Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1542
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 293 - лечения), разрабатываемыми и утверждаемыми медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, с учетом состояния здоровья несовершеннолетнего, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания
(состояния).
11. Социальная адаптация
Приказ МЗ РФ от 30 июня 2016 г. N 436 н «Об утверждении
Перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому».
Учет нормативных документов для социальной адаптации хронических больных и реконвалесцентов острых заболеваний.
12
Санаторно-курортное ллечение
Приказ Министерства здравоохранения РФ от
05.05.2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно- курортного лечения»,
Приказ Минздрава России от
07.06.2018 N 321н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"
"
Соблюдение правил медицинского отбора, показаний и противопоказаний при направлении больных на санаторно-курортное лечение.
13. Дозирование физической нагрузки у организованных детей.
Приказ Минздрава России от
01.03.2016 N 134н "О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-
В ДДУ дети занимаются в основной и ослабленной группах, в школе - в основной, в подготовительной и специальной группах занятий физической культурой.
Определение медицинской группы для занятий физической культурой в соответствии с
Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3
к «Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 294 - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
(Зарегистрировано в Минюсте
России 21.06.2016 N 42578).
Приказ Минздрава России от
10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних"
(вместе с "Порядком заполнения учетной формы N
030-ПО/у-17 "Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего",
"Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N
030-ПО/о-17 "Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних")
(Зарегистрировано в Минюсте
России 18.08.2017 N 47855)
Провести оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья детей и подростков, восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом
Краткая аннотация темы
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) признает, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001).
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в СССР в 1979 г.
3
, устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет. В 1980 г. началась регистрация детей-инвалидов и их статистический учет. Освидетельствование детского населения в то время осуществлялось в учреждениях здравоохранения - детских поликлиниках по месту жительства.
С 1997 г. в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба медико- социальной экспертизы (МСЭ), освидетельствование детей постепенно стало передаваться в органы социальной защиты, к которым относилась МСЭ (табл.1), а с 2002 г. на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществляется в учреждениях МСЭ.
Конвенцией о правах инвалидов признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми.
Именно с учетом принципиальных положений данного документа и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья
3
Постановление Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета
Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23.05.1979 N 469
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 295 - предполагается развивать в ближайшие годы систему медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации.
Подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов, выявление системных недостатков в деятельности учреждений МСЭ, привели к необходимости совершенствования работы по освидетельствованию с учетом «социальной модели инвалидности». Основные направления модернизации обозначены государственной программой Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».
В действующей в Российской Федерации модели инвалидности условиями признания гражданина (в т.ч. ребенка) инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности; в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Стойкость функциональных нарушений определяется разными факторами:
1) клинической формой заболевания: врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) имеют стойкий характер нарушений различных функций организма; в этих случаях ориентируются также и на клинический прогноз;
2) длительностью течения заболевания: многие хронические заболевания у детей развиваются как результат перенесенных острых патологических состояний, и для оценки хронизации используется срок – 6 месяцев, который также может быть использован в качестве ориентировочного критерия стойкости нарушенных функций.
В новой международной трактовке инвалидность рассматривают как результат взаимодействия между людьми c нарушениями здоровья и окружающей средой, имеющей барьеры, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества.
МКФ предлагает принципиально иной подход, интегрирующий медицинскую и социальную точки зрения на инвалидность и рассматривающий проблемы здоровья инвалида в контексте факторов окружающей среды.
Для детей и подростков разработана адаптированная версия данной классификации
«Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков» – МКФ-ДП, слияние которой с МКФ одобрено в 2012 г.
Начиная с 2011 года, в стране разрабатывались новые подходы к установлению инвалидности у граждан (в т.ч. у детей), основанные на МКФ. Произошли существенные нормативно-правовые изменения в сфере социальной защиты инвалидов и детей- инвалидов
4
: уточнены понятия «индивидуальная программа реабилитации (абилитации)»
«обеспечение доступности» и «удовлетворение минимальных потребностей инвалидов»; вводятся новые для российской практики термины «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация». Приняты новые «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которыми введена
4
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от
01.12.2014 N 419-ФЗ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 296 - количественная система оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, уточнены содержание видов стойких нарушений функций, ограничений жизнедеятельности и критерии инвалидности. Новые классификации и критерии не расширяют возможности для определения гражданам инвалидности, а дают возможность более объективно и точно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности.
С 1 января 2016 г. после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014
N 419-ФЗ (статья 5) изменятся основания определения инвалидности, которая будет устанавливаться только в зависимости от степени расстройства функций организма.
Порядок направления детей на медико-социальной экспертизу определен «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.02.2006 г. № 95.
Ребенок может быть направлен на МСЭ:
– лечебно-профилактической медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы (далее – медицинская организация);
– органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;
– органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет ребенка на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По результатам проведенных мероприятий медицинская организация оформляет «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» по форме № 088/у-06, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
5
В «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь»» вносятся сведения о развитии заболевания, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, проведенные лечебно-профилактические мероприятия, рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации для формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, результаты проведенных мероприятий по медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и другие сведения, необходимые для проведения МСЭ.
При отказе от направления ребенка на МСЭ медицинская организация выдает справку, на основании которой ребенок (его законный представитель) вправе обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно.
Медико-социальная экспертиза является государственной услугой, и порядок ее проведения определен
«Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
29.01.2014г. № 59н.
Отказ в предоставлении государственной услуги по проведению МСЭ не допускается.
5
Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31.01.2007 № 77
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 297 -
Право на МСЭ имеют все дети, находящиеся на территории Российской Федерации, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.
МСЭ ребенка может проводиться:
на дому в случае, если ребенок не может явиться в бюро (главное бюро,
Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации;
в стационаре, где ребенок находится на лечении;
заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро).
Для проведения МСЭ должны быть предоставлены следующие документы:
1) удостоверение личности ребенка (свидетельство о рождении – у детей до 14 лет, паспорт – у детей старше 14 лет);
2) заявление о предоставлении государственной услуги (проведении МСЭ), оформляемое самостоятельно ребенком, достигшим возраста 15 лет
6
, либо законным представителем ребенка в возрасте до 15 лет
7
;
Заявление может быть оформлено:
– самим ребенком, достигшим возраста 15 лет, так как в соответствии со статьями 2 и 20 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»
8
письменное согласие на медицинское вмешательство дает гражданин в возрасте 15 лет и старше, а по смыслу указанных статей МСЭ может быть отнесена к медицинскому вмешательству;
– законным представителем ребенка, не достигшего возраста 15 лет.
В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации
9
и статьей 64
Семейного кодекса Российской Федерации
10
законными представителями ребенка являются родители, усыновители, опекуны (опекун при достижении ребенком возраста 14 лет переходит в статус попечителя без дополнительного решения суда).
3) направление на МСЭ или справка об отказе в направлении на МСЭ, оформленные медицинской организацией или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения;
4) медицинские документы (в случае отказа от направления на МСЭ), подтверждающие нарушение функций организма вследствие заболеваний, последствий травм и дефектов;
5) удостоверение личности законного представителя ребенка в случае, если им оформлено заявление о предоставлении государственной услуги.
Срок предоставления государственной услуги по проведению МСЭ не может превышать
30 календарных дней с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами до даты принятия решения.
Основанием для начала процедуры по проведению МСЭ ребенка является прием специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) заявления о проведении МСЭ со всеми необходимыми документами. Если заявление подано без необходимых
6
В соответствии со ст. 2 и ст.20 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от
21.11.2011 № 323-ФЗ письменное согласие на медицинское вмешательство дает гражданин в возрасте 15 лет и старше. По смыслу указанных статей МСЭ может быть отнесена к медицинскому вмешательству.
7
В соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994г. № 51-ФЗ и ст.
64 Семейного кодекса от 29.12.1995 № 223-ФЗ законными представителями гражданина в возрасте до 14 лет являются родители, усыновители, опекуны, гражданина в возрасте старше 14 лет – родители, усыновители, попечители.
8
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ
9
Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ
10
Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.1995г. № 223-ФЗ