Файл: Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитию речи детей раннего возраста следует уделять особое внимание. Ведь к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться.
Кроме того, уровень развития речи часто имеет диагностическое значение и дает информацию об общем развитии ребенка.
Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее:
-
Занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении; -
Необходимо наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком; -
В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; -
Следует многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки; -
Содержание материала должно соответствовать опыту детей и основываться на программе детского сада; -
Уровееь сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; -
Длительность занятия должна составлять от 2 – 10 до 15-20 минут; -
Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Ребенок 1 – 3 лет может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Прежде чем приступать непосредственно к развитию речи малышей, необходимо провести ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания. Обычно развитию слуха и дыхания ребенка не уделяют должного внимания. Однако слуху и дыханию принадлежит ведущая роль в процессе овладения речью.
Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Иногда ребенок может производить впечатление слабослышащего: он не реагирует на обращения, не понимает и не выполняет словесные инструкции. Это говорит о том, что слуховое восприятие ребенка развито недостаточно и требует специальной работы.
Дыхание не менее важно для развития речи. Часто ребенок начинает задыхаться, запинаться, захлебываться во время разговора. Он не умеет правильно дышать и разговаривать одновременно. Нужно научить его этому, сделать его выдох сильным и уверенным.
РАЗВИТИЕ СЛУХА
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают формироваться в младенческом возрасте.
Неречевой (физический слух) – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие), различение их по громкости, определение источника и направления звука.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная особенность человека, которую необходимо развивать. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни, обучая малыша осознанно пользоваться возможностями данного от природы слуха.
Речевой (фонематический слух) – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Речь – основное средство общения между людьми. Без умения сосредоточиться на звуках человеческой речи нельзя научиться понимать её. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Игры, занятия, упражнения.
-
«Что звучит?»
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голоса животных и птиц.
-
«Пошуршим, постучим»
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другие).
-
«Коробочки со звуками»
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие предметы.
Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами (удобно использовать контейнеры для фотопленки).
-
«Маленькие музыканты»
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.
Материалы. Детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
-
Мишка и зайчик.
Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Материалы. Бубен или барабан.
-
«Кто там?»
Цель. Развивать речевой слух (различение на слух звукоподражаний).
Материалы. Игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.
-
«Найди и покажи»
Цель. Развивать речевой слух (умение слушать слова).
Материалы. Различные игрушки и предметы.
-
«Съедобное – несъедобное»
Цель. Способствовать формированию речевого слуха (умение внимательно слушать слова); развивать мышление.
Материалы. Мяч.
-
«Слушай и выполняй»
Цель. Развивать речевой слух (умение правильно воспринимать словесную инструкцию).
-
«Правильно – неправильно»
Цель. Способствовать формированию речевого слуха (умение внимательно слушать слова); развивать мышление.
Материалы. Различные игрушки и предметы.
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ
Процесс дыхания играет очень важную роль в жизни человека, поддерживая жизнедеятельность всего организма. Происходит это рефлекторно (неосознанно). Условно можно выделить физиологическое и речевое дыхание.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Во время занятий необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Особое внимание следует уделять правильному ротовому выдоху.
-
Выдоху должен предшествовать сильный вдох через нос или рот («набираем полную грудь воздуха»), -
Во время выдоха воздух выходит только через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух). -
Выдох происходит плавно, а не толчками. -
Во время выдоха губы нужно складывать трубочкой, не следует сжимать их, надувать щеки. -
Выдыхать необходимо до тех пор, пока не закончится воздух.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз. Говорить нужно на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
Для воспитания правильной речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, например, с, з, ш, ж, р, ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова нужно произносить слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух при помощи частых коротких вдохов. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом од одного слова к другому. Во время произнесения длинных фраз необходимо научить детей делать осмысленные паузы, во время которых можно сделать вдох.
Приступать к тренировке речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания включает в себя:
-
Обучение плавному произношению звуков и слогов на выдохе; -
Обучение плавному произношению слов и коротких фраз на выдохе; -
Чтение стихотворений; -
Пение песенок.
Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
При проведении дыхательных упражнений следует иметь в виду, что они быстро утомляют ребенка, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо контролировать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Игры и упражнения:
-
«Лети, бабочка!»
Цель. Формировать длительный непрерывный ротовой выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Яркие бумажные бабочки (2-3 штуки).
-
«Снег идет»
Цель. Формировать плавный длительный выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Кусочки ваты.
-
«Катись, шарик!»
Цель. Формировать сильный плавный направленный выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Легкий пластмассовый шарик.
-
Воздушный шар»
Цель. Формировать сильный плавный ротовой выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Воздушный шар на ниточке; шар, наполненный газом.
-
«Бульки»
Цель. Формировать сильный ротовой выдох; обучать умению дуть через трубочку; развивать мышцы губ.
Материалы. Стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.
-
«Милиционер» («Полицейский»)
Цель. Формировать сильный плавный выдох; развивать мышцы губ.
Материалы. Игрушечные свистки.
-
«Пой со мной!»
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
-
«Сдуй шарик»
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
-
«Насос»
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
-
«Веселая песенка»
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Материалы. Кукла или матрёшка.
РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часто, когда заходит разговор о ребенке 1,5 – 3 лет, который еще не научился хорошо и четко говорить, от близких малыша можно услышать такие слова: «Он все понимает, только говорит пока мало (нечетко, непонятно)». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значение многих слов и предложений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.
Пассивный запас слов ребенка (впрочем, как и у взрослых) намного больше, чем активный. Оценить уровень понимания обращенной к ребенку речи можно приблизительно, ориентируясь на адекватность его реакции на слова, вопросы, просьбы взрослого.
Внимательно наблюдая за малышом, можно определить, насколько правильно и четко он усвоил значения слов и выражений, как понимает фразы и тексты. При этом нередко выясняется, что ребенок смешивает значения некоторых слов (например, ванна – раковина, шампунь – крем, диван – кровать), либо одним и тем же словом обозначает разные предметы или действия.
Для того чтобы процесс понимания речи происходил целенаправленно и осознанно, необходимо руководство взрослого, который будет предлагать ребенку новый речевой материал, объяснять значение слов и фраз.
Можно выделить два направления работы в развитии ребенка понимания речи: создание речевой среды; накопление пассивного словаря.
Создание речевой среды
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, во время режимных моментов, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Для развития речи ребенка необходимо использовать любую спонтанно возникающую ситуацию.
С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, купание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.), во время игры, чтения книг, просмотра мультфильмов и т.п.