Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самих пород сознание является основой группировки индивидов в этнические и политические союзы, классового деления. Н.М. Коркунов отстаивал точку зрения, согласно которой, основой всего права является индивидуаль­ное сознание, субъективное представление са­мой личности о должном порядке общественных отношений. Государственная власть - сила, обусловленная не волею властвующего, а сознани­ем зависимости подвластного, вытекающая из психических представлений граждан об их за­висимости от государства. Государство возникло в качестве средства осуществления права и поэтому наделено самостоятельной властью при­нуждения. Л.И. Петражицкий связывал понимание права и государ­ства с психическими переживаниями, правовыми эмоциями императивно-атрибутивного характера. Императивность - состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понуждения в сторону обязанного поведения, атрибутивность – поведенческий процесс сопровождаемый эмоциями, переживанием по поводу прав третьих лиц.

Характерными чертами теории являются связь возникновения го­сударства со свойствами человеческой психики, выражающимися в желании властвовать одних над другими, стрем­лении подчиняться, подражать и поклоняться харизматическому типу личности, потребностью жить в рамках коллективного, сплочённого общества. Например, магиче­ская сила, психическая энергия пле­менных вождей, жрецов, шаманов, колдунов делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события, что создавало условия для зависимости сознания одних членов обще­ства по отношению к другим. Вместе с тем всегда существуют несоглас­ные с властью, которые проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для сдерживания, подчинения, послушания, повиновения несогласных (сомневающихся) возникает государство и соответствующий аппарат принуждения. Государство - продукт разрешения психологических разногласий между инициативными (активны­ми) личностями и пассивными, способными лишь к подражанию, исполнению. Достоинства: психика человека - важ­ный фактор, оказывающий влияние на все общественный процессы. Недостатки: психика не всегда рациональна, и не является абсолютной, решающей причиной появления такого сложного властного института как государство. Сама психика человека зависима и испытывает на себе давлеющее влияние государственной политики, социальных, экономических, военных и иных внешних
условий, а значит, ее трансформация есть признак вторичности по отношению к государству.

Либертарно-юридическая теория возникновения государства (Основной представитель - В.С. Нерсесянц). Основана на прогрессе свободы, как основного элемента государства. Эта теория отлична от других концепций тем, что трактуя проблемы возникновения права и государства она проводит тесную связь с определенным аспектом понимания их сущности. Каково понимание (понятие) сущности права и государства, такова и соответствующая концепция их происхождения, назначения и развития. По этой причине каждая существующая концепция - это по своему теоретико-познавательному смыслу - составной элемент соответствующего понятия права и понятия государства. Особенностью данной теории является то, что право и государство при всех исторических изменениях и трансформациях обладают статичной сущностью охватываемой одним и тем же понятием. Все исторические трансформации права и государства как специфических социальных явлений происходят в строгих рамках определенной принципиально единой сущности. В противном случае, говоря о прошлом, возникновении права и государства, вкладывается один смысл, а в настоящее время - другой смысл, что означало бы признание произвольного множества сущностей, понятий и привело бы к отрицанию сущностного единства изучаемых явлений, обозначаемых однако непреходящим названием: «право», «государство». На основании либертарно-юридической теории право и государство возникают, функционируют, разви­ваются и действуют (как в прошлом, так и в современном мире) как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности спосо­ба, формы бытия, признания, выражения и осуще­ствления свободы людей.

Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференци­ации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам вла­сти первобытного общества доказывают собой начало прогресса, как форму нормативного и институционального при­знания и защиты свободы в виде правосубъ

ектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемир­но-исторический прогресс свободы (от рабства к феодализму, капитализму, постсоциалистическому и посткапи­талистическому цивилизму) является прогрессом соответствующих правовых и государственных форм бытия, но никак не сущности права и государства. Само возникновение права и государства означает наличие свободных индивидов - формально равных субъектов права и членов государства. Ведь появление свободы и качественно нового деления людей на свободных и несвободных можно выразить лишь в государственно-правовой форме - в форме признания одних (свободных) субъектами права и власти, а других (рабов) - соответственно объектами права и власти первых.

В тех первобытных обществах, где развитие не дошло до дифференциации людей на две принципиально противоположные группы (свободных и рабов), там не произошло перехода к праву и государству. В таких обществах на смену первобытнообщинному строю пришел деспотический строй. Деспотизм, во всех его формах, от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма - это строй без свободы, без права и без государства, основанный на насилии властвующих. Поэтому, представители данной теории предлагают не считать переход от первобытного строя к деспотизму как возникновение государства и права. Деспотическое государство, деспотическое право - это такой же нонсенс, как «тиранический правопорядок». Принципиальное отличие государственно-правового строя от деспотизма, отмеченное Платоном, Аристоте­лем, Локком, Монтескье, Кантом, Гегелем и многими современными авторами заключается в отличии свобо­ды от рабства, права от произвола, государственной влас­ти от насилия.

Существенный момент здесь то, что свобода без права и государства, как и право, государство невозможны без свободы. В сравнении с указной причиной, иные теоретические причины (мифологические, религиозные, органические, психо­логические, насилия, договорные, экономические, классовые), носят в лучшем случае сопутствующий характер. Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что право и государство возникают для признания, утверждения и защиты свободы в той форме и мере, в какой это вообще было возможно в конкретный период времени. Это подтверждается эволюционным
прогрессом свободы в исторически развивавшихся государственно-правовых формах, вплоть до правовой государственности наших дней.


Лекция 11. Основные типы понимания государства и права
Вопросы:

1. Основные проблемы теории государства и права

2. Значение правопонимания для теории государства и права

3. Современные типы понимания государства и права

4. Типы понимания права и государства в прошлом
1. Основные проблемы теории государства и права

Динамика общественной жизни требует теоретического переосмысления и решения новых вопросов. К вопросам, имеющим особое актуальное значение в последнее время можно отнести следующие: повышение и ответственности аппарата вла­сти и управления; проблемы правового государства и перспективы развития демократии, совершенствование народовластия; совершенствование системы права, законодательства, практики его реализа­ции; укрепление законности, пределы воздействия государства и права на обществен­ные отношения; научные трансформации в области типологии правопонимания и понимания государства и др. Ввиду множества проблем имеющих значение для развития теории государства и права, продуктивно рассмотреть какую-либо одну. В недалеком будущем решение большинства новых проблем будет так или иначе основано на определенном (новом) типе правопонимания и понимания государства. В этой связи стоит особое внимание уделить современной типологии правопонимания, предложенной В.С. Нерсесянцем (легистский тип, юснатуралистический тип и либертано-юридический).

2. Значение правопонимания для теории государства и права

Совокупность понятийно-теоретических знаний о праве и государ­стве наиболее полно может быть выражено в виде развернутой теории (определенной юридической типологии). В понятии права в научно-абст­рактном (концентрированном) виде сформулирована основная суть определенной юридической теории, ее краткий теоретико-правовой смысл. Поэтому, понятие права - это сжатое содержание теории, а сама юридическая теория - это развернутое поня­тие права.

Для систематизированного изучения различных государственно-правовых явлений ис­ходное значение имеет лежащий в их осно­ве конкретный тип понимания права и государства. Тип правопонимания определяет