Файл: Техническое обслуживание и ремонт системы пуска ваз 21102.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-После запуска двигателя стартер не выключается
неисправности:



Рисунок 8 контакты

Подгоревшие контакты можно очистить с помощью надфиля с сохранением плоскости контакта.



Рисунок 9 редуктор стартера неремонтопригоден.



Рисунок 10 Бендикс для отечественных машин часто удается заменить отдельно.

Диагностика.



Рисунок 11 стенд для проверки стартера

Самый точный способ диагностики – проверка стартера на специальном стенде. В этом случае можно проконтролировать практически все параметры, как связанные с электричеством, так и с механикой. Единственный недостаток – стартер придется снимать с автомобиля. Учитывая надежность современных электроприборов и то, что часто причины отказов в работе стартера – неисправности в других элементах электрической цепи, первичную диагностику лучше проводить на автомобиле. И первое, что нужно сделать, если стартер не включается или очень медленно вращает коленвал, – проверить степень заряженности аккумуляторной батареи и надежность контакта между клеммами проводов и ее выводами. Все остальное лучше сделает специалист, так как существует много нюансов. Например, на автомобилях с автоматической коробкой передач стартер не включится и в том случае, если селектор установлен в любое положение, кроме «N» и «P», и при ненажатой педали тормоза, хотя он может быть абсолютно исправным. В некоторых авто перед включением стартера нужно выжать педаль сцепления или нажать на тормоз, иначе стартер не включится из-за срабатывания защитных блокировок.

Способы ремонта

Если возможно, неисправные детали меняют на новые. Это касается щеток, муфты свободного хода с шестерней (так называемый бендикс) и втягивающего реле в сборе, втулок (подшипников) и обмоток статора. Иногда нужно проточить коллектор, на котором могут появиться кольцевые бороздки. Если их не удалить, новые щетки будут изнашиваться быстрее, чем при работе по гладкой поверхности. В случае сильного износа коллектора приходится менять якорь в сборе. Перемотка обмоток якоря и статора – работа достаточно сложная и дорогостоящая, поэтому ее делают только в специализированных мастерских.


Ресурс стартера не сокращается если:

-Не использовать стартер в качестве электродвигателя для коротких перемещений машины

-Соблюдается безопасный режим пуска мотора: запуск стартером – до 5 секунд, затем пауза 20–30 секунд

-Аккумуляторная батарея находится в заряженном состоянии

-При малейших симптомах неполадки стартера его подвергают диагностике и профилактическому ремонту

-Ремонт и обслуживание стартера выполняют квалифицированные специалисты.
Таблица 3 приведённых неисправностей и их устранение.


Возможные неисправности

Диагностика

Методы устранения

Коленчатый вал не проворачивается стартером

Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. 
При этом из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается – замените

Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. 
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею

Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ

При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр). 
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Обожмите клеммы, зачистите выводы, смажьте их техническим вазелином

Заклинивание коленчатого вала двигателя, навесных агрегатов

Проверьте легкость вращения коленчатого вала, шкивов генератора, насоса охлаждающей жидкости

Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости

Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика

Осмотр

Замените стартер или маховик

Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли наконечники, не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания

При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом напряжение 12 В на управляющий контакт тягового реле

Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть

Замыкание или обрыв во втягивающей обмотке реле стартера. Заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.)

При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но напряжение 12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, реле, проверьте его работу

Неисправное тяговое реле замените

Окислены контакты тягового реле или проводов

При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. 
Проверьте омметром сопротивление цепи "АБ – стартер"

Подтяните наконечники проводов; неисправное реле замените

Обгорание коллектора, зависание щеток или их износ

На снятом стартере проверьте усилие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора

Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер

Обрыв или замыкание в обмотке якоря

Проверяется омметром или по потемнению изоляции

Замените стартер

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера

При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву

Замените тяговое реле стартера

Пробуксовка муфты свободного хода

При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен

Замените муфту или стартер

Зубчатый венец проворачивается на маховике

При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления

Замените маховик

Сильный шум при работе стартера

Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода

Осмотр

Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные детали или стартер в сборе

Ослабло крепление магнита стартера (за него задевает якорь)

Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность магнитов и зазор между ними и якорем

Замените стартер

Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря

Осмотр после разборки стартера

Замените стартер

Зубчатый венец проворачивается на маховике

Осмотр

Замените маховик

Изношены зубья шестерни привода или венца маховика

При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления

Замените стартер или маховик

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода; ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера; заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле; неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты "30" и "50")

Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть

Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе

Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается

Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. 
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск

Зарядите батарею; если она не заряжается – замените

Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В.

Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею

Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ

При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр).

Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином

(К) Неисправность в цепи низкого напряжения

Проверьте омметром цепь от АБ до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть

(К) Неисправен датчик Холла

Определяется вольтметром (см. Система зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110) или заменой датчика на заведомо исправный

Заметите неисправный датчик

(К) Неисправна цепь "коммутатор – датчик Холла"

Проверка омметром

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода

(К) Неисправен коммутатор

Поставьте заведомо исправный коммутатор

Неисправный коммутатор замените

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей

(К) Закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5–8 мм от "массы" автомобиля, прокручивайте коленчатый вал двигателя стартером. Не прикасайтесь к высоковольтным цепям! Между проводом и "массой" должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если на выводе / выводах распределителя зажигания – неисправны ротор или крышка распределителя. Прогары ротора или крышки определяются визуально. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром

Неисправную катушку (К) / модуль или катушки (В) зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет. 
(К) Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя – замените их

Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном вале / валах (см. Двигатель)

Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

Высоковольтные провода подсоединены к распределителю (К) / модулю или катушкам (В) зажигания в неправильном порядке

Осмотр

Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров

Зазор между электродами свечей не соответствует норме

Зазор проверяется круглым щупом

Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

Дефектные свечи

Свечи проверяются на специальном стенде. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности)

Замените свечи

(К) Неправильная установка момента зажигания

См. Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110

Отрегулируйте угол опережения зажигания

Неисправен блок управления двигателем, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже – датчик температуры охлаждающей жидкости)

Проверьте, поступает ли напряжение 12 В на блок управления, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом демпфера коленчатого вала (1±0,2 мм). Сопротивление датчика – 500–700 Ом. 
При обрыве в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения

Замените неисправные блок, датчики, провода

(В) Управляющий импульс от датчи- ка положения коленчатого вала при-ходит не вовремя из-за расслоения демпфера коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива)

Осмотр демпфера

Замените демпфер (можно установить чугунный шкив)

(В) Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи

При пуске двигателя слегка нажмите на педаль газа, приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали – неисправен регулятор

Неисправный регулятор замените 

(В) Пуск двигателя блокирует иммобилайзер

Красный светодиод продолжает мигать, показывая, что включен режим охраны


Иммобилайзер даже в заблокированном состоянии допускает по крайней мере один пуск двигателя (подробнее см. описание работы иммобилайзера в руководстве по эксплуатации автомобиля). Запустить двигатель можно и установив новый блок управления

В баке нет топлива

По указателю и контрольной лампе уровня топлива

Долейте топливо

Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали, неисправен топливный насос (К)

При прокручивании коленчатого вала двигателя стартером из выхлопной трубыне пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора (К) нет бензина – при нажатии на педаль газа из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива. Наличие бензина (под давлением) в топливной рампе (В) можно проверить, кратковременно нажав на золотник штуцера в торце рампы. Помните, что бензин пожароопасен!

Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к топливному баку (К), замените топливный насос или его диафрагмы (К), дефектные шланги и трубки

(В) Перегорел предохранитель системы впрыска или плавкая вставка

Проверьте плавкую вставку – отрезок черного провода, предохранитель неотключаемого питания и предохранитель главного реле

Проверьте цепи и приборы системы впрыска, устраните причину перегорания, предохранитель замените

(В) Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (в т.ч. провода "массы") или неисправно его реле

Проверяется омметром

Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода

(В) Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (3,5 кг/см2), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра топливоприемника

Очистите сетку топливоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, – замените

(В) Неисправны форсунки или их цепи

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания). Блок управления диагностируется на СТО

Замените неисправный блок управления, форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях

(К) Неисправен электромагнитный клапан карбюратора или на него не подается напряжение при включении зажигания

См. Карбюратор "Солекс",Системы управления зажиганием и ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110

Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия. Опасность деформации!

(К) Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод

См. Карбюратор "Солекс"

Отрегулируйте пусковое устройство, при необходимости – замените

(К) Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный клапан

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры. Не повредите резьбу и жиклер!

(К) Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените 

(К) Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость их перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима

Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

(К) Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя

Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло








1.5 Ремонт стартера




Рисунок 12 стартер

  1. В первую очередь снимите минусовую клемму с АКБ.

  2. Для удобства снимите корпус воздушного фильтра.

  3. Затем отсоедините провод от втягивающего реле.



Рисунок 13 разборка стартера

Плюсовой провод тоже должен быть откручен от клеммы.

  1. Теперь отведите провода в сторону для получения доступа к требуемым элементам.



Рисунок 14 крепежная гайка стартера

  1. Отверните крепежные гайки стартера к КПП.

  2. Достаем стартер и переходим к разборке агрегата.



Рисунок 15 гайка М10

  1. В первую очередь открутите гайку М10.



Рисунок 16 провод

  1. Затем нужно отсоединить от контактного болта провод.



Рисунок 17 болты тягового реле

  1. Открутите два болта, держащие тяговое реле, и демонтируйте его.



Рисунок 18 якорь реле

  1. Выньте якорь реле, приподняв его вверх, чтобы снять петлю якоря с рычага.



Рисунок 19 болты контактной пластиной

  1. После снятия втягивающего реле проверьте, замыкаются ли болты контактной пластиной. Для этого вдвиньте якорь до упора внутрь и замерьте сопротивление на контактных болтах с помощью омметра. Если оно отсутствует, замените либо отремонтируйте реле.



Рисунок 20 выводы обмоток реле

  1. Для ремонта реле необходимо открутить два винта, отпаять выводы обмоток реле, снять крышку и зачистить наждачной шкуркой контактную пластину и головки болтов. Если головки болтов очень сильно подгорели, разверните их на 180 градусов.




Рисунок 21 редуктор

  1. Теперь переходим к ремонту редуктора стартера. Шестерни, находящиеся внутри, со временем изнашиваются, свойства смазки ухудшаются и появляется металлическая стружка. Для уменьшения износа элементов необходимо, чтобы редуктор был хорошо смазан.



Рисунок 22 шестерни

  1. Отвинтите гайки стяжных шпилек. Далее со стороны привода демонтируйте крышку с приводом и редуктором в сборе.



Рисунок 23 крышка

  1. Выкрутите из крышки две стяжные шпильки, поскольку демонтировать привод и редуктор намного удобнее без них.



Рисунок 24 снятие крышки

  1. Выньте планетарные шестерни редуктора, всего их три. Если повреждены их зубья либо игольчатые подшипники, которые заделаны в шестерни, замените шестерни.



Рисунок 25 демонтаж шестерни

  1. Что касается щеткодержателя, то его желательно менять в сборе.

  2. Со стороны коллектора снимите крышку со щетками и щеткодержателем.



Рисунок 26 крышка щеткодержателя

  1. Открутите два винта и демонтируйте щеткодержатель с крышки.



Рисунок 27 демонтаж щеткодержателя

  1. При монтаже щеткодержателя, отогните фиксаторы выньте пружины.



Рисунок 28 пружины

  1. Для проверки якоря на возможные дефекты выньте его из корпуса.



Рисунок 29 монтаж якоря из корпуса

  1. Снимите с вала якоря шестерню.




Рисунок 30 снятие шестерни

  1. Выньте якорь из статора.



Рисунок 31 статор

  1. При помощи лампочки 220 В проверьте обмотку. Когда напряжение подводится к сердечнику якоря и пластине коллектора, лампочка не должна гореть. А если она горит, замените якорь.



Рисунок 32 проверка обмотки

  1. Переходим к замене бендикса. Выньте из крышки редуктор с приводом.



Рисунок 33 редуктор с приводом

  1. Снимите с рычага опору с уплотнителем.



Рисунок 34 опора и уплотнитель

  1. Сбейте со стопорного кольца ограничительное кольцо при помощи подходящей оправки.



Рисунок 35 ограничительное кольцо

  1. Демонтируйте стопорное кольцо, а после этого ограничительное.



Рисунок 36 демонтаж колец

  1. Демонтируйте с вала привода привод в сборе.



Рисунок 37 демонтаж привода

  1. Если кольцо потеряло эластичность или сильно деформировалось, замените его.



Рисунок 38 кольцо