Файл: 1. Определите предметы и задачи морфемики и сопоставьте с предметами и задачами словообразования.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В школьной программе мы тоже обращались к морфемному анализу. Только назывался он разбор слова по составу или морфологический разбор.
Морфологический разбор – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.
План разбора:
-
Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено. -
Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы -
Выделить основу. -
В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).
Пример:
Городской.
Городской – прилагательное в форме муж. р. И. падежа ед.ч.
Окончание –ой.
Словообразовательный суффикс –ск-.
Корень город-.
Основа городск-.
16.Установите цели и задачи словообразовательного анализа . На конкретном примере опишите методику словообразовательного анализа. Сопоставьте со школьным. Ко всем ли словам применим словообразовательный анализ?
Под словообразовательным анализом понимается установление словообразовательной мотивированности (производности), то есть определение словообразовательной структуры слова (уяснение мотивирующей базы и словообразовательного форманта), а также определение способа образования производного слова.
Задачей словообразовательного анализа является - установить является ли анализируемая основа непроизводной или производной; в последнем случае следует выяснить, как основа является производящей по отношению к изучаемой и с помощью какого словообразовательного средства и каким способом она произведена. Словообразовательный анализ показывает нам, что слово состоит не только из мелких частиц – морфем, но из более крупных частей – целых строительных блоков, состоящих более чем из одной морфемы.
Объектом словообразовательного анализа являются ТОЛЬКО ПРОИЗВОДНЫЕ слова.
Конечную цель словообразовательного анализа можно сформулировать следующим образом – дать «ответ на вопрос, как, каким способом, какими формальными средствами создано значение именно этого слова». Это поможет «совершенствовать навык толкования лексического значения слова без обращения к словарю, без перевода на родной язык».
Пример.
1.Определить значение слова.
Учитель- лицо, преподающие какой- либо учебный предмет в школе, профессионально обучающее кого-либо
2. Выделить основу слова и определить производность/непроизводность основы.
3.Установить наличие или отсутствие соответствующей производящей(мотивирующей) основы. Основа существительного учитель является производной, так как мотивированна основой глагола учит.
4. Выделить в производной основе две части: производящую основу и формант.Например: Учи-тель
5. Определить по форманту (дериватору) способ образования анализируемого слова. Так, сущ. Учитель образовано с помощью суффикса -тель-, имеющего значение лица(суффиксальный способ образования)
6. Определить позицию словообразующего морфа: установить с какими основами сочетается словообразующая морфема, так же какие морфонологические процессы происходят на морфемном шве основы и словообразующего морфа.
Так суффикс -тель- 1)сочетается с основами на -и- глаголов обоих видом: -учи-, -сочини- 2)при этом не происходит никаких морфонологических процессов.
7. Установить регулярность/нерегулярность модели, по которой образовано анализируемое слово. Для этого следует подобрать слова , образованные по той же словообразовательной модели. Модель: основа глагола сов./несов. вида на -и-(ть)+суф. -тель- со значение лица регулярна.
водительводить
проситель просить и т.д.
Схема словообразовательного анализа в школе:
1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано, выделить производящую основу.
3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано.
4. Построить словообразовательную цепочку.
5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.
17. Опишите виды семантических отношений между производным словом и его производящей базой. Каковы критерии установления производности? Охарактеризуйте функции словообразования.
Семантические отношения между производным словом и его производящей базой:
1. Мотивация – значение производного выводится из производящего.
- значение целиком выводится из составляющих (страстен)
- значение не является суммой значений производного и форманта, оно определяется путем ссылки на производящее. Фразеологичность семантики произведенного слова (водолазка)
2. Модификация – добавляется небольшой смысл. Часть речи, как правило, сохраняется. Мяч – мячик
3. Эквивалентность – не отличается по семантике. УАббревиация, усечение, стилистическое окрашивание.
4. Транспозиция – переход в другую часть речи. Значение остается прежним. Свежий – свежесть.
Критерии производ-ти:
1) при каждой производ.основе есть своя производящ.база
2) слова с производ.основами входят в двойной ряд соотношений
А) ряд с той же основой
Б) с тем же аффиксом, они воспроизводятся и могут воспроизводиться. Производ.основа бинарна
3) среди всех однокоренных слов между производной и производящей наименьшие формальные и смысловые различия. (разгрузка <-разгрузить)
4) производ.основа всегда мб истолкована посредством ссылки на производящую (крит.проф.винокура)
Функции словообразования:
1) собственно номинативная – созд.новые наименования
2) конструктивная – один и тот же смысл можно передать разными частями речи (мы изучили,нами изучен)
3) компрессивная – то более краткое наименование (продлёнка,зачётка),компрессией служит аббревиат.
4) экспрессивная ф-я связана с желанием говорящего выразить свою оценку,эмоцию (депресняк, книженция,старушенция)
5) стилистич.окраска (книжка,селёдка,позабыла,зачитать\прочитать)
18. В чем различия словарного и словообразовательного толкования семантики производного слова?
Словообразовательное толкование рассматривается как важнейший компонент словообразовательного анализа, является условием его выполнения. При описании семантики производного слова необходимо воспользоваться специальным словосочетанием, в котором отсылочная часть выражена производящим словом, а формирующая – типовым значением словообразовательного аффикса. Значение производного слова всегда должно объясняться через значение основы, являющейся для слова производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый им объект.
При словообразовательном толковании необходимо учитывать и общекатегориальное значение слова, его принадлежность к той или иной части речи и «тот способ, который лег в основу обозначения данного предмета, признака или процесса по его отношению к другому предмету, признаку или процессу»
При использовании приема словообразовательного толкования, позволяющая учащимся осмыслить значение морфем, а также овладеть приемами морфемного и словообразовательного анализа слова, нужно помнить следующие моменты:
1.Лексическое значение производного слова должно объясняться через однокоренное слово: столик – маленький стол; синеватый – немного синий
2. Из всех однокоренных слов выбирается только то, которое является самым близким по форме и по смыслу, содержит производящую основу. В толкование производных слов обязательно входит производящее слово (основа): алеть – быть, становится алым .
3. Если смысловая связь производного и производящего не так очевидна, то в толковании должна быть отражена фразеологизированная семантика, тот компонент, который не имеет формального выражения ни в основе, ни в словообразовательном форманте: скворечник – домик для птиц, в том числе и для скворцов;
ишачить – много и тяжело работать, как ишак (подобно ишаку).
4. Смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться на синхронном уровне. Так, в современном русском языке слово столица, исторически образованное от слова стол, на синхронном уровне не связано с этим словом отношениями производности, не может быть объяснено через значение слова стол. Поэтому с точки зрения современного русского языка слово столица расценивается как непроизводное.
5. При толковании лексического значения производного слова необходимо учитывать его общекатегориальное значение, принадлежность к той или иной части речи. Это должно найти отражение в словообразовательных перифразах (объясняющих фразах, словообразовательных семантических образцах) или формулах мотивации
Словарное (лексическое) значение — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.
Значение имеют все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, кепка, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звезда — на
небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.
Лексическое значение может быть объяснено:
- описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления;
- через однокоренное слово;
- подбором синонимов.
Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.
Словарное толкование бывает:
- энциклопедичное - опис. раз признаки слова, предметы, по отношению к которым могло быть использовано слово, разные дефиниции, свойства, нелингвистические средства.
- лексико-графическое - выделение основных сем, значений слова.
19. различия семантики потенциальных и узуальных слов. Фразеологичность семантики производных слов.
Потенциальные слова. Слова, которые уже созданы, но еще не закреплены традицией словоупотребления, или могут быть созданы по образцу высокопродуктивных словообразовательных типов. Возражатель, повторятель, спрашиватель. Значение потенциальных слов всегда целиком мотивируется значением составляющих частей, т.е. они лишены фразеологичности. Некоторые потенциальные слова тяготеют к словосочетаниям (слова с приставками анти-, сверх-).
Потенциальные слова (возражатель,спрашиватель,повторятель):
1) они относятся к словообразоват.типам,облад.высокой системной продуктивностью,т.е они могут легко образовываться с помощью ср-в
2) их значение мотивируется значением составляющих частей,т.е лишено фразеологичности
3) они расположены на границе словосочетания (слова с приставками анти-,сверх-,ведущие себя как самостоят.частицы) и словоформы (высокопродуктив.синтаксич.дериваты,образ.с лёгкостью от словоформ – отприлагательные и отглагольные сущ и суф –ость и –ние)
4) раз.словообразоват.типы облад.раз.способностью производить потенц.слова. (архи,анти,сверх,до,пере и тд – с этими типами потенц.слова преимущественно производятся; суф.к – эти типы лишены производить протенц.слова,тк они фразеологичны по семантике; суф.тель – одинаково образ.и потенц,и узуал.слова)
Узуальные (учитель,писатель,каменщик):
1) помимо значения составляющих морфем и значения исходного слова, эти слова могут иметь что-то добавочное,индивидуальное,что нужно знать заранее. – фразеологичность семантики.(учитель – не только тот, кто учит,но профессионал)