Файл: Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделяют несколько этапов развития речевого подражания:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку;

  • Повторение аморфных слов. Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни (А.Н.Гвоздев). К таким словам относятся подражания голосам животных – му-му, ав-ав, мяу-мяу и др.; звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; шуму транспорта – би-би, ту-ту и др.; слова-действия – куп-куп, бух, прыг-прыг, ам-ам, а также другие аморфные слова, которыми малыши могут заменять трудные для произношения слова (например, типта – тыква, тититики – кирпичики, бака – собака и др.);

  • Повторение слов. Сначала для повторения ребенку предлагают простые короткие слова – мама, папа, дай, на и т.д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не кошка, а киса, не утка, а утя и т.п. По мере развития речи малыш учится произносить двух-, трех-сложные слова, воспроизводя их интонационно-ритмический рисунок. В раннем возрасте ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Особое внимание необходимо уделять усвоению ребенком глаголов, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов - названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его речевого развития;

  • Повторение коротких фраз, состоящих из 2-3 слов, например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Кошка спит. Мишка ест кашу. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, он учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении, например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Побуждать ребенка к повторению слов и фраз нужно как в повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Ниже приведены примеры таких игр. Они представлены в последовательности, соответствующей этапам развития речевого подражания. Такая форма подачи материала (от простого к сложному) позволяет взрослому подбирать игры, в зависимости от возраста и уровня развития речи детей. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение (игры «Баба сеяла горох», «Поиграем с куклой», «На! Дай!» и др.). Также можно варьировать степень сложности игры в ходе работы с детьми внутри одной группы, так как в этом возрасте уровень развития речи малышей может сильно различаться.

Слова, предлагаемые для повторения, выделены курсивом. Дети должны проговаривать их вместе со взрослым. Повторение звуков, слов и фраз сопровождается простыми движениями, что оживляет игру, помогает дольше удерживать внимание и интерес малышей, реализует их естественную потребность в движении.

Игры:

  1. «Самолеты»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука У).

  1. «Машины»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука Ж и звукоподражания би-би).

  1. «Поиграем на дудочке»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражания ду-ду-ду).

Материалы. Дудочка.

  1. «Поиграем на балалайке»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражания ля-ля-ля).

Материалы. Балалайка или картинка с ее изображением.

  1. «Позвеним колокольчиком»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражаний дон-дон, динь-динь-динь).

Материалы. Колокольчик.

  1. « Ехали – ехали»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражаний гоп-гоп-гоп, би-би-би, ту-ту-ту), способствовать физическому развитию.

  1. « Баба сеяла горох»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение слов: прыг-скок, баба, шла, горох, потолок и др.; фраз: баба шла, пирожок нашла и др.), способствовать физическому развитию.

  1. « Поиграем с куклой»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звука А; звукоподражания ля-ля-ля; слова кукла; фраз: кукла спит, кукла танцует, кукла поет песню и др.).

Материалы. Кукла.

  1. « Гости»

Цель. Развивать подражание речи взрослого (повторение звукоподражаний: тук-тук-тук, ко-ко-ко, ав-ав, мяу-мяу, му-у-у, га-га-га, кря-кря, и-го-го и др.; слов: курица, собака, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.; фраз: кто там? Собачка ав-ав. Курочка клюет и др.).

Материалы. Конструктор, игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадь и др.

  1. «На! Дай!»

Цель. Развивать подражание движениям (использование жестов на, дай) и речи взрослого (повторение слов на, дай; фраз с этими словами, например: « На мячик. Дай кубик. На ложку»).

Материалы. Игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.

Приемы, способствующие развитию активной речи детей
Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:

  • Многократное повторение речевого материала;

  • Паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;

  • Вопросы к ребенку;

  • Использование стихотворных текстов;

  • Использование текстов с повторяющимися элементами;

  • Договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;

  • Ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);

  • Договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;

  • Использование иллюстраций к текстам;

  • Обыгрывание текста.


Рассмотри подробнее перечисленные приемы.

Повторение речевого материала. В ходе занятий по развитию речи следует многократно повторять слова, словосочетания и фразы, что обеспечивает лучшее восприятие детьми речевого материала и его запоминание, кроме того, дети очень любят слушать стихотворения, сказки и песенки по несколько раз, что создает благоприятные условия для развития активной речи.

Паузы в речи. Паузы в речи взрослого дают малышам возможность высказаться. Часто взрослым необходимо приложить усилия, чтобы понять речь ребенка. Но в любом случае его следует обязательно похвалить за старание.

Вопросы. В ходе занятия педагог многократно повторяет ключевое слово или фразу, предлагаемую детям для запоминания и воспроизведения. Затем задает малышам вопрос, побуждая ответить этим словом (фразой). Если малыши затрудняются с ответом, то взрослый сам отвечает на поставленный вопрос, проговаривая нужное слово или фразу. Через некоторое время он снова повторяет вопрос.

В качестве ответа на заданный вопрос можно предложить детям несколько возможных вариантов. Например, в процессе игры с куклой взрослый показывает детям куклу и несколько раз произносит слово кукла, затем спрашивает: «Кто это?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает: «Кукла». Или предлагает варианты ответов «Кто это? Это кукла. Мишка. Зайка». Дети выбирают и произносят правильный вариант.

Договаривание последних слов в тексте. После того как дети запомнят текст стихотворения или сказки (произведение повторяется в течение нескольких дней), можно использовать прием договаривания слов и фраз.

Взрослый делает паузу в конце стихотворной строфы или предложения, предлагая детям договорить нужное слово или словосочетание, а в дальнейшем – фразу. Если малыши затрудняются, воспитатель помогает им, произнося слова сам, но в следующий раз он снова предлагает договорить нужное слово.

Использование стихотворений. Четкость, ритмичность, выразительность стихотворений помогает детям лучше воспринять, понять и запомнить текст.

Использование текстов с повторяющимися элементами. На занятиях по развитию речи полезно использовать тексы с повторяющимися элементами, например, народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок» и другие), сказку К.Чуковского «Доктор Айболит», песенки (припевы). Повторяющиеся элементы помогают малышам воспринимать объемный текст, объединять отдельные его части в единое целое.


Сочетание текста с движениями. Чтение потешек и стихотворений полезно сопровождать ритмичными, повторяющимися движениями.

На первом этапе занятия педагог проговаривает текст стихотворения, сопровождая его движениями. Затем разучивает движения вместе с детьми. Только после того как дети хорошо запомнят движения, можно попросить их договаривать пропущенные в тексте слова и строки. Иногда детям сложно совмещать движения и речь, поэтому можно предложить им договаривать слова, не сопровождая их движениями. Когда малыши запомнят текст, речь и движения совмещаются.

Сочетание текста с мелодией. Очень полезно сопровождать пение песен простыми движениями. При этом желательно использовать опыт музыкальных занятий.

Музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, голосовую активность, развивает восприятие. Кроме того, музыка способствует развитию взаимодействия маленького ребенка со сверстниками.

Рифмованные загадки должны быть краткими (содержать не больше 2 – 4 строк) и доступными по содержанию для детей раннего возраста (особенно эффективными являются загадки про животных). Отгадкой должно быть, последнее слово загадки.

Для того, чтобы малышам было легче отгадать загадку, сначала можно показать отгадку – предмет или картинку. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора предметов или их изображений. В этом случае помимо развития речи уделяется внимание развитию мышления малышей. На заключительном этапе работы дети отгадывают знакомые загадки без подсказок. Дети узнают знакомые загадки и стараются быстро дать ответ.

Использование иллюстраций к текстам. Для того чтобы облегчить восприятие текстов, малышам полезно показывать иллюстративный материал. При этом картинки должны быть простыми, яркими, привлекающими внимание.

Обыгрывание текста. Для того чтобы помочь детям воспринять и осмыслить не только отдельные слова и фрагменты произведения, но и содержание текста в целом, необходимо эмоционально обыграть его, используя игрушки и предметы.
Перечисленные приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.

Занятия:

  1. «Петушок»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушечный петушок.

  1. «Божья коровка»

Цель. Развивать активную речь детей.


Материалы. Игрушечная божья коровка или ее изображение.

  1. «Гуси»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушечные гуси или картинка с их изображением.

  1. «Игрушки»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушки: медведь, бык, лошадь, слон, мяч (или картинки с их изображением).

  1. «Курочка Ряба»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».

  1. «Репка»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Иллюстрации к сказке «Репка».

  1. «Айболит»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Иллюстрации к сказке «Айболит».

  1. «Сорока-белобока»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Саша»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Коза рогатая»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Ладушки»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Бобик»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

Материалы. Игрушечная собачка.

  1. «Пирожки»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Цыплята»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Я на солнышке лежу»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Антошка»

Цель. Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

  1. «Загадки про птиц»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушки – петух и цыпленок; картинки с изображением петуха, вороны, воробья.

  1. «Загадки про зверей»

Цель. Развивать активную речь детей.

Материалы. Игрушки – медведь, собака, слон; картинки с изображением лисы, медведя, собаки, черепахи, крокодила, слона, обезьяны.