной ун иверсальности также была nризнана безнадеж
но устаревшей, ее место заняла установка на nринциnиальное раз
нообразие познавательных перспектив. Постмодернисты отвергли
высокие стандарты научного знания, высокие научные авторитеты,
необходимость верификации и доказательности вьшвигаемых ар
гументов. Непрофессионалы были уравнены с nрофессионалами
в их способности изучать и объяснять мир. Как остроумно заметил
фран цузский философ М и шель Фуко, постмодернизм объя вил
<<право на восстание против разума>>.
П роизошла ради кальная инверсия в научной картине мира: на
первый план вышли м икроуровенъ, �икропроцессы , центробеж
н ые тенденции, локализация, фрагментация, и ндивидуализация.
М ир рассыпался на тысячу осколков, и постмодернисты объявили
это состоя ние естествен н ы м.
П ольский философ Зигмунт Бауман подчеркивает: <<Для наш их
дней наиболее характерна внезап ная популярность множествен
ного числа - частота, с которой теперь в этом числе появляются
существительные, некогда выступавшие только в единственном ...
Сегодня мы живем проектам и , а не проектом ... Постмодернизм и
есть в сушности закат nроекта - такого Суnерпроекта, который не
признает множественного числа>>
1 •
Сам ым эффективным способом
познания была признана игра: она повышает чувствительность че
ловека к различия м , прививает терпимость, размывает грань меж
ду естественным и искусственным.
В n ол итической философи и произошел реш ительный разрыв
с о всеми nрежни м и нормами и традициями. Постмодернизм объ
явил , что на место еди ной пол итической истории приходит ста
новление как самодостаточный процесс. Реальны только фрагмен
ты, события nол итической истории, но единого политического
процесса как чего-то непрерывного, еди ного, целостного нет. Для
становления настоя шего значение прошлого невелико, оно всего
лишь прошлое настоя шего. Временные горизонты политической
истори и растворяются в настояшем и сливаются с ним.
Баулш11
3.
Спор о nостчодерн изме // Соuиолоrический журнал. 1 994.
N2
4.
с.
73.
53
Макс М юллер называет политической историей <<такую взаи
мосвязь действ и й , которая ведет к возн икнове н и ю создан ного
мира, соответствуюшего ограниченной во времени группе л юдей».
П ри таком подходе, подчерки вает он, сушествуют именно истории
эпохально- и континентал ьно-различных груnпировок и их м иров.
Однако не сушествует п ол итичес кой истори и и см ысла <<В един
ствен ном ч исле>> , сам их по себе, истори и одного м и ра, а значит,
и истории человечества 1 •
Если прежни е познавател ьные парадигмы были построен ы по
при нцилу <<древа познания>> , в них четко различались направление
эволюции, иерархия, структура, целостность, то постмодернист
с кая парадигма приобрела характер <<ризомы>> . Этот термин был
заи мствован теоретиками постмодернизма из ботаники, где ризо
ма - способ жизнедеятельности м ноголетних растен и й типа ири
са. Ризома не и меет еди нога-корня , это м н ожество беспорядочно
переплетенных побегов, которые развиваются во всех направлени
ях. Другими словам и , это ползуший сорняк, которы й стелется по
земле, перевали вая через все препятствия, проб и ваясь сквозь ас
фальт, приживаясь между кам нями.
П оскольку с точк и зрен ия постмодернистов пол итический про
цесс состоит из треши н , разломов, п ровалов и пустот человече
ского бытия , политолог должен двигаться и нтуитивно, как ризома
по пересеченной местности, где нет н и каких четких ориентиров.
Французский философ Жак Дилез убежден в том , что такой подход
позволяет нам непреры вно умножать грани исследуемой реально
сти . П ол итически й п роцесс становится п ол и центричны м , он ло
маетс я , рветс я , течет нескол ьк и м и разнород н ы м и потоками ,
и будущее эти потоков неопределенно.
Н есомне н но, неопределенность , с нятие всех и всяческих гра
н и ц - ключевая характеристи ка постмодернистской парадигмы
пол итической философ и и . Ее изъян ы очевидны: изл и ш н и й нега
тивизм , деконструктивизм, хаотический плюрал изм , релятивизм .
Труднее выявить достоинства этой парадигм ы , но они все-таки
есть: отстаивание ценности разнообразия м ира, рас ш ире н ие кру
гозора исследователя, учет особен ностей его и ндивидуального раз
вития , вплоть до самоидентичности .
Бауман видит особое значение постмодернистской парадигмы
в том , что она л и шает философа самонадеян ной уверенности в
благополуч ном политическом финале, в разумности пол итической
М. Указ.
соч .
С. 279-28 1 .
54
эволюции. П остмодернизм избавляет от благодушия, он дарит ис
следовател ю те <<роковые сомнения>>, которые я вляются предпо
сылкой для всякой творческой интерпретации nолитики. У пост
модерниста <<есть п редпосылка для утверждений, что та история,
в которой современная цивилизация чувствовала себя в своей сти
х и и , п о сути пришла к концу .. . » 1 •
Следовательно, пол ити ка - не существующее настоящее, не
ступени прогресси вного развития человечества, а зона риска.
И пути научно-техн ического прогресса весьма неоднозначны: они
отмечены появлением атомной бомбы, трагедией Хиросимы и Чер
нобыл я. По остроумному замечани ю Баумана, постмодернизм
<<Грубо выбрасывает нас из сладкого сна» и мгновенно отрезвляет.
Постмодернистские откровен ия заставляют заново переписывать
историю современной гуманитаристики, но на этот раз <<Как исто
рию ошибок и искажений>> .
Главное в постмодернистской парадигме - все-таки не отказ
от
центральных философских категорий, а освобождение от навыков
мышления, связанн ых с использованием этих категорий. Филосо
фия политики становится не <<Сферой принципиальной координа
ции>> (Т. Парсонс), а <<Совокупностью шансов>>
(3.
Бауман) - шан
сов, явно не вполне Оnределившихея и н икогда до конца недетер
мин ированн ых. П ерефразируя Г. Зиммеля, можно сказать, что в
постмодернистской парадигме политический процесс складыва
ется из моментал ьных снимков, моментов движения, процессов,
которые в равной мере составляют взаимопони мание и сотрудни
чество вместе с антагонизмом и борьбой , взаимное согласование
усил и й и одновременно взаи мные nомехи.
П остмодерн изм вернул в философию политики вопрос о каче
ственной весомости политических событий и фактов, давно закры
тый позитивистской философией. Он напомнил, что не существует
корреляции между частотой появления и значимостью определен
ных событий в пол итике: только будущие поколения способны это
оцен ить. Статистика и социологические выборки не схватывают
размаха политических событи й и совершенно беспомощны в от
ношении динамики их саморазвития.
Наконец, постмодернизм по-новому поставил вопрос о призва
нии философа: <<улавли вать то, что выскальзывает из рук либо до
чего руки не доходят или чего не хотят трогать»2. В философии
Бауман
3.
Указ.
соч .
С. 74.
Там
же.
С. 79.
55
политики поя вилась неорди нарная задача: исследовать все появ
лявш иеся в прошлом альтернативные шансы и возможности , рас
сматри вая их как равноправные.
Достойны уважения постмодернистские призывы: <<разоблачать
ложь обещани й успокоительной уверенности и навсегда устроен
ного порядка>> , <<высмеи вать ч ванство п родавцов еди нствен ного
патентованного смысла, похваляюшихся так, словно они побыва
ли во дворце абсолютной истин ы и вкусили со стола конечн о й
мудрости>> , <<бить тревогу, а не усы плять; но при этом украшать
страсти , вместо того, чтобы их подстрекать>>
1 •
Действительно, постмодернистская парадигма н е дает алгорит
м ич ес ких рецептов и знания <<непреложных истиН>> , но она учит
исследователя творить н а перепутье, в горизонте вечно открытой
пол итической истории, ключевой характеристикой которой стала
стратегическая нестабильность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 .
Какие наиболее з н ач и м ы е идеи политической ф и лософии б ы л и
сформулированы в период античности ?
2. Почему и м е н н о Сократа считают первым античн ы м филосо
фом?
3.
Какие наиболее з н ач и м ы е идеи политической ф и лософии б ы л и
сформулированы в период Средневековья?
4.
Какое влияние оказала теория двух истин н а развитие полити
ческой философии ?
5 . В ч е м сущность макиавеллизма в политике?
б.
Какие наиболее з н ач и м ы е идеи политической ф илософии б ы л и
сформулированы эпоху П роевещенил
и
Новое время?
7.
Какое влияние оказала немецкая классическая ф и лософия н а
развитие политических идей?
8.
Какие наиболее знач и м ы е иде и политической ф илософии б ы л и
сформулированы в
ХХ
в.?
Бауман
3. Указ.
соч.
С. 79.
Глава
3
Часть вторая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ
ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРА
XXI
В.
Во времен� зодчества мысль превращалась в каменную
громаду и властно завладевала определенным веком и
определенным пространством. Н ы не же она превраща
ется в стаю птиц, разлетающихся на все четыре сторо
ны, и занимает все точки во времени и пространстве ...
Разрушить можно любую массу, но как искоренить то,
что вездесуще?
В.
Гюго
3.1 . ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ
КРИЗИС
Н ачало и н формационной эры ознаменовалось существен
ными изменениями в политической картине мира, которые носят
ярко выраже н н ы й п остклассический характер. И нформацион ная
револ юция разворачивается в современном обществе как процесс
радикальных изменени й , вызванн ы й информационными техноло
гиями. Политическая система, основанная на развитии и нститутов
и пол итических норм, испытывает сегодня колоссальное давление
со сторон ы глобальных сетей богатства, и н формации и могуще
ства. В виртуал ьном информационном пространстве, где каждое
явление становится м ногозн ачным, происходит разрыв между по
лити кой п редставительства и пол итикой и н формационного вме
шательства, что неминуемо приводит к кризису легитимности всех
прежних и нститутов политической власти . Н а наших глазах поли
тическое пространство начинает формироваться по новым прави-
57
лам и принцилам п ол итической и гр ы , которые ди ктуют законы
и нформационной революции.
М ежду тем наше пол итическое зрен и е так п ривыкл о к сакра
ментал ь н ы м политическим организациям - трем ветвям полити
ческо й власти , государственн ы м структурам, ярким знаменам и
лозунгам политических партий , что м ы испытываем вполне понят
ное чувство растерянности перед виртуальными формами пол ити
ческо й борьбы, перед натиском и нформационной агресси и , стре
м ительно расширяющим ся м и ром символов.
Для росси й ских политологов главн ы й парадокс современ ной
ситуации состоит в том , что именно сейчас, когда в нашей стране
наконец начал и развиваться и набирать с илу институты полити
ческо й демократии , о н и перестали и грать главную роль в полити
ческом м ире. Трагедия и фарс современности - в развитии пара
доксальной тенденции информационного общества: чем совреме н
нее становится общество, тем большее значение в н е м придается
н е и нститутам и норм а м , а сам и м действу ю щ и м л и цам и и х
и миджам, причем на виртуальной политической сцене.
Французский политолог А. Турен в одной из своих последних
книг <<С пособн ы л и мы ж ить вместе? Равные и разли ч н ые>> ( 1 997)
подчеркивает: самой яркой чертой современности является ослаб-
' д
v
ление традиционного социально-пол итического п оля . е истви-
тельно, картина политической жизни , которую дает классическая
политология, представляется сегодня абстрактной и весьма дале
кой от наблюдаемой п ол итической реальности.
Где можно обнаружить политические ценности, превращающи
еся в политические н ор м ы , и п ол итические норм ы , создающие
политические с исте м ы , формы власти и п ол итические статусы?
И что самое главное - где пол итически й субъект, формирующий
ся согласно классической модели , принимающий те или и н ые по
л итические роли и завоевывающий пол итические права?
Во м ногом постклассический субъект пол итики формируется
сегодня н е в рам ках п ол итической с исте м ы , а вне ее и вопре ки
е й - в н еравной борьбе с политическим и структурами и силами
рынка. Как остроумно замечает Турен, современный политический
актор уже не стрем ится создать идеальное государство, идеальный
политический строй : <<он осваивает и защищает лужайку, которую
постоян но пытаются захватить»2. Человек пол итический сегодня
58
Touraine А.
Pourrons - nous vivre ensemЬle? Egaux et differents. Р.: Editions
Fayard,
1 997. Р. 73-74.
Ор. cit.
Р.
1 1 5.
скорее обороняется, чем участвует в борьбе, скорее защищается,
чем пророчествует. Другим и словами, он - сила освобождения,
а не архитектор политического порядка.
3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ:
ИСКУШЕНИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
Вместе с тем развитие науки и техники, высоких технологий
и массовых коммун икаций способствовало виртуальности, стохас
тичности, нел инейности и дискретности политических процессов.
Есл и в классической политической системе политическое знание
соотносилось со сферой политического бытия, политического су
ществования, то информационная революция, используя вирту
альное пространство, мгновенно переводит новую информацию в
сферу пол итического действия. Использование информации для
нахождения наиболее эффективных способов ее при менения на
практике - это и есть политическое управление в информацион
ном обществе.
Доступ к новой и нформаци и становится важным ресурсом по
литической власти, и этот ресурс она может использовать в даль
нейшем по своему усмотрен ию, не искл ючая различные и нфор
мационные мани пуляции в своих интересах. Дело в том, что ин
формация как п ол итичес к и й ресурс обладает цел ым рядом
при н ц и пиал ьно новых качеств, которые особенно эффективно
можно испол ьзовать именно в политической сфере. В отличие от
природных, трудовых и денежных ресурсов, и нформация не убы
вает по мере ее использования, поэтому ее политического влияния
хватает на л юбую аудиторию; и нформация неотчуждаема, и при
обретение новой и нформации не уменьшает нашей способности
приобрести еще столько же.
Информация м гновенно распространяется в пространстве, и ее
одновременно могут потреблять самые разные политические ак
торы. С точки зрения пол итической мобилизации общества ин
формационный ресурс обладает преимуществом всеохватиости и
одновремен ности воздействия, что до и нформационной револю
ции было практически неосуществимо.
Н о совершенно особое значение в информационном обществе
имеет фактор времени. Политическая информация особо чувстви
тельна к политическому времени: одна и та же информация за час
до политических выборов и через час после н их может стремитель
но обесцениться и полностью потерять свое политическое значе-
59