Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1537
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 307 -
• здравоохранения (больницы восстановительного лечения, отделения и кабинеты восстановительного лечения, специализированные стационарные и амбулаторные центры реабилитации, врачебно-физкультурные диспансеры, санаторно-курортные учреждения);
• дошкольные образовательные организации (дошкольные образовательные учреждения общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности
20
).
• общеобразовательные организации - образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включая инклюзивное образование;
21
• профессиональные образовательные организации (среднего профессионального образования и высшего образования: интегрированные и специализированные организации);
• образовательные организации высшего образования;
• организации дополнительного образования (образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим и дополнительным предпрофессиональным программам);
22
• организации, осуществляющие обучение;
23
• социальной защиты населения
(реабилитационные центры, отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, детские дома-интернаты и др.);
• культуры;
• труда (центры занятости населения, в крупных городах центры (биржи) профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов и др.);
• физической культуры и спорта;
• организации и предприятия реабилитационной индустрии по проектированию, разработке и производству технических средств реабилитации;
• некоммерческие и общественные организации инвалидов и детей-инвалидов, организации защищающие права инвалидов и детей-инвалидов, организации родителей детей-инвалидов с разными формами заболеваний и др.;
• учреждения медико-социальной экспертизы;
20
Статья 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования / утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 21
Статья 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1015 22
Статья 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
23
Статья 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 308 -
• региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, участвующие в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и др.).
– подготовка и повышение квалификации кадров специалистов по реабилитации;
– информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов;
Этапы процесса реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида
Название этапа
Цель этапа
Приоритетные мероприятия
Этап восстановительного лечения
Восстановление биомедицинского статуса: восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов.
Медицинская реабилитация
Этап социализации или ресоциализации
Восстановление индивидуально- личностного статуса: развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально- ролевых установок ребенка- инвалида.
Педагогические, психологические, технические, профессиональные социальные мероприятия
Этап социальной интеграции или реинтеграции
Восстановление социального статуса: оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.
Общенациональные меры социальной интеграции.
Индивидуальные меры социальной интеграции.
На индивидуальном уровне задачами реабилитационных служб на данном этапе реабилитационного процесса является оказание содействия детям-инвалидам по включению в бытовую, семейную, трудовую и социальную жизнь. Данные задачи реализуются проведением мероприятий по адаптации (приспособлению) жилых помещений и жилой обстановки к особенностям патологии и ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида; оказания ему помощи в подборе образовательной программы и образовательной организации, места работы, трудоустройстве, приспособлении рабочего места и закреплении на производстве; содействие в занятиях спортом, культурой, творчеством и т.п.; в организации постреабилитационного сопровождения, социального патронажа и оказанию посреднических и консультативных услуг в решении сложных для ребенка инвалида проблем, в реализации его законных прав и интересов; социально-психологической работы с инвалидом и его окружением и др.
При организации процесса реабилитации детей-инвалидов, в том числе разработке им индивидуальных программ реабилитации и абилитации, специалистам, занимающимся вопросами реабилитации, следует руководствоваться следующими, подтвердившими свою значимость на протяжении многолетней реабилитационной практики, принципами:
– наиболее раннего начала в проведении реабилитационных мероприятий;
– комплексного подхода в проведении реабилитационных мероприятий;
– преемственности в проведении реабилитационных мероприятий;
– непрерывности в проведении реабилитационных мероприятий;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 309 -
– соблюдения этапности в проведении реабилитационных мероприятий;
– учет возрастных особенностей и стадии развития ребенка в проведении реабилитационных мероприятий;
– разумной экстенсификации и интенсификации (адекватности) реабилитационных мероприятий в процессе реабилитации;
– апелляции к личности инвалида;
–активизации инвалида;
– индивидуального подхода в проведении реабилитационных мероприятий;
– динамического наблюдения и контроля за реализацией и эффективностью проведенных реабилитационных мероприятий и др.;
– активное участие родителей в реабилитационном процессе.
Основными
нормативными
правовыми
актами,
регламентирующими
реабилитационное направление деятельности учреждения МСЭ, являются:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995 №181-ФЗ;
постановление Правительства РФ «Правила признания лица инвалидом» 20.02.2006
№ 95;
приказ Минтруда России «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» 11.10.2012 N 310н;
приказ Минтруда России «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» от 29.01. 2014 № 59н;
приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» 04.08.2008 N 379н.
На учреждения МСЭ по реабилитационному направлению деятельности возлагаются следующие функции:
– установление потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию
24
на основе реабилитационно-экспертной диагностики (определения структуры и степени нарушения функций, ограничений жизнедеятельности, социальной недостаточности, реабилитационного потенциала);
– объяснение инвалиду цели, задач, прогнозируемых результатов и социально-правовых последствий реабилитационных мероприятий
25
– разработка индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида
26
;
– вручение индивидуальной программы реабилитации ребенку-инвалиду и доведение до сведения инвалида в доступной для него форме ее содержания
27
;
24
Пункт 3 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико- социальной экспертизы»/утвержден приказом Минтруда России 11.10.2012 N 310н;
25
Пункт 5 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н
26
Пункт 2 статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ, а также пункт 5-б Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»/утвержден приказом Минтруда России 11.10.2012 N 310н
27
Пункт 1 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 310 -
– оценка результатов проведенных реабилитационных мероприятий
28
;
– учет, обобщение и анализ выданных детям-инвалидам ИПР и рекомендаций по реабилитации, а также результатов их реализации (заполнение Раздела 3 отчетной формы
№ 7-Д(собес);
– участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов
29
, в т.ч. внесение предложений в законодательные и исполнительные органы власти по улучшению реабилитационного обслуживания инвалидов и детей-инвалидов;
– взаимодействие в работе по решению вопросов реабилитации инвалидов с медицинскими организациями, образовательными учреждениями, региональными отделения ФСС РФ, службами занятости населения, учреждениями социальной защиты населения, общественными организациями инвалидов и др.;
–оказание содействия инвалидам, родителям детей-инвалидов в реализации индивидуальных программ реабилитации при их обращении за помощью в учреждение
МСЭ;
– проведение информационно-просветительской и консультативной работы по вопросам реабилитации инвалидов в учреждении МСЭ, через средства массовой информации, по запросам учреждений и организаций.
В рамках реабилитационно-экспертной работы в учреждении МСЭ детям-инвалидам могут оказываться отдельные виды реабилитационных услуг (профориентация, правовое, психологическое консультирование, психокоррекция, подбор технических средств реабилитации и др.).
30
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида – разработанный учреждениями медико-социальной экспертизы документ, который содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
31
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 51
Общие положения разработки ИПР ребенка-инвалида. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида разрабатывается учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
При первичном и повторном освидетельствовании ребенку, признанному инвалидом, учреждениями МСЭ в обязательном порядке определяется потребность в мерах реабилитации.
28
Пункт 14 Приложения 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н
29
Статья 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995 №181-ФЗ
30
«Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ», утвержденный приказом Минтруда России от 11.10.2012 N 310н относит оказание услуг по реабилитации в функции Федерального бюро МСЭ.
31
Статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995 №181-ФЗ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 311 -
Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить ребенку- инвалиду или его законному представителю цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в экспертной документации о дате проведения собеседования.
Информация о порядке и условиях проведения медико-социальной экспертизы, а также о целях, задачах, прогнозируемых результатах и социально-правовых последствиях реабилитационных мероприятий доводится ребенка (его законного представителя) в любой доступной для него форме: устно, с помощью переводчика русского жестового языка, тифлосурдопереводчика, письменно, с использованием информационных материалов, а также посредством официальных сайтов главных бюро, Федерального бюро, Портала.
32
Подписывается сформированная индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и ребенком-инвалидом либо его законным представителем, а также заверяется печатью.
В случае необходимости при разработке ИПР ребенка-инвалида специалистами учреждения МСЭ могут применяться следующие организационные решения:
1) привлечение консультантов: по приглашению руководителя бюро (главного бюро,
Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты;
33
сфера профессиональной компетенции консультанта определяется документами, которыми он ее подтверждает;
2) программа дополнительного обследования: в случаях, требующих специальных видов обследования ребенка в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений. Программа дополнительного обследования утверждается руководителем соответствующего бюро (Федерального бюро, главного бюро) и доводится до сведения ребенка-инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме
34
;
3) направление на консультацию или освидетельствование в вышестоящее учреждение
МСЭ: в случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
35
Технология разработки ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих ребенку-инвалиду сформировать или восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению образовательной, досугово- игровой, бытовой, общественная и иной деятельности.
ИПР ребенка-инвалида разрабатывается всем детям, признанным инвалидам при первичном или повторном освидетельствовании.
32
Пункт 71 Административного регламента по предоставлению государственной услуг по проведению
МСЭ / утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 №59н
33
Пункт 27 Правил признания лица инвалидом / утверждены постановлением Правительства РФ от
20.02.2006 N 95, а также пункт 7 приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н
34
Пункт 1 приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н
35
Пункт 8 приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н