Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента курсовая работа противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 549

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Оценка системы мер, направленных на предотвращение попыток легализации преступных доходов
В Российской Федерации существует национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призванная обеспечивать единую государственную политику в этой сфере, защиту экономических интересов страны и национальную безопасность.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» заложил основу в формирование национальной системы. В стране создан федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и координирующий деятельность в этой сфере. В октябре 2002 г. Россия исключена из списка не участвующих в борьбе с отмыванием преступных доходов. В июне 2003 г. Российская Федерация была принята в постоянные члены ФАТФ, что свидетельствует о том, что нормативно - правовая база России соответствует Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Национальная система России на современном этапе состоит их 2-х подсистем: правоохранительный блок и финансовый мониторинг (рисунок 6).

К субъектам правоохранительного блока национальной системы противодействия легализации преступных доходов, и финансированию терроризма относятся правоохранительные органы (прокуратура, ФСБ, МВД, ФСКН). Данные организации занимаются расследованием преступлений, осуществляют оперативно - розыскную деятельность.



Рис. 6. Национальная система противодействия отмыванию доходов.
Основная задача субъектов правоохранительного блока заключается в выявлении, пресечении и расследовании преступлений направленных на легализацию преступных доходов. Нормативной базой данной подсистемы являются федеральные законы и уголовно - процессуальное законодательство.

Финансовый мониторинг условно можно разделить на два уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный мониторинг.

К субъектам государственного мониторинга относятся Росфинмониторинг и надзорные органы, осуществляющие контроль исполнения физическими и юридическими лицами требований в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Взаимоотношения в подсистеме финансового мониторинга регулируются преимущественно нормами административного и финансового права.


Росфинмониторинг является центральным элементом национальной системы осуществлявший межведомственную координацию и взаимодействие всех субъектов и правоохранительного блока и блока финансового мониторинга для оперативного решения задач, направленных на противодействие легализации преступных доходов, как на территории России, так и включая международное сотрудничество.

Росфинмониторинг не только анализирует поступающую информацию о финансовых операциях, подлежащих контролю в соответствии с российским законодательством, но и, принимает меры, по предотвращению незаконных операций, оперативно передавая сведения в правоохранительные органы.

Стратегические задачи национальной системы:

– сократить масштаб незаконной предпринимательской деятельности и организованной преступности;

– устранить условия, способствующие деятельности организованной преступности, коррупции и наркобизнеса;

– сделать невозможным незаконный вывод финансовых средств за рубеж;

– создать условия для обеспечения репатриации доходов, полученных незаконным путем и выведенных за пределы России;

– обеспечить систему мер, направленную на предотвращение попыток легализации преступных доходов способную реализовывать на всех уровнях полномочия государственных органов и организаций и эффективно взаимодействовать между собой.

Основными причинами, отрицательно влияющими на эффективность национальной системы мер можно отнести:

– отсутствие единой информационной системы для всех организаций и государственных органов, принимающих участие в предотвращении попыток легализации преступных доходов, межведомственная разобщенность информационных ресурсов и отсутствие общей базы содержащихся в них данных;

– отсутствие достаточного количества подготовленных специалистов надзорной и правоприменительной деятельности в данной сфере (сотрудников прокуратуры, следователей, оперативных работников и т.д.);

– отсутствие достаточного количества высококвалифицированных специалистов приводит к низкой раскрываемости преступлений, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, снижает вероятность обнаружения данной категории преступлений, затрудняет сбор, проверку и оценку доказательств;

– недостаточный опыт в рассмотрении уголовных дел для данной категории преступлений;

– несовершенство нормативно-правовой базы, связанное с определением полномочий надзорных органов, нормативным регулированием и контролем за деятельностью предприятий, осуществляющих деятельность в данной сфере, и затрудняющие идентификацию клиентов, относящихся к группе повышенного риска.



Согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ с учетом изменений от 23.04.2018 г. № 90-ФЗ внесенных в статью №4 меры направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включают в себя:

- внутренний контроль;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время, в России создана система мер, способная обеспечить комплексный контроль, направленный на предотвращение попыток легализации преступных доходов и соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства. При этом в современной России полностью искоренить данный вид преступлений невозможно, необходимо установление жесткого контроля и дальнейшее совершенствование механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Для этого в первую очередь необходима эффективная система информационного обеспечения (сбор, обработка, накопление и использование информации), направленная на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.
А где
оценка??? В тексте идет просто перечисление мер и структур, работающих в этой области….

Оцените насколько действенны эти меры и насколько эффективно работают расписанные структуры???
2.2 Характеристика законодательной базы Российской Федерации и проводимых мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
Основным нормативно-правовым документом, направленным на предотвращение попыток легализации преступных доходов в России, является Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Последние изменения в данный документ внесены 23.04.2018 г. Федеральным законом № 90-ФЗ для устранения пробелов и отдельных неточностей выявленных при применении норм данного закона.

В Федеральном законе дано четкое определение совершаемого преступления, определены меры противодействия, направленные на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, с учетом последних изменений существенно расширен список организаций, осуществляющих финансовые операции и перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Федеральным законом № 115-ФЗ определены права и обязанности предприятий, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, кредитных организаций, федеральной почтовой связи, клиринговыми организациями, организаторами торговли.

Возглавляют перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами кредитные учреждения, именно через них проходят основные объемы финансовых операций, подлежащих контролю. В перечень организаций (статья 5 Закона) осуществляющих операции с денежными средствами включены так же: лизинговые и страховые организации, участники рынка ценных бумаг, предприятия федеральной почтовой связи, ломбарды, компании, занимающиеся скупкой, куплей и продажей драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий, букмекерские конторы, организации проводящие лотереи и игры (включая электронные). В перечень включены также компании, осуществляющие управление негосударственными пенсионными фондами и инвестиционными фондами.


Статья 6 Федерального закона № 115-ФЗ содержит исчерпывающий перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю. Законодательством для операций с денежными средствами подлежащих контролю установлена планка в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. Таким образом, любая финансовая операция равная или превышающая данную сумму, подлежит обязательному контролю. При осуществлении расчетов в иностранной валюте, размер сделки определяется в рублях по курсу Банка России на момент совершения операции. Операции, подлежащие обязательному контролю, должны быть документально зафиксированы, сведения оперативно переданы в Росфинмониторинг.

Подлежащим обязательному контролю операции, связанные с зачислением на счет или снятием со счета организации наличных денежных средств, в случае, не характерном для его хозяйственной деятельности. Также подлежат обязательному контролю сделки по покупке и продаже наличной иностранной валюты и приобретение ценных бумаг за наличные денежные средства физическим лицом, а также внесение наличных денежных средств физическим лицом в уставной капитал предприятия. В обязательном порядке контролируются операции с ценными бумагами, по переводу и зачислению на счет денежных средств, получению кредитов и предоставлению займов, если одна из сторон зарегистрирована, находится, проживает или имеет в банке в стране, не участвующей в международном сотрудничестве в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Подлежат обязательному контролю сделки по зачислению денежных средств во вклад «на предъявителя», и открытие вклада на третье лицо. В обязательном порядке контролируются операции по счету юридического лица, зарегистрированного менее трех месяцев назад, или операция производится впервые с момента регистрации.

Если финансовая операция не подпадает под статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ, но сотрудник организации, ее осуществляющий подозревает, что возможно преступление, связанное с легализацией преступных доходов, организация в обязательном порядке должна направить в уполномоченный орган информацию о данной операции.

Если операция, подлежащая обязательному контролю, имеет очевидный экономический смысл и не вызывает подозрений со стороны сотрудников организации ее осуществляющих (давний клиент, положительная финансовая репутация), организация в обязательном порядке должна предоставить в уполномоченный орган информацию о данной операции. Законом не предусмотрено никаких исключений, касающихся обязательной передачи сведений по операциям, подлежащих контролю.