Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1539

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 303 -
Рис. 2 Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека
16
При наличии нескольких видов стойких нарушений функций организма необходимо отдельно оценивать степень выраженности каждого из них в процентах. Сначала следует установить максимально выраженное нарушение, затем определить - имеется ли влияние всех других выявленных нарушений функций на максимально выраженное нарушение функции. При наличии указанного влияния определяется суммарная оценка степени нарушения функции путем сложения выявленных количественных величин.
Окончательная величина (независимо от фактически полученной путем сложения) может быть выше максимально выраженного нарушения функций не более чем на 10 процентов.
Значения максимально выраженных нарушений функций по соответствующему заболеванию, травме или дефекту указаны в Приложении к Классификациям и критериям.
17
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Ограничением жизнедеятельности ребенка может считаться полная или частичная утрата им способности или возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для конкретного детского возраста. Основные категории жизнедеятельности человека представлены в табл. 2.
Содержание категорий жизнедеятельности человека
16
Иллюстрации нарушений функций МКФ (официальные иллюстации разработаны TAI Такахаси, Международный университет здоровья и благополучия).
[Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.icfillustration.com/icfil_eng/b/b.html
17
Если приложением к Классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то в данном случае степень выраженности стойких нарушений функций организма оценивается в соответствии с пунктом 4
Классификаций и критериев.
движения головы, туловища, конечностей, в том числе
костей, суставов, мышц; статики, координации
движений
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы,
пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и
иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с
ней систем
нарушения,
обусловленны
е физическим
внешним
уродством
деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему
уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного,
дыхательного трактов; нарушение размеров тела


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 304 -
Категории жизнедеятельности
Содержание категории жизнедеятельности
Способность к самообслуживанию способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены
Способность к самостоятельному передвижению способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к ориентации способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения
Способность к общению способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации
Способность контролировать свое поведение способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм
Способность к обучению способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни
Способность к трудовой деятельности способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы
Классификация основных категорий жизнедеятельности не выделяет специфические для детей категории.
Классификация основных категорий жизнедеятельности включает также три степени выраженности этих категорий в зависимости от способности лица осуществлять определенный вид жизнедеятельности и необходимых для этого условий. Для оценки ограничений жизнедеятельности ребенка специалисты бюро МСЭ (главного бюро,
Федерального бюро) проводят сопоставление выявленных нарушений здоровья ребенка и требований, которые предъявляются конкретными видами деятельности к системам организма ребенка соответствующего возраста.
Социальная защита – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
18
Комплексная оценка последствий болезни, травмы или увечья в виде нарушения функций, ограничений жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты является основой для вынесения решения об установлении категории «ребенок-инвалид».
18
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ, статья 2


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 305 -
Категория
«ребенок-инвалид» устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
Сроки установления инвалидности у детей определены «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
20.02.2006г. № 95, раздел II (далее – Правила).
Категория "ребенок - инвалид" устанавливается на срок 1 год, 2 года, 5 лет или до достижения ребенком возраста 18 лет.
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   51

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Реабилитация является основополагающей концепцией государственной политики в отношении инвалидов, включая и детей-инвалидов. Этим объясняется интерес государства и общества в целом, с одной стороны, к фундаментальным исследованиям, призванным обеспечить становление и развитие теоретических и методологических основ реабилитации как научной дисциплины, и, с другой – исследованиям частного научного, прикладного характера, направленных на решение конкретных задач реабилитационной практики.
Теоретическую базу реабилитации инвалидов составляют концепции, принципы, суждения, понятия и их определения, а также накопленные за последние десятилетия факты и эмпирические данные, научные выводы, первичные и производные термины, постулаты, предложения.
Многие из перечисленных составляющих теоретической базы реабилитации инвалидов получили свое международное признание (Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности, принятые ООН 20 декабря
1993 г.,
Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН 13 декабря 2006 г. и др.), а также закрепление в законах и нормативных правовых актах Российской Федерации.
Реабилитация инвалидов в настоящее время рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, в целях: социальной адаптации инвалидов, достижения ими самостоятельности, материальной и иной независимости и интеграции в общество.
19
Данное в законе определение понятия «реабилитация инвалидов» в России в настоящее время распространяется на всех инвалидов. Вместе с тем за рубежом, а за последние годы и в нашей стране наряду с термином «реабилитации» нередко используется термин
«абилитация» (табл. 3). В отличие от реабилитации под абилитацией инвалидов понимается система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
19 Статья 9 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995 г. № 181-ФЗ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 306 -
Таблица 3
Сравнение понятий «реабилитация» и «абилитация»
Реабилитация
Абилитация
Система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности
Система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. В отношении детей-инвалидов с приобретенными заболеваниями и последствиями травм в большинстве случаев следует, как и для взрослых инвалидов, применять термин
«реабилитация».
Основные направления и виды реабилитации и абилитации детей-инвалидов представлены на рисунке 2.
Основные направления и виды реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Медицинская реабилитация включает восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
Психолого-педагогическая реабилитация включает получение общего образования, психолого-педагогическую коррекцию
Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию
Социальная реабилитация включает социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт
В комплексе реабилитационных мероприятий большая роль отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют значение при осуществлении программ как медицинской, профессиональной, так и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Основными составляющими системы реабилитации детей-инвалидов являются:
– научные взгляды, идеи и представления, научно-технические разработки в области реабилитации инвалидов;
– законодательная и нормативная правовая база по вопросам реабилитации инвалидов;
– совокупность услуг, мер и средств реабилитации;
– целевые федеральные (государственные), региональные и муниципальные программы реабилитации инвалидов;
– государственные реабилитационные стандарты;
– индивидуальные программы реабилитации ребенка-инвалида, выданные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
– органы управления федерального, регионального и муниципального уровней («органы управления системой реабилитации»);
– сеть учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, в том числе и реабилитационных: