Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1530
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 322 -
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют детям-инвалидам в следующем составе и формах:
– обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации;
– рекомендации по адаптации жилья к потребностям ребенка-инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности;
– информирование и консультирование по жизненно-важным социальным вопросам; по вопросам реабилитации, юридическая помощь по вопросам дискриминации детей- инвалидов в разных сферах жизни;
– обучение социальным навыкам по ведению хозяйства;
– помощь в планировании и создании семьи, обучение семейным и супружеским отношениям;
– обучение в решении личных проблем;
– обучение социальному общению и др.
Социально-педагогическая
реабилитация
– восстановление
(формирование) утраченного социально-средового статуса через обучение ребенка соответствующим образовательным программам, знаниям, навыкам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, нормативам, обеспечивающих полноценное участие детей-инвалидов в общепринятых формах социального взаимодействия. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:
– социально-педагогическую диагностику;
–социально-педагогическое консультирование;
– педагогическую коррекцию;
– коррекционное обучение;
– педагогическое просвещение;
–социально-педагогический патронаж и поддержку.
Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов направлена на обучение ребенка- инвалида самообслуживанию, а также включает мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. Включает в себя адаптивную физическую культуру, физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, спорт инвалидов (включая паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальную олимпиаду России)
59
В целом адаптивная физическая культура (АФК) призвана с помощью рационально организованной двигательной активности, используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психологические возможности организма и личность самореализации в обществе.
Суть спортивно-оздоровительной работы с инвалидами – непрерывное физкультурное
образование, забота о своем здоровье в течение всей жизни. В развитии АФК и спорта инвалидов принципиальным является формирование у инвалида убежденности в полезности и целесообразности занятий спортивно-оздоровительной работой, осознанном отношении к освоению физической культуры, развитию мотивации и самоорганизации здорового образа жизни.
59
Ст. 12 и ст.31 Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 N 329-
ФЗ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 323 -
Адаптивная физическая культура традиционно включает четыре вида: адаптивное физическое воспитание (образование); адаптивную физическую рекреацию; адаптивную двигательную реабилитацию (физическая реабилитация); адаптивный спорт.
К приоритетным категориям граждан для оценки нуждаемости в физкультурно- оздоровительных мероприятиях и спорте относятся инвалиды со стойкими нарушениями функций организма вследствие следующих заболеваний:
– ампутации конечностей;
– последствия полиомиелита;
–детский церебральный паралич;
–заболевания и повреждения спинного мозга;
–прочие поражения опорно-двигательного аппарата (врожденные недоразвития и дефекты конечностей, ограничения подвижности суставов, периферические парезы и параличи и т.п.)
–постинсультные состояния;
–умственная отсталость;
–нарушения слуха;
–патология органа зрения.
Абсолютные медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и спортом приводятся у разных авторов (табл.7)
Таблица 7
Абсолютные медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и спортом
Абсолютные противопоказания (Музалева
В.Б, Старцева М.В., Завада Е.П. и соавт., 2008)
Абсолютные противопоказания (Демина
Э.Н., Евсеев С.П., Шапкова Л.В. и соавт.,
2006).
• лихорадочные состояния;
• гнойные процессы в тканях;
• хронические заболевания в стадии обострения;
• острые инфекционные заболевания;
• сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения и покоя, инфаркт миокарда, аневризма сердца и аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, нарушения ритма сердца и проводимости, синусовая тахикардия с ЧСС более 100 в минуту; гипертензия II и III стадии;
• легочная недостаточность;
• угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная болезнь желудка и 12- перстнорй кишки с наклонностью к кровотечениям);
• заболевания крови (в том числе анемии);
• последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения и
• любые острые заболевания;
• глаукома, высокая степень миопии;
• склонность к кровотечению и угроза тромбоэмболии;
• психические заболевания в стадии обострения, отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или психического заболеваний;
(декомпенсированный психопатоподобный синдром с агрессивным и деструктивным поведением);
• нарастание сердечно-сосудистой недостаточности, синусовая тахикардия, частые приступы параксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолии с частотой более 1:10, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения, атриовентрикулярная блокада II и III степени;
• гипертензия
(артериальное
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 324 - нарушений спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе);
• нервно-мышечные заболевания
(миопатии, миостении);
• рассеянный склероз;
• злокачественные новообразования;
• желчекаменная и мочекаменная болезнь с частыми приступами, хроническая почечная недостаточность;
• хронический гепатит любой этиологии;
• близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне. давление свыше 220/120 мм рт.ст.), частые гипертонические или гипотонические кризы;
• наличие выраженной анемии или лейкоцитиоза;
• выраженные атипические реакции сердечно-сосудистой системы при выполнении функциональных проб.
Для детального изучения основных видов и элементов физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта, показанных и противопоказанных инвалидам с разной патологией, могут быть полезны сведения, представленные в работах Э.Н.Деминой, С.П.Евсеева,
Л.В.Шапковой и соавт., 2006.
Мероприятия по адаптивной физической культуре и спорту обычно проводятся в :
– реабилитационных центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов системы социальной защиты населения;
– детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ);
– отделениях и группах по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
– школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;
– поликлиниках, больницах, институтах, реабилитационных центрах, домах ребенка, находящихся в ведении органов здравоохранения;
– образовательных учреждениях ;
– стационарных учреждения социального обслуживания населения;
– санаторно-культурных учреждениях, домах отдыха и др., находящихся в ведении органов по туризму и развитию курортов;
– физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих работу, в том числе в рамках общественных организаций.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ
Обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. В
Российской Федерации, по данным государственной статистики за 2013 год, выдано индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями по техническим средствам реабилитации 108,7 тыс. детям. Число выданных ИПР и число рекомендаций по ТСР соотносятся у детей как 3:1. Детям рекомендуются чаще всего ортопедическая обувь – 57, 1 тыс.; протезы, включая эндопротезы и ортезы –50,4 тыс.; абсорбирующие изделия – 31,3 тыс. заключений.
Детям-инвалидам, как особой социальной категории граждан, государство гарантирует проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 325 - средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств Федерального бюджета.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Особенностью ТСР по медицинской реабилитации (ортезы, протезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, противопролежневые матрацы и подушки, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники), голосообразующие аппараты) является то, что они оформляются с учетом рекомендаций, изложенных в п.34 Направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (форма № 088/у-06). В этом пункте врачебной комиссией указываются не только
ТСР медицинской реабилитации, но и конкретные виды протезирования и ортезирования.
Осуществление правильного подбора ТСР для того или иного ребёнка-инвалида с учетом его анатомических размеров и функциональных особенностей является одной из первоочередных задач, которую решают специалисты системы медико-социальной экспертизы и реабилитации. Правильно подобранные ТСР в состоянии компенсировать ограничения жизнедеятельности и повысить качество жизни ребёнка и во многом предотвратить такие проблемы как пролежни, развитие деформаций и контрактур, других вторичных осложнений (как, например, у детей, пользующихся креслами-колясками).
Для внесения записи о нуждаемости ребенка в индивидуальную программу реабилитации специалистам МСЭ необходимы следующие основные сведения:
– клинико-функциональный диагноз (с указанием синдромов и степени их выраженности, оценкой нарушений функций организма), который сформулирован в Направлении на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (Форма № 088/у-06);
– данные о проблемах здоровья (нарушении функций и структур организма), которые могут быть представлены как в медицинской документации, так и в заключениях специалистов (консультантов) с медицинским образованием, с образованием по адаптивной физической культуре и др., компетентных в вопросах оценки нарушений функций и структур организма, специалистов по подбору ТСР;
– сведения о проблемах, связанных со здоровьем (ограничениях жизнедеятельности), выявленные при проведении углубленной социальной диагностики, подтвержденные заключением специалиста с социальным образованием.
Выбор вида ТСР должен быть обоснован результатами тщательной реабилитационно- экспертной диагностики по выявлению индивидуальных особенностей ребёнка, исходя из которых, происходит подбор ТСР.
Решение, которое выносит учреждение медико-социальной экспертизы о виде ТСР в котором нуждается ребёнок-инвалид, опирается на положения нормативно-правовых документов. Вид ТСР подбирается ребёнку индивидуально, исходя из нарушений функций организма, не ниже установленных Федеральным перечнем
60
и Перечнем
60
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета, Утверждён распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347–р (в редакции 10.09.2014)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 326 - медицинских показаний и противопоказаний
61
, с учетом условий использования технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности.
Используются формулировки вышеуказанного Перечня медицинских показаний и противопоказаний. Пример формулировки: «Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой прогулочная, в
том числе для детей-инвалидов», исполнитель: «региональное отделение ФСС РФ».
Тестовый контроль знаний
1
Врожденная или хроническая патология сердечно-сосудистой системы приводит
к стойким нарушениям функций кровообращения:
А) к незначительным при ХСН1А степени (НК 1ФК) - дети не имеют ограничений жизнедеятельности
Б) к выраженным при ХСН 2А (НК 3ФК) - дети имеют признаки СН в покое, не могут выполнять физические нагрузки, что приводит к ограничению жизнедеятельности по категориям передвижения, самообслуживания и обучения 2 степени
2
Для врожденных заболеваний мочевыделительной системы, сопровождающиеся
развитием нарушения функций почек (ПН 2а) характерно:
A) стойкие незначительные компенсированные нарушения функциями почек Б) 4 - я группа здоровья
B) диспансерное наблюдение
Г) отсутствие ограничений жизнедеятельности
3
Критерии определения инвалидности у ребенка с хроническим нефритом:
А) частые обострения высокой степени активности
Б) стойкие нарушения функции почек (ХПН 1),
В) ограничение жизнедеятельности по категориям способности к обучению, к общению
4
На освидетельствование в учреждение МСЭ может быть направлен ребенок с
бронхиальной астмой:
A) не ранее 6 месяцев от дебюта заболевания
Б) тяжелое течение заболевания
B) терапия высокими дозами ингаляционных кортикостероидов
Г) развитие осложнений
Д) стойкие нарушения функции внешнего дыхания Е) ограничение способности к обучению, трудовой деятельности
5
На МСЭ целесообразно направлять детей с неспецифическим язвенным
колитом:
A) не ранее чем через 6 месяцев после дебюта заболевания
Б) при среднетяжелом и тяжелом течении заболевания
B) при наличии признаков ограничений жизнедеятельности по категориям способности самообслуживания, передвижения, обучения
6
ВИЧ - инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет при
отсутствии ограничений жизнедеятельности (вне развернутой клиники СПИДа) на
МСЭ:
А) направляются
Б) не направляются
7
Индивидуальная программа реабилитации «ребенка - инвалида» состоит из
61
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Утвержден приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н