Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1540

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 298 - документов, то последние должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок предоставления государственной услуги в данном случае исчисляется с даты подачи необходимых документов.
Решение объявляется законному представителю ребенка (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению) в присутствии всех специалистов бюро (главного бюро,
Федерального бюро), проводивших МСЭ. В случае необходимости специалисты дают разъяснения по содержанию решения.
В случае признания ребенка инвалидом оформляется Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и Выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида, которые подписываются руководителем бюро (уполномоченным заместителем главного бюро (Федерального бюро). Указанная Справка выдается законному представителю ребенка-инвалида (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению), а
Выписка в 3-дневный срок со дня принятия решения направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. Формы указанных Справки и Выписки утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации
11
Законному представителю ребенка, признанного инвалидом (либо самому ребенку, если
МСЭ проводилась по его заявлению), также выдается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида по форме, утвержденной
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
12
Законному представителю ребенка, не признанного инвалидом (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению), по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. Справка выдается в день проведения МСЭ или в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления о ее выдаче, если оформление такой справки требует времени для запроса дела из архива.
Переосвидетельствование ребенка-инвалида проводится 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Переосвидетельствование ребенка- инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование ребенка-инвалида ранее установленного срока проводится по заявлению его законного представителя (либо самого ребенка, если МСЭ проводилась по его заявлению) или по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья ребенка.
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   51

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-
ИНВАЛИДОВ
СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ЭКСПЕРТНОЙ
ДИАГНОСТИКИ
11
О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 № 1031н
12
Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.08.2008 № 379н

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 299 -
Диагностический этап является важнейшим в технологии предоставления гражданам, в том числе и детям услуги по медико-социальной экспертизе. Именно с данного этапа практически начинается освидетельствование граждан в учреждении МСЭ.
Реабилитационно-экспертная диагностика представляет собой совокупность диагностических процедур, приемов и методов изучения биопсихосоциального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности больных и инвалидов с целью получения объективных данных, необходимых для решения задач медико-социальной экспертизы – принятия экспертного решения о группе, о категории «ребенок-инвалид», сроках инвалидности, а также потребностях их в мерах и средствах реабилитации.
Особенностью проведения реабилитационно-экспертной диагностики детей в отличие от взрослых граждан является, как правило, необходимость участия родителей ребенка, а также учета при оценке полученных данных возрастных норм в физическом и психическом (умственном) развитии детей.
Реабилитационно-экспертная диагностика при освидетельствовании детей включает:
– клинико-функциональную диагностику;
– психологическую диагностику;
– социальную диагностику; а при достижении ребенком определенного возраста и
– педагогическую диагностику;
– профессионально-трудовую диагностику;
– психофизиологическую диагностику.
Клинико-функциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об инвалидности и потребностях детей-инвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико- функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико- социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)
В настоящее время Федеральным бюро МСЭ для большинства заболеваний определен обязательный минимальный объем исследований, включая перечень диагностических процедур, проб, тестов, методических подходов, подлежащих выполнению при проведении медико-социальной экспертизы
13
После получения всего комплекса необходимых данных специалистами бюро МСЭ выносится клинико-функциональный диагноз, который фиксируется в пункте 54
Протокола проведения медико-социальной экспертизы. Клинико-функциональный диагноз должен содержать следующие основные характеристики:
– клиническую (нозологическую) форму основного и сопутствующего заболеваний с указанием кода по МКБ-10;
– осложнения основного и сопутствующего заболеваний с указанием кода по МКБ-10;
– стадию патологического процесса;
– течение заболевания;
– характер нарушений функций и структур организма;
13
Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Кузьминишин Л.Е. и др. Регламенты экспертно-реабилитационной диагностики для бюро медико-социальной экспертизы. Информационное письмо. М.: ФБ МСЭ, 2006;


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 300 -
– степень нарушения функций и структур организма;
– клинический прогноз.
Результаты клинико-функциональной диагностики являются основанием для вынесения заключения бюро МСЭ о видах и степени стойких расстройств функций организма, в т.ч. количественной системы оценки степени выраженности нарушенных функций организма, а в последующем, с учетом данных психологической, социальной, профессиональной у детей старшего возраста, диагностик, и для вынесения заключения о видах и степени ограничений жизнедеятельности.
Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и ближайшего развития, социально- психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно- реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (психолого-педагогической и социально-педагогической составляющих).
Социальная диагностика объединяет совокупность методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социально-средовые и социально- бытовые условия жизни с целью определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.
Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности обучаться.
Профессионально-трудовая диагностика - процедура, объединяющая совокупность методов изучения и анализа профессионально-трудового статуса, характера, условий и требований профессиональной деятельности освидетельствуемого лица в целях получения объективных и достоверных данных, необходимых для принятия экспертного решения.
Психофизиологическая диагностика объединяет совокупность методов исследования и оценки состояния профессионально значимых функций и качеств освидетельствуемого лица, определяющих его способность (пригодность) к работе в конкретном виде профессиональной деятельности. В результате болезни эти функции и качества могут быть нарушены или утрачены полностью
Оценка облегчающих факторов и барьеров с учетом положений МКФ
Использование информационной концепции МКФ позволяет рассмотреть действие облегчающих факторов и барьеров в конкретных условиях отдаленного и ближайшего окружения ребенка (рис 1.)
Раздел 1. Продукция и технологии
Раздел 5 . Службы, административные системы и политика


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 301 -
Рис.1 Классификация факторов окружающей среды (МКФ, 2001)
Учет барьеров в рамках существующей системы информационно-статистического обеспечения социальной защиты инвалидов видится крайне затруднительным, поскольку понятие «барьеры» в российском социальном законодательстве пока не разработано.
МКФ не является самостоятельной шкалой для измерения физических возможностей, активности или участия, либо факторов окружающей среды. Однако она позволяет разработать такой инструмент.
* * *
Представленный подход к объему и содержанию реабилитационно-экспертной диагностики позволяет использовать ее данные для установления у ребенка наличия и степеней выраженности ограничений жизнедеятельности, оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, определения потребности детей-инвалидов в конкретных мерах, средствах и услугах медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации.
Применение информационной модели МКФ позволяет углубить представления о проблемах ребенка в контексте факторов окружающей среды. Барьеры, выявляемые при углубленной диагностике, могут быть частично преодолены с помощью индивидуальной программы реабилитации. Часть барьеров для решения требует системного межведомственного подхода, их анализ может послужить основанием для проведения определенной организационно-методической работы специалистов учреждения МСЭ.
УСТАНОВЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
14
Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) устанавливается категория "ребенок - инвалид".
Установление категории «ребенок-инвалид» осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья в соответствии с «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29.09.2014г. № 664н (далее – Классификации и критерии).
14
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-
ФЗ, статья 1
Раздел 3. Поддержка и взаимосвязи
Раздел 2. Природное окружение и изменения окружающей среды, осуществленное человеком
Раздел 4. Установки


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 302 -
Условиями признания ребенка инвалидом являются
15
:
– нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности;
– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.
Оценка нарушения здоровья ребенка в соответствии с Классификациями и критериями предусматривает отнесение его по характеру расстройств функций организма к шести основным группам (рис.2) .
Комплексная оценка показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение 4 степеней, которые оцениваются количественно в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма в диапазоне от 10 до
30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Детальная количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций приводится в Приложении к Классификациям и критериям. Приложение включает классы, блоки и наименование болезней, травм или дефектов (их последствий), соответствующую им рубрику по МКБ-10, а также клинико-функциональную характеристику стойких нарушений функций организма человека, обусловленных указанными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и собственно количественную оценку последних в процентах.
15
Правила признания лица инвалидом / утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.02.2006 № 95, пункт 5
нарушения
психических
функций
сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей,
волевых и побудительных функций, внимания, памяти,
психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления,
познавательных функций высокого уровня, умственных функций
речи, последовательных сложных движений
нарушения
языковых и
речевых
функций
устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия);
письменной (дисграфия, дислексия);
вербальной и невербальной речи; нарушение
голосообразования
нарушения
сенсорных
функций
зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой,
температурной, вибрационной и других видов чувствительности;
вестибулярной функции; боль
нарушения
нейромышечных,
скелетных и связанных
с движением
(статодинамических)
функций