Файл: Отчет по практике бухгалтерский учет и анализ оборотных активов Специальность 38. 02. 01.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные требования, предъявляемые к отчетности:
1. Достоверность — информация должна отражать реальные хозяйственные операции, которые легко можно проверить.
2. Полнота — информация должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать все необходимые комментарии. Отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс).
3. Нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц.
4. Преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.
5. Существенность — все существенные показатели должны приводиться обособленно.
3.1 Подготовительный этап по сдачи бухгалтерской отчетности
Перед составлением бухгалтерской отчетности осуществляется комплекс процедур, выполнение которых позволяет получить наиболее точные данные бухгалтерской отчетности. К процедурам, предшествующим заполнению форм бухгалтерской отчетности, относятся:
исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;
уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;
проведении инвентаризации, перед составлением бухгалтерской отчётности и отражение её результатов в бухгалтерском учёте;
прочие процедуры;
создание оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчётности, в частности: резерв под снижение стоимости материальных активов, резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение финансовых вложений);
пересчёт в рубли на дату составления бухгалтерской отчётности активов и обязательств стоимость, которых выражена в иностранной валюте (отражение курсовых разниц);
уточнение оценки имущества работ, услуг, полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым, получены до даты представления бухгалтерской отчётности;
сверка данных синтетического (на счетах бухгалтерского учета) и аналитического учета (наличие в натуральной форме) на дату составления бухгалтерской отчетности;
перенос конечных и сравниваемых показателей бухгалтерской отчётности предыдущего года на начало отчётного года;
отражение финансового результата деятельности организации по итогам года;
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества, денежных средств, средств в расчетах проводится в следующие сроки:
- инвентаризация средств в кассе – ежемесячно;
- инвентаризация основных средств – 1 раз в три года по состоянию на 31 декабря;
- инвентаризация материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, товаров – ежегодно по состоянию на 31 декабря;
- инвентаризация денежных средств, денежных документов и средств в расчетах – ежегодно по состоянию на 31 декабря.
3.2 Формирование бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства в зависимости от срока обращения (погашения) должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные.
Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 мес. после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 мес. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Чтобы правильно составить бухгалтерский баланс, бухгалтер соблюдает следующие правила:
- нельзя зачитывать активы и пассивы, прибыли и убытки, кроме случает, когда это предусмотрено нормативными актами;
- активы и обязательства следует разделить на долгосрочные и краткосрочные и далее учитывать отдельно друг от друга;
- данные о расчетах с другими организациями и гражданами надо расписывать подробно по тем счетам, где имеется Д-овое сальдо в активе, по счетам К-ового сальдо в пассиве;
- если какой-либо показатель необходимо вычесть или он имеет отрицательное значение, то в балансе его записывают в круглых скобках;
- важно не забывать, что показатели баланса формируются исходя из правил, установленных ПБУ, а не нормами НК РФ.
Таблица 1 – Структура и содержание статей бухгалтерского баланса
Раздел | Группа статей | Статья |
Актив | ||
Внеоборотные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности; патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы; организационные расходы; деловая репутация организации. |
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудования и другие основные средства; незавершенное строительство. | |
Доходные вложения в материальные ценности | Имущество для передачи в лизинг; имущество, предоставляемое по договору проката. | |
Финансовые вложения | Инвестиции в дочерние общества; инвестиции в зависимые общества; инвестиции в другие организации; займы, предоставленные организациям на срок более 12 мес.; прочие финансовые вложения. | |
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы и другие аналогичные ценности; затраты в незавершенное производство (издержках обращения); готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные; расходы будущих периодов. |
НДС по приобретенным ценностям. | | |
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. | |
Финансовые вложения | Займы предоставленные организациям на срок менее 12 мес.; собственные акции, выкупленные у акционеров; прочие финансовые вложения. | |
Денежные средства | Расчетные счета; валовые счета; прочие денежные средства. | |
Пассив | ||
Капитал и резервы | Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством; резервы, образованные в соответствии с учредительными документами. |
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки вычитаются) | | |
Долгосрочные обязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 мес. после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 мес. после отчетной даты. |
Прочие обязательства | | |
Краткосрочные обязательства | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 мес. после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 мес. после отчетной даты. |
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; задолженность перед персоналом организации; задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; авансы полученные; прочие кредиторы. | |
Доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей | |
При формировании отчета о финансовых результатов все данные показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря включительно. Показатель, который нужно вычесть или который имеет отрицательное значение, записывается в круглых скобках. Если величина какого-либо дохода превышает 5% от общей суммы доходов предприятия, то его нужно указывать отдельно. Расходы, приходящиеся на такой доход, также оказывается отдельно. В графе 3 приводятся обороты по счетам за отчетный год, а в графе 4- за прошлый год.
Таблица 2 - Формирование показателей строк Отчета о прибылях и убытках
Строка Отчета | Источник формирования показателей для Отчета о прибылях и убытках |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | Разница между кредитовым оборотом субсчета "Выручка" счета 90 и дебетовыми оборотами субсчетов "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Экспортные пошлины" счета 90 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | Дебетовый оборот по субсчету "Себестоимость продаж" счета 90 в корреспонденции со счетами 20, 41, 43 и 45, а также 23 и 29, если продукция вспомогательных и обслуживающих производств реализуется на; сторону. Организации, которые используют для учета затрат на производство счет 40, должны скорректировать дебетовый оборот по субсчету "Себестоимость продаж" счета 90 на разницу между фактической и нормативной себестоимостью продукции. Если фактическая себестоимость окажется выше нормативной, то сумма превышения прибавляется к дебетовому обороту по субсчету "Себестоимость продаж", а если ниже - то вычитается из него |
Валовая прибыль | Разница между строками 010 и 020 |
Коммерческие расходы | Дебетовый оборот субсчета "Себестоимость продаж" счета 90 в корреспонденции со счетом 44 |
Управленческие расходы | Дебетовый оборот субсчета "Себестоимость продаж" счета 90 в корреспонденции со счетом 26 |
Прибыль (убыток) от продаж | Разность строки 010 и строк 020, 030 и 040 |
Проценты к получению | Кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показаны проценты к получению |
Проценты к уплате | Дебетовый оборот субсчетов счета 91, где отражены проценты к уплате |
Доходы от участия в других организациях | Кредитовый оборот субсчетов счета 91, на которых показана величина доходов от долевого участия в других организациях |
Прочие доходы | Кредитовый оборот по остальным субсчетам счета 91, где указаны прочие доходы, за минусом суммы НДС |
Прочие расходы | Дебетовый оборот по остальным субсчетам счета 91, на которых отражены прочие расходы |
Прибыль (убыток до налогообложения) | Строка 050 + строка 060 - строка 070 + строка 080 + строка 090 - строка 100 |
Отложенные налоговые активы | Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета 09 (если результат положительный, его прибавляют к строке 140, если отрицательный - вычитают) |
Отложенные налоговые обязательства | Разница между кредитовым и дебетовым оборотами счета 77 (если результат положительный, его вычитают из строки 140, если отрицательный - прибавляют) |
Текущий налог на прибыль | Дебетовый оборот по счету 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с субсчетом счета 68, на котором отражены расчеты по налогу на прибыль. Эту сумму корректируют на величину отложенных налоговых активов и обязательств. То есть в этой строке отражается сумма налога на прибыль, которую организация должна перечислить в бюджет |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | Строка 140 (+/-) строка 141 (+/-) строка 142 - строка 150 |
4. Составление налоговой отчетности
Слово декларация происходит от латинского «declaratio» - заявление, объявление.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налоговая декларация - это письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной подписи налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Следует отметить, что проставление подписи на налоговой декларации посредством факсимиле категорически запрещено. При представлении налоговой декларации в электронной форме применяется электронная цифровая подпись.
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При подаче декларации необходимо уточнить действующую на момент подачи форму декларации, так как законодатель постоянно вносит уточнения в формы деклараций. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Заполнение титульных листов деклараций
В настоящее время большинство титульных листов налоговых деклараций унифицированы. В каждом из них предусмотрены поля:
– вид документа;
– налоговый (отчетный) период;
– наименование и код налогового органа;
– наименование организации, либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
– основной государственный регистрационный номер.
Поле «Вид документа» состоит из двух ячеек, связанных между собой. Они предназначены для того, чтобы инспектор сразу же понял, с какой декларацией он имеет дело: с первичной или с уточненной. Ячейки заполняются с помощью специальных кодов. Если отчет подается впервые, в первой ячейке ставится код 1. Если же в ранее представленной декларации налогоплательщик заметил ошибку и ему требуется сдать новый отчет, в первой ячейке указывается цифра 3 (это признак корректирующего документа), а через дробь – порядковый номер корректировки – 1, 2, 3 и т.д. Этот номер показывает, какую по счету уточненную декларацию фирма или предприниматель представляют в инспекцию.
Поле «Налоговый (отчетный) период» тоже заполняется с помощью кодов. В зависимости от вида налога и от того, с какой периодичностью налогоплательщик его рассчитывает, значения кодов могут быть разными. Если налоговым периодом является месяц, применяется код 1. Если продолжительность налогового периода – квартал, используется код 3. По налогам, которые начисляются нарастающим итогом с начала года, дополнительно вводятся коды 6 (полугодие) и 9 (9 месяцев).
В поле «Наименование налогового органа» указывается название и номер налоговой инспекции, в которую подается декларация. Наряду с этим в специально отведенных ячейках надо написать и код инспекции, который состоит из четырех символов: первые два – код региона, вторые два – номер инспекции в регионе.