Файл: Примерная рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к резуль татам освоения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вод.

Классификация неорганических соединений. Оксиды. Клас- сификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Основания. Классификация оснований: щёлочи и нераство- римые основания. Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.

Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. По- лучение кислот.

Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная).

Физические и химические свойства солей. Получение солей.

Генетическая связь между классами неорганических соеди- нений.

Химический эксперимент: качественное определение содер- жания кислорода в воздухе; получение, собирание, распознава- ние и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описа- ние их свойств; получение, собирание, распознавание и изуче-

1 Курсивом обозначен учебный материал, который изучается, но не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию.
10

ние свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с ок- сидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов); на- блюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной растворимо- стью; приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (на- трием
и кальцием) (возможно использование видеоматериа- лов); определение растворов кислот и щелочей с помощью ин- дикаторов; исследование образцов неорганических веществ раз- личных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия окси- да меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорга- нических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.

Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

Первые попытки классификации химических элементов. По- нятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочнозе- мельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, кото- рые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопери- одная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл по- рядкового номера, номеров периода и группы элемента.

Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характе- ристика химического элемента по его положению в Периодиче- ской системе Д. И. Менделеева.

Закономерности изменения радиуса атомов химических эле- ментов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практи-

ки. Д. И. Менделеев учёный и гражданин.

Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
11

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реак- ции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и вос- становители.

Химический эксперимент: изучение образцов веществ метал- лов и неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с раство- рами кислот и щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).


Межпредметные связи


Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих есте- ственно-научных понятий, так и понятий, являющихся систем- ными для отдельных предметов естественно-научного цикла.

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипоте- за, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодич- ность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, ну- клид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический за- ряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.

География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные поро- ды, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

9 КЛАСС


Вещество и химическая реакция

Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх перио- дов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положени- ем элементов в Периодической системе и строением их атомов.

Строение вещества: виды химической связи. Типы кристал- лических решёток, зависимость свойств вещества от типа кри- сталлической
решётки и вида химической связи.

Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная). Химические свойства ве-
12

ществ, относящихся к различным классам неорганических со- единений, генетическая связь неорганических веществ.

Классификация химических реакций по различным призна- кам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по те- пловому эффекту, по изменению степеней окисления химиче- ских элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравне- ния.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обрати- мых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомоген- ных и гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равно-весии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции иположениехимическогоравновесия.

Окислительно-восстановительные реакции, электронный ба- ланс окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с исполь- зованием метода электронного баланса.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и не- электролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации ве- ществ с различными видами химической связи. Степень диссо- циации. Сильные и слабые электролиты.

Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ион- ного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реак- ций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятиеогидролизесолей.

Химический эксперимент: ознакомление с моделями кри- сталлических решёток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида на- трия); исследование