Файл: Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом нужно часто обращаться к ребенку, задавать вопросы. Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на вопрос сами.

Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даст свои плоды. Слыша речь взрослого, ребенок узнаёт много новых слов и выражений.

Так как речевой навык формируется у ребенка в процессе подражания, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной. Известно, что не только дети, но и взрослые могут менять звуковой состав слов (например, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела), неправильно ставить ударение в словах (например, докУмент, вместо докумЕнт, созвОнимся вместо созвонИмся), путать смысловые значения слов (например, аутизм и атеизм), употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть).

Однако взрослые могут осознанно исправить свои ошибки, спросив у грамотного человека, как правильно произносить то или иное слово, заглянув в учебник или словарь. У малышей усвоение речевых эталонов происходит по подражанию – спонтанно и неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта того или иного слова, который со временем может закрепиться. Кроме того, ребенок копирует у взрослых силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность, в целом манеру говорить. Так, известны случаи возникновения запинок в речи ребенка, который общается с заикающимся взрослым. Излишнее сюсюканье с ребенком также негативно влияет на процесс развития речи.

Итак, окружающая малыша устная речь должна соответствовать правилам русского языка. Это касается звукопроизношения, употребления ударения, правильного смыслового употребления слов и словосочетаний и других сторон речи. Учитывая вышесказанное, необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, была простой, с четкой артикуляцией, без речевых нарушений.

Постепенно уровень речевого развития ребенка усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Для того чтобы в полной мере использовать новые возможности малыша, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к его речи.

Часто такое усложнение и расширение речевого общения происходит само собой: ребенок растет, и меняется стиль общения с ним. Соответственно, меняется и уровень сложности речевого общения, требования к речи ребенка повышаются. Однако следует помнить о том, что уровень требований должен соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.


Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые способствуют ускорению речевого развития малыша. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста.

Полезно также использовать разнообразные аудио- и видеоматериалы (песенки, сказки, мультфильмы), как можно чаще читать детям художественные произведения. При этом надо помнить о том, что маленькие дети любят слушать одни и те же стихи, сказки, рассказы по много раз. Не отказывайте им в чтении знакомых и любимых сказок, но при этом предлагайте новые, постепенно расширяя круг чтения. В детском саду чтение книг и рассказывание сказок чаще происходит во время укладывания на дневной сон. («Готовы слушать сказку? Тогда лежите тихо, не шумите и не разговаривайте – слушайте сказку и засыпайте. Стоял в поле домик-теремок. Однажды пробегала мимо теремка мышка-норушка…»)
Накопление пассивного словаря
Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок хорошо понимает, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо использовать редко.

В норме процесс накопления пассивного словаря у маленьких детей происходит постоянно. Дети, как губки, впитывают речь окружающих людей, которая не всегда бывает правильной.

Процесс развития у ребенка понимания речи и накопления словарного запаса требует вдумчивого отношения и мудрого руководства со стороны взрослого. Желательно уделять этому пристальное внимание, организуя специальные занятия.

Основная цель этих занятий – обогащение словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагают только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. В первые годы жизни ребенка не рекомендуется перегружать его пассивный словарь словами с отвлеченным значением и обобщениями.

Ниже представлен примерный перечень слов, рекомендуемых для запоминания.

Существительные

  • Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведерко, лопатка, конструктор и др.

  • Части тела: нога, рука, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

  • Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, шуба, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

  • Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

  • Дом: дверь, дом, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, пол, потолок, стена и др.

  • Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

  • Бытовая техника: телевизор, телефон, плита, холодильник, пылесос, стиральная машина, утюг и др.

  • Предметы домашнего обихода: часы, зеркало, лампа, ковер, одеяло, подушка и др.

  • Материалы для занятий: карандаш, ручка, бумага, альбом, тетрадь, краски, пластилин, картинки, книга и др.

  • Посуда: тарелка, чашка, стакан, кастрюля, сковорода, миска, нож, вилка, ложка, половник и др.

  • Продукты питания: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творог, йогурт, печенье, сок, яйцо, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

  • Природа: растение, дерево, куст, трава, цветы, грибы, животное, зверь, птица, насекомое и др.

  • Овощи, фрукты, ягоды: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива, персик, виноград; клубника, малина, клюква, черника и др.

  • Цветы: роза, гвоздика, тюльпан, лилия, ромашка, одуванчик и др.

  • Животные: голубь, воробей, ворона; муха, комар, бабочка, стрекоза, пчела; лиса, волк, заяц, медведь, ёж, мышь, змея; слон, лев, тигр, жираф, носорог, крокодил, черепаха, обезьяна, пингвин; собака, кошка, лошадь, корова, коза, свинья, кролик, овца, осел, утка, гусь, индюк, курица; теленок, козленок, поросенок, ягненок, утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок и др.

  • Транспорт: машина, автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, такси, самосвал, самолет и др.

  • Объекты окружающей жизни: улица, дорога, светофор, качели, горка, парк и др.

  • Явления окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.


Глаголы

  • Собственные действия ребенка: идет, стоит, сидит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, несет, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.

  • Действия, которые совершают взрослые: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гадит, варит, жарит, подметает и др.

  • Движения и действия животных: прыгает, летает, скачет, прячется, убегает, охотится, лакает, грызет, жует, клюет, мычит, лает, мяукает, жужжит и др.

  • Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолет летит; листья падают и др.

Прилагательные, наречия, предлоги

  • Названия цветов: белый, черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, коричневый, голубой, розовый и др.

  • Форма предметов: круглый. Квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

  • Свойства предметов: холодный, теплый, горячий, тяжелый, легкий, гладкий, острый, мягкий, твердый, липкий и др.

  • Размеры предметов: большой, маленький; длинный, короткий; высокий, низкий; широкий, узкий.

  • Эмоциональные состояния, психологические характеристики: веселый, грустный, добрый, злой, спокойный и др.

  • Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, горький; мокро, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

  • Местонахождение предметов: здесь, тут, там; на, над, под, в, за, перед.

  • Количественные характеристики: один, много, мало и др.

  • Временные характеристики: сегодня, вчера, завтра; утро, день, вечер, ночь; рано, поздно.

  • Некоторые нравственные понятия: плохо, хорошо, правильно, неправильно.

Предлагаемый словарь дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу по обогащению пассивного словаря детей. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Детей также необходимо знакомить с различными фразами. И слова, и фразы ребенок сначала усваивает в контексте конкретной ситуации: малыш видит предмет, вы называете его, ребенок совершает действие, вы обозначаете его глаголом. Постепенно смысловой контекст переходит из практической реальности в представления, обозначенные при помощи слов.

Кроме того, полезно использовать в речи общеупотребительные жесты, например:

  • На (предложение) – протянуть раскрытую ладонь;

  • Дай (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

  • Да (согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

  • Нет (отрицание) – кивок головой в направлении слева направо (можно повторить движение несколько раз), или движение прямой ладонью из стороны в сторону;

  • Там (указание направления) – взмах рукой в направлении объекта, на который хотят указать;

  • Вот (указание на близлежащий объект) – показать прямым указательным пальцем на предмет;

  • Тихо (призыв к молчанию, тишине) – прижать прямой указательный палец к сомкнутым губам;

  • Пока (прощаемся) – помахать рукой;

  • Один (обозначение количества) – показать указательный палец.


Обучая малышей жестам, используйте только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты. Не придумывайте новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения глухих людей).
Занятия

  1. Семейный альбом

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (слова – названия членов семьи).

Материалы. Семейные фотографии с изображениями близких ребенка.

  1. Покажи ручки

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (слова – названия частей тела).

  1. Найди и покажи

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (названия предметов мебели и их назначение).

  1. Встречаем гостей

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (названия комнат и других помещений, их назначение).

  1. У кого картинка?

Цель. Обогащать пассивный словарь детей

  1. Веселые загадки

Цель. Обогащать пассивный словарь детей, учить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы либо картинки с их изображением.

  1. Выполни команду

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (глаголы).

Материалы. Игрушка (кукла или животное) с гибким телом и конечностями.

  1. Где один, а где много?

Цель. Учить детей различать формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Пары картинок с изображением различных предметов (на одной картинке – один предмет, на другой – несколько).

  1. Большой и маленький

Цель. Обогащать пассивный словарь детей (знакомство с понятиями большой и маленький); учить соотносить слова большой, маленький с величиной предметов.

Материалы. Различные игрушки и предметы или картинки с их изображением.

  1. Два предмета

Цель. Учить детей определять местонахождение предметов, использовать предлоги на, под, в, около (рядом).

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ
Основной способ развития активной речи малышей – подражание. Потребность подражать действиям, словам, а также эмоциональным проявлениям взрослого естественна для маленького ребенка. Обычно процесс подражания развивается спонтанно, однако его можно стимулировать при помощи специальных приемов. Мы советуем начинать занятия по развитию речи с малышами именно с развития речевого подражания. Ни в коем случае нельзя допускать распространенную ошибку и начинать работу с разучивания слов или, что еще хуже, с постановки звуков.


Речевые возможности ребенка 1-3 лет еще ограниченны: малыш пока не умеет произносить многие сложные по артикуляции фонемы (шипящие – ш, ж, щ, ч; сонорные – л, р, и др.); слова, со стечением согласных, состоящие из нескольких слогов; строить длинные фразы. В этот период у ребенка может появиться так называемая автономная речь – придумывание собственных звукосочетаний и замена ими слов. Эти звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Такая речь является временным явлением, она компенсирует недостаток речевых возможностей ребенка в этот период. Закреплять автономную речь ребенка не следует.

Помимо развития речевого подражания, существует ряд очень эффективных приемов развития активной речи ребенка. Например, договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях; многократное повторение одних и тех же слов; вопросы к ребенку и т.п.
Развитие речевого подражания
Речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Речевое подражание маленького ребенка сначала похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отсроченного во времени повторения. Для того чтобы подражание речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие малыша говорить.

Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:

  • Речь должна быть правильной, чистой, без речевых нарушений, эмоциональной, интонированной, с выделением ударного слога;

  • Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

  • Слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, нужно произносить неоднократно;

  • Следует давать ребенку только образцы правильной речи и не повторять за ним слова-заменители.

На этапе развития речевого подражания не следует предъявлять к ребенку и его речи слишком высокие требования. Главное – добиться того, чтобы он начал говорить. Не нужно требовать от малыша точного звукопроизношения. В раннем возрасте гораздо важнее развитие коммуникативной функции речи – возможности общаться при помощи речи.