Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента курсовая работа противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Краснодаре 30 января 2018 г. завершено расследование уголовного дела в отношении ОПГ, состоящего из пяти человек, которые на протяжении 2014-2016 гг. занимались незаконной банковской деятельностью и обналичиваем денежных средств на сумму 1,2 млрд. рублей при помощи поддельных платежных документов, введенных в банковский оборот. В преступной схеме было задействовано более 50 фиктивных предприятий. Предъявлено обвинение по нескольким статьям УК: за незаконную банковскую деятельность, организацию преступного сообщества, уклонение от уплаты налогов и легализацию денежных средств. До вынесения приговора наложен арест на имущество обвиняемых, стоимость которого превышает 45 миллионов рублей.

В Сибири ФСФМ удалось предотвратить хищение 5,5 млрд. руб., половина-бюджетные средства. Кредитными организациями Сибири за 2017 г. передали в финансовую разведку более 3 млн. сообщений о сомнительных операциях на сумму более 80 трлн. рублей. Исследовано более шести тысяч электронных кошельков. Специалисты Росфинмониторинга предполагают, что через электронные кошельки проходят незаконные доходы от продажи наркотиков. За 2016-2017 гг. оборот денежных средств через электронные кошельки превысил 2,5 млрд. руб. Пресечены попытки вывода за рубеж по поддельным платежным документам 1 млрд. руб. Возбуждено 39 уголовных дела.

Деятельность Росфинмониторинга направлена на предотвращение экономических преступлений, что значительно легче, чем розыск украденных и легализованных денежных средств. Учитывая тот факт, что основная часть легализации средств, полученных преступным путем, проходит через кредитные учреждения, ФСФМ совместно с Банком России усилило контроль над данными учреждениями. Изменения, внесенные Федеральный закон № 115-ФЗ позволяют лишать лицензии кредитные организации, замеченные в проведении сомнительных операций, отмывании денежных средств, обслуживании теневой экономики, хищении средств учредителями банков и неисполнении обязанностей по предоставлению сведений подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом. За перечисленные выше нарушения в 2017 году отозваны лицензии у 47 банков, в 2016 году - у 97 банков, в 2015 году-93 учреждений (рисунок 9).




Рис. 9. Данные об отозванных лицензиях за 215-2017 гг. за нарушение закона 115-ФЗ

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существующая в России система противодействия попыткам легализации доходов, полученных преступным, соответствует мировым стандартам и является весьма эффективной. Для борьбы с отмыванием доходов осуществляется контроль финансовой и налоговой отчетности юридических и физических лиц, аудиторские и выездные проверки, включая поверки правоохранительных органов, поощряется добровольное, или за вознаграждение предоставление сведений о возможных и совершенных экономических преступлениях. Под жестким контролем Росфинмониторинга и Банка России находится деятельность финансовых организаций. Задача власти на современном этапе – сделать невозможным вовлечение коммерческих банков в процесс отмывания преступных доходов. ???


3 Основные направления повышения эффективности системы противодействия попыткам легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в России
3.1 Пути совершенствования системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем
В России, как и во многих странах мира, отмывание доходов, полученных преступным путем, распространенное явление. Преступные сообщества используют различные операции быстрому и гибкому перемещению активов за пределы национальных границ. По данным Росфинмониторинга ежегодно в Российской Федерации отмывается около половины преступных доходов, вторая половина доходов переводится преступниками за рубеж.

Особенность легализации «грязных денег» в России - попытка вывоза незаконно полученных доходов за рубеж. Иногда осуществление этой процедуры намного проще, чем присвоение денег внутри страны. Это позволяет сделать вывод, что в современной России, отток незаконно полученных доходов и легализации их за пределами страны является реальной экономической угрозой.

Эффективная система противодействия попыткам легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, состоит из политических, правовых, экономических и нравственных аспектов. Первоочередная задача данной системы – сделать невозможным поступление преступных денег в обращение. Так как легализация доходов является заключительным этапом превращения преступности в высокодоходный и вид предпринимательства, основная задача всех ветвей власти и контролирующих органов должна быть сосредоточена на реализации мер, направленных на предупреждении и недопущение легализации преступных средств.



МВД России совместно с Росфинмониторингом, Банком России и ФНС должны проводить комплексные мероприятия с целью выявления незаконных финансовых операций, направленных на выведение из оборота наличных денег российскими и иностранными организациями, а также коммерческими банками.

Для эффективной работы системы мер противодействия легализации преступных доходов, большое значение имеет степень наказаний за данное правонарушение. Российском законодательством установлен штраф в размере от 120 тыс. руб. до 1 млн. руб. (в зависимости от состава преступления). В США за аналогичные преступления предусмотрен штраф от 500 тыс. долл. (или штраф в двойном размере от стоимости имущества, вовлеченного в преступную сделку). Американская система противодействия считается самой эффективной в современном мире.

Отрицательно на эффективность системы мер противодействия легализации преступных доходов, влияет «сознательная слепота» сотрудников организаций. Данный термин ввел английский эксперт Питер Лилли. Зачастую специалист замечает признаки отмывания денежных средств, но не передает информацию о подозрительных клиентах и сделках в контролирующие органы.

Негативное влияние на эффективную работу системы мер противодействия легализации преступных доходов, оказывает высокая доля в объеме наличной денежной массы России. По данным международных экспертов объем наличных денег составляет 12% ВВП России, что значительно выше, чем в развитых странах (в США-7%, странах Евросоюза -9%, Бразилии-4%). Швеция планирует вообще отказаться от использования наличных расчетов (сейчас в стране объем наличных денег составляет менее 3% ВВП), международные эксперты отмечают спад операций по легализации денежных средств.

Для совершенствования системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и повышения ее эффективности необходимо:

- сократить долю наличного денежного оборота и стимулировать безналичные расчеты;

- пересмотреть систему штрафов за легализацию денежных средств на законодательном уровне;

- формировать позитивное отношение общества, организаций и финансовых институтов к соблюдению требований в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Эффективная система противодействия отмыванию доходов должна быть направлена не на полную ликвидацию этого вида преступления (что теоретически невозможно в ближайшем будущем), а на установлении жесткого контроля над данными операциями.


3.2 Приоритетные направления деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу по противодействию попыткам легализации преступных доходов
Росфинмониторинг- главный финансовый институт, отвечающий за экономическую безопасность государства и за противодействие легализации денежных доходов, полученных преступным путем.

Для выполнения поставленных задач Росфинмониторинг осуществляет сбор, обработку и анализ информации о сделках и операциях, подлежащих контролю на основании законодательных документов Российской Федерации. Выполнение обозначенных задач существенно осложняет значительное количество недостоверной информации, технические проблемы, нехватка квалифицированных специалистов и несовершенство действующего законодательства.

Подавляющее большинство правонарушений связанных с легализацией преступных доходов происходит в банковской сфере. Современные компьютерные технологии расширяют возможности и инструменты для отмывания доходов полученных преступным путем. На смену традиционных оффшоров идут «электронные государства», что способствует осуществлению финансовых преступлений.

К факторам, способствующим росту преступности в банковской системе России относятся:

- несовершенство российского законодательства;

- неэффективная система контроля над деятельностью финансовых институтов.

В связи этим для эффективного противодействия легализации доходов, полученных преступным путем необходимо усилить систему банковского надзора. Для недопущения попадания преступных капиталов в банковский сектор экономики, необходимо установить четкую ответственность каждого субъекта участвующие в надзоре за деятельностью банков.

Руководству банка необходимо не только осуществлять деятельность в соответствии с Российским законодательством, но и идентифицировать владельцев всех счетов и сейфовых ячеек, ограничивать финансовые операции с клиентами не прошедшие идентификацию.

Для успешного противодействия легализации доходов полученных преступным путем на уровне первичного финансового мониторинга необходимо:

- ужесточить требования по установлению личности всех клиентов банка;

- ограничить режим банковской тайны;

- ужесточить ответственность за сокрытие информации о финансовых сделках и операциях, имеющих явно преступный характер или имеющие подозрение на незаконный характер.


- предусмотреть ответственность за разглашение информации переданной контролирующему органу.

В качестве превентивных мер, возможно, применение административной ответственности: запрет на профессию, лишение права занимать определенную должность,
По требованиям нормоконтроля объем подраздела не может быть меньше 5 стр. формата А4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были рассмотрены основные понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и факторы, способствующие получению нелегальных доходов в современной России. Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что легализация преступных доходов оказывает негативное влияние на экономическую безопасность России, препятствует нормальному функционированию органов государственной власти и подрывает доверие к ним, создает возможность подкупа чиновников, распространения коррупции, дают возможность лоббировать финансовые интересы преступных сообществ и влиять на политическую ситуацию в государстве.

В работе описаны основные современные модели легализации доходов, полученных преступным путем, разработанные учеными, экономистами, международными экспертами. Данные модели имеют огромное значение для финансовых институтов, и представляют теоретическую и практическую базу для предотвращения попыток отмывания доходов, полученных незаконным путем и препятствует вовлечению коммерческих банков и других финансовых организаций в процесс легализации преступных капиталов.

В курсовой работе дан анализ существующей в России национальной системы противодействия легализации преступных доходов, призванной обеспечивать единую государственную политику в этой сфере, национальную безопасность и защиту экономических интересов страны. Проанализирована роль правового блока (прокуратуры, ФСБ, МВД, ФСКН) и Росфинмониторинга. Определены стратегические задачи национальной системы и основные причины, оказывающие негативное влияние на ее эффективность. Основные меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, включают в себя внутренний контроль, обязательный контроль и запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия отмыванию криминальных доходов. Несмотря на то, что в России создана национальная система мер способная обеспечить комплексный контроль над соблюдением экономическими субъектами действующего законодательства, полностью искоренить отмывание нелегальных доходов в современной России невозможно, необходимо установление жесткого контроля и дальнейшее совершенствование мер противодействия легализации преступных доходов. Для повышения эффективности необходима единая информационная система сбора, обработки и накопления информации для оперативного использования данных, направленная в первую очередь на предотвращение преступлений.