Файл: Особенности формирования саморегуляции в деятельности дошкольников сдвг в доо.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Академия социального управления»
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры
Аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Экология детства: профилактика адаптационных проблем у детей с СДВГ в условиях ДОО»
Тема: «Особенности формирования саморегуляции в деятельности дошкольников СДВГ в ДОО»
Аттестационная работа
выполнена группой обучающихся
____Валихина Наталья Сергеевна____ _______________ _______________
(фио) (подпись) (дата)
____Копылова Ольга Станиславовна_ _______________ _______________
(фио) (подпись) (дата)
Руководитель
аттестационной работы
Башмакова Е.А. , к.п.н. _ ________________ _______________
(фио, ученая степень, ученое звание) (подпись) (дата)
Заведующий кафедрой
Фирсин С.А. ______________________ ________________ ____________________
(фио) (подпись) (дата)
Декан факультета профессиональной переподготовки
Рытова И.В.______________________ ________________ _______________________
(фио) (подпись) (дата)
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей формирования саморегуляции деятельности дошкольников с СДВГ в ДОО……………5
§1. Понятие саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...5
§2. Особенности формирования саморегуляции деятельности дошкольников с СДВГ в ДОУ………………………………………………………………………9
Выводы по первой главе………………………………………………………..12
Глава 2 Диагностика развития саморегуляции в деятельности и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные критерии………………………………….14
§1. Методы исследования развития саморегуляции в деятельности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ…………………………………..14
§2. Организация эксперимента в ДОУ……………………………………….27
Выводы по второй главе………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы заключается в том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых частых видов нарушений, встречающихся на практике. СДВГ вызывает большие трудности при овладении детьми программы развития ДОУ. Число детей, которым ставят данный диагноз растет. Родители, воспитатели и педагоги сталкиваются с трудностями воспитания и обучения таких детей.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у детей с трех до пятнадцати лет, но проявляться начинает в дошкольном возрасте. За последние годы количество детей с СДВГ синдромом значительно увеличилось.
«В условиях модернизации системы образования общество предъявляет более высокие требования к качеству организации педагогического процесса. Используемый сегодня в работе с детьми гуманистический подход требует от специалистов создания оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка, для обеспечения его нормального физического и психического развития». [10, 28]
«Проявление проблем у гиперактивного ребенка начинается в старшем дошкольном возрасте, связно это с увеличение нагрузки. Посещающий ребенок детский сад, находится под присмотром воспитателей и психологов и в случае обнаружения проблем, он проходит диагностику, а дети, которые не
посещают детские сады, проходят диагностику только по инициативе родителей. Чем раньше будет выявлена проблема и намечен курс ее преодоления, тем выше шанс победить отклонение и обеспечить ребенку нормальную социализацию в будущем, помощь в указанной проблеме могу оказать в детском саду. Психолог ориентируется на оказание помощи детям, имеющим какие - либо отклонения в развитии и проблемы в освоении социальной действительности. Дети, не посещающие дошкольное учреждение, растут в окружении близких взрослых людей, и именно они должны вовремя заметить симптомы гиперактивности, чтобы своевременно обратиться за помощью. В случае если у ребенка имеется диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности, и он не посещает дошкольное учреждение, то в таком случае большую и значительную помощь оказывает учреждение дополнительного образования». [15, 68]
Цель: изучить особенности процесса формирования саморегуляции деятельности дошкольников с СДВГ в ДОО
Объект: процесс формирования саморегуляции в деятельности дошкольников с СДВГ.
Предмет: формы и методы формирования саморегуляции в деятельности дошкольников с СДВГ в ДОО.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с СДВГ формирование навыков саморегуляции будет проходить успешно, если: в структуре занятий будут присутствовать игры и упражнения, формирующие саморегуляцию.
Задачи исследования:
-
Проанализировать проблемы саморегуляции в литературных источниках у детей старшего дошкольного возраста; -
Проанализировать особенности развития саморегуляции деятельности у ребёнка с СДВГ; -
Подобрать методики и провести диагностическое исследование саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
Методы исследования:
-
Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов) -
Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов) -
Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова, 1994) -
Методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
База исследования: МБОУ г.Ивантеевка «СОШ» № 7
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С СДВГ В ДОО
§1. Понятие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
Известный российский психолог Л.С. Выготский изучал проблемы саморегуляции деятельности дошкольника. Он писал: «саморегуляция не только по своему происхождению и содержанию, но и по своим механизмам является социальным образованием, так как ребёнок не приспосабливается к противостоящим ему требованиям общества и не подчиняется им; он изначально находится и развивается внутри этого общества, в практической связи с ним. Решающую роль в этом процессе играет речевое общение ребёнка с другими людьми, так как слово, будучи, прежде всего орудием общения между людьми, становится затем средством мышления и средством овладения своим поведением. Так осуществляется переход от действий непосредственных к опосредованным, или от непроизвольных к произвольным»[5, 75].
Выготский Л.С. отмечает: «саморегуляция деятельности, и поведения детей является более сложным образованием, чем способность к осуществлению действии самоконтроля в конкретной доступной для ребенка деятельности» [3, 98].
Советский психолог А.Н. Леонтьев писал: «развитие способности дошкольника к личностной
саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса… В дошкольном возрасте впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и именно поэтому его следует считать периодом становления и интенсивного развития личностной саморегуляции. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определить всё его развитие. Ребенок дошкольного возраста становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и правильно воспроизводить социальные нормы поведения. Такое соподчинение характеризуется уже в дошкольном возрасте устойчивостью и внеситуативностью… Во главе возникшей иерархии становятся чисто человеческие, опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они проявляются в увиденном поведение у взрослых, как они себя ведут в обществе их взаимоотношения между друг – другом.. Образцы поведения взрослых, становятся примером для дошкольника, и дети применяют их на своей практике. Следовательно, дошкольники уже способны преодолеть свои непосредственные желания и действовать в связи с мотивом необходимости. Но это еще не сознательная, не полностью контролируемая личностью регуляция своего поведения». [8, 24]
Советский психолог Л.И. Божович определил особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста как «непроизвольную произвольность». [2, 16] Богуславский писал: «Преобладание просоциальной мотивации у детей объясняется не осознанным выбором, а большой притягательностью нравственных чувств по сравнению