Файл: Кафедра мировой экономики и менеджмента курсовая работа противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в российской федерации.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно, действующему законодательству организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны идентифицировать клиентов и в документальной форме фиксировать операции, подлежащие обязательному контролю. При этом, законодательно, не закреплен порядок и форма документа для фиксирования данных операций, а также правила хранения данной информации. В пункте 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ зафиксировано, что порядок фиксирования, формы документов и хранение информации по данным операциям, определяются правилами внутреннего контроля каждой организации и определяются самостоятельно каждым субъектом, исходя из специфики хозяйственной деятельности. В статье 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено требование, согласно которому документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать.
Информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается не позднее 1 рабочего дня после дня совершения операции. Сведения об операциях, вызывающих подозрения в попытке легализации преступных доходов, предоставляется не позднее 1 рабочего дня после дня выявления данной операции. Данные предоставляются в Росфинмонироринг по форме, утвержденной приказом №110 от 22.04.2015 г.
Под особым контролем в России находится деятельность банков. Контроль над деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России. В целях контроля проводятся регулярные проверки банков и их филиалов, анализируется предоставляемая отчетность, определяется соответствие деятельности кредитных организаций требованиям законодательства о противодействии легализации преступных доходов.
В соответствии Письмом Банка России от 19 августа 2004 года №103-Т «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», контролю подлежит выполнение требований по идентификации клиентов, фиксированию операций, подлежащих контролю, предоставлению сведений в уполномоченный орган. Банк России контролирует приостановление операций с денежными средствами в случаях, установленных законом противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В каждой кредитной организации должны быть
утверждены правила внутреннего контроля, и четкая программа реализации этих правил, определено должностное лицо, ответственное за соблюдение данных правил.
При разработке правил внутреннего контроля кредитные организации должны руководствоваться Письмом Банком России от 15.02.2014г. №445-П, в котором разработаны критерии выявления подозрительных сделок и признаки сомнительных операций.
На основании статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации не имеют права открывать анонимные счета и вклады без предоставления документов позволяющих идентифицировать клиентов. Этот запрет дублирует правила, утвержденные для кредитных организаций. Физические лица при открытии счета (вклада) на свое имя или имя 3-го лица обязаны предоставить информацию о владельце (как правило, это паспорт). Юридические лица при открытии счетов предоставляют в банк полный пакет учредительных документов.
Банки обязаны идентифицировать лиц, открывающих счет, осуществляющих от имени клиента движение по счету (перечисление и снятие средств), третьих лиц, осуществляющих внесение средств на счет.
Кредитные организации на основании статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ имеют право отказать в открытии банковского счета юридическому и физическому лицу при непредставлении документов необходимых для идентификации, либо предоставлении ложных документов, а как же о наличии сведений о причастности к террористической деятельности.
Российским законодательством предусмотрена ответственность организаций за нарушение обязанностей при осуществлении операций с денежными средствами, установленных законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Согласно последним изменениям в Федеральном законе № 115-ФЗ с 23 июля 2018 г. за нарушение статьи 6 и статьи 7 организация может лишиться лицензии на осуществление хозяйственной деятельности. Также согласно новой редакции статьи 13 лица, виновные в нарушении закона будут нести административную, гражданскую и уголовную ответственности в соответствии с законом РФ.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Для должностных лиц установлен штраф от десяти до пятидесяти тысяч. Для юридических лиц размер штрафа колеблется от пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей. Возможна приостановка деятельности до девяноста дней.
Согласно изменениям от 28.06.2013 г. статьей 174 УК РФ за легализацию средств, заведомо полученных преступным путем, в зависимости от тяжести преступления предусмотрен штраф до одного миллиона рублей, либо в размере дохода до 5 лет, с ограничение свободы до пяти лет, возможен запрет на профессию до пяти лет.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, в России большое внимание уделяется борьбе с легализацией доходов полученных преступным путем. В законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения и дополнения, направленные на устранение неточностей, пробелов и противоречий. Нормативно-правовая база Российской Федерации направлена на недопущение и предотвращение попыток легализации доходов, полученных преступным путем.
Эффективна эта законодательная база?
2.3 Правовой статус и полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу
В ноябре 2001 г. на основании указа Президента России №1263 был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (в 2004 году переименован в Федеральную службу по финансовому мониторингу). Росфинмониторинг - федеральный орган исполнительной власти уполномоченный принимать меры по противодействию попыткам легализации доходов, полученных преступным путем и координирующий деятельность иных исполнительных органов в этой сфере. Главными задачами Росфинмониторинг являются сбор информации по операциям с финансовыми средствами подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, обработкой и анализом поступающих данных, а при наличии оснований передачи сведений в правоохранительные органы. Также Росфинмониторинг взаимодействует с аналогичными структурами иностранных государств.
Росфинмониторинг в своем подчинении имеет территориальные органы - межрегиональные управления, которые осуществляют деятельность в федеральных округах.
До сентября 2007 года Росфинмониторинг находился в подчинении Министерства Финансов РФ, до 21 мая 2012 года в подчинении Правительства Российской Федерации. В настоящее время, согласно Указу Президента России № 636 от 21.05.2012 г. деятельность Росфинмониторинга контролируется лично Президентом России, что свидетельствует об исключительной важности, существующей в нашей стране системе мер, направленных на предотвращение попыток легализации доходов, полученных преступным путем.
Росфинмониторинг участвует в разработке нормативно-правовых документов и государственной политике в финансовой сфере. Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) – подразделение финансовой разведки, участвующая от имени России в деятельности ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), МАНИВЭЛ (Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма), АТГ (Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма), и Группы финансовой разведки «Эгмонт». Основной задачей ФСФМ на международном уровне является создание положительного имиджа России.
В апреле 2018 года в Москве проходил седьмой Евразийский антикоррупционный форум, на котором были подведены итоги деятельности за предыдущий год. Росфинмониторинг провел проверки тридцати тысяч государственных служащих и членов их семей, в рамках действующего Закона «О госслужбе» и Федерального закона № 115-ФЗ. По запросам судейских коллегий были проверены около четырех тысяч кандидатов на должность судий и родственники этих кандидатов. С помощью информационных ресурсов осуществлялся поиск подозрительных операций с денежными средствами и другим имуществом.
Для предотвращения незаконных финансовых операций и попыток легализации доходов ФСФМ принимает активное участие в формировании системы финансового контроля на государственном уровне, разрабатывает программы направленные на повышение прозрачности деятельности предприятий и организаций, а также кредитных организаций. В России запущена программа дистанционного мониторинга для организаций с помощью «Личного кабинета»
Одним из направлений деятельности Росфинмониторинга на современном этапе является усиление контроля над действиями государственных служащих, с целью пресечения незаконного обогащения, разворовывания бюджетных средств и попыток легализации преступных доходов.
Анализ данных подпадающих по обязательный финансовый мониторинг в рамках Федерального закона № 115-ФЗ свидетельствует о том, что в отдельных регионах России незаконные финансовые операции осуществляются должностными лицами с использованием личного административного ресурса при заключении государственных контрактов с аффинированными предприятиями и лоббированием интересов друзей, родственников.
Приведите данный анализ – это обогатит к/р!!!
В 2017 году Росфинмониторинг провел более трех тысяч финансовых расследований. При активном участии ФСФМ возбуждено около 450 уголовных дел. Привлечено к ответственности 155 должностных лиц.
В рамках международного сотрудничества ФСФМ ведет анализ информации, публикуемых в зарубежных средствах информации («Панамское досье», «Английское досье» и т.д.).
Полученные данные свидетельствуют о том, что российские граждане контролируют тысячи зарубежных компаний. Информация данных досье позволила выявить большое количество сомнительных операций на сумму в несколько миллиардов рублей. В сомнительных финансовых операциях принимали участие служащие различных уровней государственной власти. Данные финансовых расследований ФСФМ переданы правоохранителям. Ведутся следственные действия.
Согласно официальным данным в России ежегодно регистрируется более двух миллионов преступлений. Каждое двадцатое преступление совершается в экономической сфере (рисунок 7). В 2013 году совершено 141229 экономических преступлений (6,4% от общего количества), в 2014 году -107797 экономических преступлений (5,0 % от общего количества), в 2015 году -112445 экономических преступлений (4,7 % от общего количества), в 2016 году -108754 экономических преступлений (5,0 % от общего количества), в 2017 году -105087 экономических преступлений (5,1 % от общего количества).
Рис. 7. Данные о преступлениях за период 2013-2017 гг.
Легализация преступных доходов, является заключительным этапов в цепочке экономических преступлений. Уголовное производство по данной категории дел длится годами, и подкрепляются большими объемами доказательной базы. В 2014 году по статье 174 осужден 41 человек, в 2015 году -7 человек, в 2016 году-36 человек (рисунок 8).
Рис. 8. Данные об экономических преступлениях за 214-2016 гг.
В Москве 23 апреля 2018 г. вынесен приговор по «делу «Совкомфлота». Предприниматель Юрий Никитин, бывшем гендиректор ОАО «Современный коммерческий флот» Д.Скарге и экс-президент ОАО «Новороссийское морское пароходство» Т.Измайлов, похитившие в период с 2001 по 2005 гг. 8 млрд. руб. у компаний «Совкомфлот» и «Новошип» а также сумевшие легализовать большую часть похищенного (свыше 5,5 млрд. руб.) приговорены заочно на срок от 11 до 15 лет. В доход государства обращено имущество осужденных и назначены штрафы всем трем фигурантам от 2,5 млн. руб. до 5 млн. руб. Великобритания отказывается выдавать преступников.