Файл: Техническое обслуживание и ремонт системы пуска ваз 21102.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-После запуска двигателя стартер не выключается
неисправности:
Рисунок 8 контакты
Подгоревшие контакты можно очистить с помощью надфиля с сохранением плоскости контакта.
Рисунок 9 редуктор стартера неремонтопригоден.
Рисунок 10 Бендикс для отечественных машин часто удается заменить отдельно.
Диагностика.
Рисунок 11 стенд для проверки стартера
Самый точный способ диагностики – проверка стартера на специальном стенде. В этом случае можно проконтролировать практически все параметры, как связанные с электричеством, так и с механикой. Единственный недостаток – стартер придется снимать с автомобиля. Учитывая надежность современных электроприборов и то, что часто причины отказов в работе стартера – неисправности в других элементах электрической цепи, первичную диагностику лучше проводить на автомобиле. И первое, что нужно сделать, если стартер не включается или очень медленно вращает коленвал, – проверить степень заряженности аккумуляторной батареи и надежность контакта между клеммами проводов и ее выводами. Все остальное лучше сделает специалист, так как существует много нюансов. Например, на автомобилях с автоматической коробкой передач стартер не включится и в том случае, если селектор установлен в любое положение, кроме «N» и «P», и при ненажатой педали тормоза, хотя он может быть абсолютно исправным. В некоторых авто перед включением стартера нужно выжать педаль сцепления или нажать на тормоз, иначе стартер не включится из-за срабатывания защитных блокировок.
Способы ремонта
Если возможно, неисправные детали меняют на новые. Это касается щеток, муфты свободного хода с шестерней (так называемый бендикс) и втягивающего реле в сборе, втулок (подшипников) и обмоток статора. Иногда нужно проточить коллектор, на котором могут появиться кольцевые бороздки. Если их не удалить, новые щетки будут изнашиваться быстрее, чем при работе по гладкой поверхности. В случае сильного износа коллектора приходится менять якорь в сборе. Перемотка обмоток якоря и статора – работа достаточно сложная и дорогостоящая, поэтому ее делают только в специализированных мастерских.
Ресурс стартера не сокращается если:
-Не использовать стартер в качестве электродвигателя для коротких перемещений машины
-Соблюдается безопасный режим пуска мотора: запуск стартером – до 5 секунд, затем пауза 20–30 секунд
-Аккумуляторная батарея находится в заряженном состоянии
-При малейших симптомах неполадки стартера его подвергают диагностике и профилактическому ремонту
-Ремонт и обслуживание стартера выполняют квалифицированные специалисты.
Таблица 3 приведённых неисправностей и их устранение.
Возможные неисправности | Диагностика | Методы устранения |
Коленчатый вал не проворачивается стартером | ||
Аккумуляторная батарея разряжена | Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею; если она не заряжается – замените |
Снижение емкости аккумуляторной батареи | Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею |
Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ | При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр). При включении стартера из-под капота может раздаваться треск | Обожмите клеммы, зачистите выводы, смажьте их техническим вазелином |
Заклинивание коленчатого вала двигателя, навесных агрегатов | Проверьте легкость вращения коленчатого вала, шкивов генератора, насоса охлаждающей жидкости | Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости |
Повреждены шестерня муфты стартера или зубья венца маховика | Осмотр | Замените стартер или маховик |
Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли наконечники, не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания | При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом напряжение 12 В на управляющий контакт тягового реле | Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть |
Замыкание или обрыв во втягивающей обмотке реле стартера. Заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.) | При повороте ключа в положение "стартер" тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но напряжение 12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите стартер, реле, проверьте его работу | Неисправное тяговое реле замените |
Окислены контакты тягового реле или проводов | При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи "АБ – стартер" | Подтяните наконечники проводов; неисправное реле замените |
Обгорание коллектора, зависание щеток или их износ | На снятом стартере проверьте усилие прижатия щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора | Зачистите коллектор мелкозернистой стеклянной шкуркой, промойте неэтилированным бензином, обеспечьте свободное перемещение щеток в гнездах. При сильном износе коллектора замените стартер |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря | Проверяется омметром или по потемнению изоляции | Замените стартер |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера | При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву | Замените тяговое реле стартера |
Пробуксовка муфты свободного хода | При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен | Замените муфту или стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления | Замените маховик |
Сильный шум при работе стартера | ||
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода | Осмотр | Подтяните резьбовые соединения указанным моментом, замените сломанные детали или стартер в сборе |
Ослабло крепление магнита стартера (за него задевает якорь) | Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность магнитов и зазор между ними и якорем | Замените стартер |
Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря | Осмотр после разборки стартера | Замените стартер |
Зубчатый венец проворачивается на маховике | Осмотр | Замените маховик |
Изношены зубья шестерни привода или венца маховика | При включении стартера зубчатый венец маховика вращается, маховик неподвижен. Визг, вой со стороны картера сцепления | Замените стартер или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода; ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера; заедание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле; неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты "30" и "50") | Проверка снятого стартера, осмотр после разборки. Работу выключателя зажигания можно проверить омметром или визуально, сняв его контактную часть | Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе |
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается | ||
Аккумуляторная батарея разряжена | Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск | Зарядите батарею; если она не заряжается – замените |
Снижение емкости аккумуляторной батареи | Напряжение на выводах АБ при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6–8 В. | Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна – замените батарею |
Окисление выводов аккумуляторной батареи, неплотная посадка клемм проводов на выводах АБ | При включении стартера напряжение в бортовой сети резко падает (гаснут контрольные лампы), а на выводах АБ – почти не меняется (дополнительный вольтметр). | Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их техническим вазелином |
(К) Неисправность в цепи низкого напряжения | Проверьте омметром цепь от АБ до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора | Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть |
(К) Неисправен датчик Холла | Определяется вольтметром (см. Система зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110) или заменой датчика на заведомо исправный | Заметите неисправный датчик |
(К) Неисправна цепь "коммутатор – датчик Холла" | Проверка омметром | Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода |
(К) Неисправен коммутатор | Поставьте заведомо исправный коммутатор | Неисправный коммутатор замените |
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей | (К) Закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5–8 мм от "массы" автомобиля, прокручивайте коленчатый вал двигателя стартером. Не прикасайтесь к высоковольтным цепям! Между проводом и "массой" должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания – неисправна катушка, если на выводе / выводах распределителя зажигания – неисправны ротор или крышка распределителя. Прогары ротора или крышки определяются визуально. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром | Неисправную катушку (К) / модуль или катушки (В) зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3–5 лет. (К) Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) ротора и крышки распределителя – замените их |
Сбиты фазы газораспределения | Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном вале / валах (см. Двигатель) | Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам) |
Высоковольтные провода подсоединены к распределителю (К) / модулю или катушкам (В) зажигания в неправильном порядке | Осмотр | Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров |
Зазор между электродами свечей не соответствует норме | Зазор проверяется круглым щупом | Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи |
Дефектные свечи | Свечи проверяются на специальном стенде. (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности) | Замените свечи |
(К) Неправильная установка момента зажигания | См. Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110 | Отрегулируйте угол опережения зажигания |
Неисправен блок управления двигателем, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже – датчик температуры охлаждающей жидкости) | Проверьте, поступает ли напряжение 12 В на блок управления, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика и зазор между ним и зубчатым венцом демпфера коленчатого вала (1±0,2 мм). Сопротивление датчика – 500–700 Ом. При обрыве в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи непрерывно работает электровентилятор системы охлаждения | Замените неисправные блок, датчики, провода |
(В) Управляющий импульс от датчи- ка положения коленчатого вала при-ходит не вовремя из-за расслоения демпфера коленчатого вала (зубчатое колесо сдвинулось относительно шкива) | Осмотр демпфера | Замените демпфер (можно установить чугунный шкив) |
(В) Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи | При пуске двигателя слегка нажмите на педаль газа, приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали – неисправен регулятор | Неисправный регулятор замените |
(В) Пуск двигателя блокирует иммобилайзер | Красный светодиод продолжает мигать, показывая, что включен режим охраны | Иммобилайзер даже в заблокированном состоянии допускает по крайней мере один пуск двигателя (подробнее см. описание работы иммобилайзера в руководстве по эксплуатации автомобиля). Запустить двигатель можно и установив новый блок управления |
В баке нет топлива | По указателю и контрольной лампе уровня топлива | Долейте топливо |
Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали, неисправен топливный насос (К) | При прокручивании коленчатого вала двигателя стартером из выхлопной трубыне пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора (К) нет бензина – при нажатии на педаль газа из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива. Наличие бензина (под давлением) в топливной рампе (В) можно проверить, кратковременно нажав на золотник штуцера в торце рампы. Помните, что бензин пожароопасен! | Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к топливному баку (К), замените топливный насос или его диафрагмы (К), дефектные шланги и трубки |
(В) Перегорел предохранитель системы впрыска или плавкая вставка | Проверьте плавкую вставку – отрезок черного провода, предохранитель неотключаемого питания и предохранитель главного реле | Проверьте цепи и приборы системы впрыска, устраните причину перегорания, предохранитель замените |
(В) Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (в т.ч. провода "массы") или неисправно его реле | Проверяется омметром | Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода |
(В) Топливный насос не создает необходимого давления в системе | Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 бар (3,5 кг/см2), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра топливоприемника | Очистите сетку топливоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, – замените |
(В) Неисправны форсунки или их цепи | Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания). Блок управления диагностируется на СТО | Замените неисправный блок управления, форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях |
(К) Неисправен электромагнитный клапан карбюратора или на него не подается напряжение при включении зажигания | См. Карбюратор "Солекс",Системы управления зажиганием и ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110 | Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях. При затяжке клапана не прикладывайте большого усилия. Опасность деформации! |
(К) Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод | См. Карбюратор "Солекс" | Отрегулируйте пусковое устройство, при необходимости – замените |
(К) Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры, электромагнитный клапан | Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры | Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры. Не повредите резьбу и жиклер! |
(К) Подсос постороннего воздуха во впускной трубопровод | Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг | Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените |
(К) Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора | Из выхлопной трубы сильный запах бензина, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте целостность поплавков, легкость их перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавками вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима | Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере |
(К) Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса | Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на холостых оборотах двигателя | Замените топливный насос или диафрагму, если в масле много бензина, то и масло |
| 1.5 Ремонт стартера |
Рисунок 12 стартер
-
В первую очередь снимите минусовую клемму с АКБ. -
Для удобства снимите корпус воздушного фильтра. -
Затем отсоедините провод от втягивающего реле.
Рисунок 13 разборка стартера
Плюсовой провод тоже должен быть откручен от клеммы.
-
Теперь отведите провода в сторону для получения доступа к требуемым элементам.
Рисунок 14 крепежная гайка стартера
-
Отверните крепежные гайки стартера к КПП. -
Достаем стартер и переходим к разборке агрегата.
Рисунок 15 гайка М10
-
В первую очередь открутите гайку М10.
Рисунок 16 провод
-
Затем нужно отсоединить от контактного болта провод.
Рисунок 17 болты тягового реле
-
Открутите два болта, держащие тяговое реле, и демонтируйте его.
Рисунок 18 якорь реле
-
Выньте якорь реле, приподняв его вверх, чтобы снять петлю якоря с рычага.
Рисунок 19 болты контактной пластиной
-
После снятия втягивающего реле проверьте, замыкаются ли болты контактной пластиной. Для этого вдвиньте якорь до упора внутрь и замерьте сопротивление на контактных болтах с помощью омметра. Если оно отсутствует, замените либо отремонтируйте реле.
Рисунок 20 выводы обмоток реле
-
Для ремонта реле необходимо открутить два винта, отпаять выводы обмоток реле, снять крышку и зачистить наждачной шкуркой контактную пластину и головки болтов. Если головки болтов очень сильно подгорели, разверните их на 180 градусов.
Рисунок 21 редуктор
-
Теперь переходим к ремонту редуктора стартера. Шестерни, находящиеся внутри, со временем изнашиваются, свойства смазки ухудшаются и появляется металлическая стружка. Для уменьшения износа элементов необходимо, чтобы редуктор был хорошо смазан.
Рисунок 22 шестерни
-
Отвинтите гайки стяжных шпилек. Далее со стороны привода демонтируйте крышку с приводом и редуктором в сборе.
Рисунок 23 крышка
-
Выкрутите из крышки две стяжные шпильки, поскольку демонтировать привод и редуктор намного удобнее без них.
Рисунок 24 снятие крышки
-
Выньте планетарные шестерни редуктора, всего их три. Если повреждены их зубья либо игольчатые подшипники, которые заделаны в шестерни, замените шестерни.
Рисунок 25 демонтаж шестерни
-
Что касается щеткодержателя, то его желательно менять в сборе. -
Со стороны коллектора снимите крышку со щетками и щеткодержателем.
Рисунок 26 крышка щеткодержателя
-
Открутите два винта и демонтируйте щеткодержатель с крышки.
Рисунок 27 демонтаж щеткодержателя
-
При монтаже щеткодержателя, отогните фиксаторы выньте пружины.
Рисунок 28 пружины
-
Для проверки якоря на возможные дефекты выньте его из корпуса.
Рисунок 29 монтаж якоря из корпуса
-
Снимите с вала якоря шестерню.
Рисунок 30 снятие шестерни
-
Выньте якорь из статора.
Рисунок 31 статор
-
При помощи лампочки 220 В проверьте обмотку. Когда напряжение подводится к сердечнику якоря и пластине коллектора, лампочка не должна гореть. А если она горит, замените якорь.
Рисунок 32 проверка обмотки
-
Переходим к замене бендикса. Выньте из крышки редуктор с приводом.
Рисунок 33 редуктор с приводом
-
Снимите с рычага опору с уплотнителем.
Рисунок 34 опора и уплотнитель
-
Сбейте со стопорного кольца ограничительное кольцо при помощи подходящей оправки.
Рисунок 35 ограничительное кольцо
-
Демонтируйте стопорное кольцо, а после этого ограничительное.
Рисунок 36 демонтаж колец
-
Демонтируйте с вала привода привод в сборе.
Рисунок 37 демонтаж привода
-
Если кольцо потеряло эластичность или сильно деформировалось, замените его.
Рисунок 38 кольцо