Файл: Методы оценки эффективности инвестиционных решений.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема работы: Методы оценки эффективности инвестиционных решений
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….2
1. Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных решений………………………………………………………………………….4
1.1. Сущность и классификация инвестиционных проектов…………………4
1.2. Эффективность инвестиционных проектов и ее виды………………….13
1.3. Основные факторы, влияющие на эффективность инвестиционного проекта…………………………………………………………………………..15
2. Механизм принятия инвестиционного решения………………………..19
2.1. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов…………….19
2.2. Анализ и учет рисков инвестиционных проектов………………………...21
3. Управление инвестиционными проектами………………………………27
3.1. Проблемы принятия инвестиционного решения на основе совокупности инвестиционных критериев……………………………………………………..27
3.2. Совершенствование методов и подходов оценки эффективности инвестиционных проектов………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников……………………………………….35
Перечень графического материала……………………………………………..37
Введение
Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены четкие определения для понятия «инвестиции» [1].
В частности, указано, что инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Раскрытие термина «инвестиционные решения» в указанном Законе не предусмотрено. В то же время, ориентируясь на научные определения, следует, что инвестиционные решения - это решения по вложению инвестиций в инновационно-инвестиционные проекты в промышленности и научной сфере с целью получения отдачи в будущем [2].
Принятие решений в рамках управления инновационно-инвестиционными проектами является одним из основных видов управленческого труда в условиях инновационного развития экономики и промышленности, и представляет собой выбор альтернативы, действие, направленное на решение какой-либо задачи, решение которой предполагается при реализации проекта. Люди всегда стремились моделировать процесс принятия решений. В связи с этим процесс принятия инвестиционных решений не стал исключением.
Принятие инвестиционных решений весьма затруднительно в условиях нестабильности и неопределенности, свойственным реальной ситуации экономики в России, особенно в настоящее время, когда ведется активная санкционная политика.
На процесс принятия инвестиционных решений оказывают влияние множество факторов. В данной работы мы раскроем самые основные из них.
Организация, принимая решение инвестировать, должна учитывать не только внешние факторы, но и ориентироваться на свой вид деятельности. Инвестиции определяют многие функции и решения, которые составляют деятельность организации.
Во многих случаях организации не располагают достоверной информацией для объективной оценки принятия того или иного решения. Получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограничена, такая информация не всегда способствует принятию решения.
Стоит отметить, что в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, принятом во исполнение национальных целей развития нашей страны, одной из первоочередных задач стало повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличение их объема [7].
Выполнение этой задачи возможно при четком, грамотно продуманном инвестиционном законодательстве, которое включает разные области инвестирования.
В инвестиционном законодательстве, которое представляет собой систему различных по своей цели, содержанию и способам регулирования нормативных правовых актов, существуют определенные группы актов, регламентирующие инвестиционную деятельность в рамках взаимодействия публично-правовых образований и бизнеса.
Цель данной работы рассмотреть теоретические основы оценки эффективности инвестиционных решений, механизм принятия инвестиционного решения, а также управление инвестиционными проектами.
1. Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных решений
1.1. Сущность и классификация инвестиционных проектов
Любая развивающаяся система, а также бизнес требует периодических и систематических вложений, то есть инвестиций.
Формирование благоприятного инвестиционного климата является одной из ключевых задач государственной политики. Без инвестиционных проектов невозможно осуществление преобразований в экономической, политической и социальной сферах жизни государства и общества. Стабильный приток инвестиций является необходимым условием устойчивого экономического роста.
В системе инвестиционного законодательства можно выделить группу нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в рамках взаимодействия публично-правовых образований и бизнеса и закрепляющих правовые формы такого взаимодействия [3].
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (известное как СЗПК), как представляется, есть форма правового воздействия, что подтверждается субъектным составом, содержанием соглашения, а также процедурой его заключения, следуемой из общего порядка заключения, которое под контролем гражданских законопроектов. Это соглашение принято в рамках Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Таким образом, СЗПК входит в группу инвестиционных договоров, опосредующих взаимодействие государства и частного сектора [4]. Наличие такой множественности правовых форм взаимодействия государства и бизнеса представляется вполне оправданным: у инвестора должно быть достаточно инструментов для выбора наиболее удобного способа реализации инвестиционных возможностей исходя из совокупности разных факторов.
Госполитика в плане инвестиционных проектов определяется как комплекс мероприятий, нацеленных на создание благоприятных условий с помощью финансово-правовых рычагов для участников инвестиционной деятельности и повышения эффективности производственных процессов и решения социальных проблем.
Цели и задачи государственной инвестиционной политики обусловливаются фактическим состоянием экономики в текущий момент времени и должны определяться на основе прогнозных оценок инвестиционных и ресурсных возможностей государства. Представляется, что государственная инвестиционная политика должна быть направлена на активизацию инвестиционных процессов, обеспечение устойчивого развития экономики, создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения иностранных инвестиций [5].
В качестве задач государственной инвестиционной политики можно обозначить демонополизацию экономики на принципах государственно-частного партнерства, реализацию приоритетных инвестиционных проектов, направленных на усовершенствование инфраструктуры и внедрение инновационных проектов и высоких технологий, развитие финансового рынка, создание инвестиционных проектов национального масштаба.
Помимо целей и задач в сфере экономики государственная инвестиционная политика должна также содержать правовые средства, необходимые для реализации этих самых задач. Поэтому необходимо предусмотреть направления совершенствования инвестиционного законодательства в части различных форм государственно-частного партнерства, схем коллективного инвестирования, финансирования отдельных проектов и тому подобное.
Важной задачей принятия закона о государственной инвестиционной политики является определение ее основных принципов.
Ее принципам определения в правовой литературе не даны как принципам инвестиционного права. Представляется, что государственная инвестиционная политика осуществляется исходя из основ:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития государства;
- сочетание источников инвестирования, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (государственные и частные, иностранные и национальные, собственные средства, привлеченное и заемное финансирование);
- эффективность и контроль за целевым использованием государственных инвестиций;
- стимулирование инвестиционной деятельности через систему мер государственной поддержки частных инвесторов;
- обеспечение конкуренции при предоставлении инвесторам мер государственной поддержки и при допуске инвесторов к объектам государственной собственности;
- развитие международного инвестиционного сотрудничества нашей страны.
Инвестор свободен в выборе объекта инвестиций, а значит инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством, вместе с тем государство заинтересовано в перераспределении инвестиционных ресурсов с целью их вложения в сферы экономики, приоритетными для общества и государства [6].
Таким образом, инвестиции являются мотором экономического роста, средством функционирования и выживания предприятий в условиях жесткой конкурентной борьбы, характерной для рыночной экономики.
В современных условиях инвестиционные проекты – один из главных факторов эффективного функционирования экономики.
Наиболее важными и существенными признаками инвестиционных проектов являются:
– осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;
– потенциальная способность инвестиций приносить доход;
– определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);
– целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;
– использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций; – наличие риска вложения капитала.
Классификация инвестиционных проектов отражена в приложении 4 и раскрывает признаки классификации инвестиционных проектов [приложение 4].
Различают три основные формы инвестиционных проектов:
- денежные средства и их эквиваленты (целевые банковские вклады, паи, драгоценные металлы, ценные бумаги);
- движимое и недвижимое имущество, оборудование и другие материальные ценности);
- имущественные права (авторское право, право пользования землей, водой, ресурсами, лицензии, патенты, товарные знаки и фирменные наименования), а также совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, ноу-хау, интеллектуальной собственности.
Таким образом, а наиболее правильной и полной трактовке под инвестиционными проектами понимают вложения любых средств в материальные, нематериальные и финансовые активы с целью получения экономических и внеэкономических результатов.
Источниками инвестиций для проектов являются [8]:
– собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, страховые суммы), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки и т. п.);
– привлеченные средства (средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг), благотворительные и иные средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями;
– заемные средства (кредиты банков и других институциональных инвесторов, инвестиционных компаний, пенсионных фондов, страховых обществ, облигационные займы);
– бюджетные ассигнования (средства государственного (федерального), регионального и местного бюджетов, средства министерств и ведомств, внебюджетных фондов, а также собственные средства государственных предприятий);