Файл: Тема Муниципальное право как отрасль российского права. Муниципальное право как наука и учебная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 640

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) уездные земские правы

в) юридическая уездная комиссия

г) губернское по земским делам присутствие


  1. По городовому положению 1870 года в выборах гласных городской Думы не могли участвовать лица:

а) состоящие под следствием или судом

б) лишенные духовного сана

в) подвергшиеся суду за преступления и проступки

г) все ответы правильные



  1. Впервые в истории России принцип сословности был нормативно закреплен в годы правления:

а) Екатерины II

б) Ивана IV

в) Петра I

г) Александра II



  1. Земские реформы местного самоуправления были проведены:

а) 1861 г.

б) 1870 г.

в) 1864-1871 гг.

г) 1890-1891 гг.

Практические задания


        1. Во исполнение решений II Всероссийского съезда Советов, декларировавшего переход всей власти на местах Советам, в России развернулось наступление на «классово чуждые земства». Вскоре земства были полностью ликвидированы. Оцените эти меры. Оказали ли они влияние на дальнейшее развитие местного самоуправления в России и на его современное состояние?

        2. Во всех действовавших до 25 декабря 1993 года российских Конституциях органами государственной власти на местах были провозглашены Советы народных депутатов. Вместе с тем все основные вопросы государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни предварительно рассматривались в соответствующих партийных органах, а принятые ими решения были обязательными для исполнения местными органами. По многим вопросам, входящим в компетенцию местных Советов, обязательные для их исполнения решения принимались вышестоящими органами государственной власти и управления.

Дайте политическую и юридическую оценку сказанному. Являлись ли Советы народных депутатов самостоятельными органами местного самоуправления?
1.Съезды Советов в середине 30-х годов были упразднены в конституции 1936 и 1937 г органами государственной власти в краях, автономных округах, районах, городах и селах были Советы депутатов трудящихся. В Конституции 1977 и 1978 г местные органы власти именовались – Советы народных депутатов к деятельности местных Советов и их органов привлекались многочисленные активы. Внимание в нашей стране к проблеме самоуправления возросло во 2ой половине 80-х годов, когда была призвана необходимость переходить от административных преимущественно экономических методов управления. Стали понимать, что МСУ это самостоятельный уровень осуществления народом политикой принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно только тогда, когда МСУ
будет отдельно от государственной власти

2.Процесс формирования и сама деятельность Советов народных депутатов осуществлялась под руководством партийных органов, что проявлялось в согласовании с ними списков кандидатов в депутаты (к примеру), подборе и расстановке кадров, работающих в Советах. В связи с этим, самостоятельность Советов значительно ограничилась. Существенное влияние на деятельность местных Советов оказывали их исполнительные комитеты. Они формально были подконтрольны и подотчетны соответственным Советам, но в реальной практике на сессиях Советов утверждались заранее подготовленные решения

3.Первым практическим шагом реформирования местного управления, внедрения нового для современной России подхода к нему как к местному самоуправлению, стало принятие 9 апреля 1990 г и реализация Закона СССР «Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР». После того, как его приняли, органы МСУ получили право самостоятельно образовывать другие органы МСУ. С реформой 24 мая 1991 г на смену местных советов приняли понятие «местной администрации». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а так же не являлась органом местного Совета. Законом РСФСР от 6 июня «О МСУ в РСФСР» вкл.местную администрацию в систему МСУ и назвали их представительными органами власти без слова «государственной». Закон был направлен на обеспечение прав граждан и самостоятельно решил вопросы МСУ. Местный Совет определялся как орган, а местная администрация как орган управления. При этом устанавливалась самостоятельность последней. Формирование и становление МСУ востребовало объединения усилий новых муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для их функционирования и развития. Указом «О референдума МСУ в РФ» и 1760 от 26 октября 1993г была прекращена деятельность районных и городских Советов. Одновременно было утверждено Положение об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Принята 12 декабря 1993 г Конституция РФ политическая история современного МСУ.


Тема 4. Местное самоуправление: понятие, основные черты,

принципы и функции
Тесты:

1. Источником власти на территории муниципального образования выступает:

а) Глава муниципального образования

б) Народ

в) Представительный орган

г) Органы местного самоуправления

д) Глава субъекта Российской Федерации

е) Местная администрация
2. Возникновение местного самоуправления связано с:

а) преобразованием местного управления по новому типу

б) необходимостью освобождения от бюрократической опеки центра

в) необходимостью обновления системы государственной власти

г) необходимостью организации государственной власти «нового образца»

д) все ответы правильные
3. К субъектам местного самоуправления относятся:

а) население, граждане, выборные должностные лица

б) гражданин, территориальный коллектив, органы и выборные лица местного самоуправления

в) территориальный коллектив, органы местного самоуправления, органы государственной власти

г) органы местного самоуправления, выборные должностные лица, органы государственной власти, граждане
4. Местное самоуправление может быть ограничено:

а) принятием федеральных законов

б) соответствующими законами субъектов

в) законодательными органами субъектов

г) Президентом Российской Федерации

д) Международным сообществом

е) все ответы неправильные
5. Местное самоуправление - это:

а) право населения самостоятельно решать все вопросы местного значения

б) самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения

в) способ организации власти на территории городских, сельских и иных поселений

г) правильного ответа нет
Практические задания
1. Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления?


Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

  1. Соотнесите императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Какова роль императивного метода в регулировании муниципальных правовых отношений, распространении универсальных, единообразных начал, касающихся организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации? Что вы можете сказать о значении диспозитивного метода правового регулирования? Существуют ли иные методы воздействия на муниципальные правовые отношения, их упорядочения?

1.

Европейская Хартия

ФЗ «Об общих принципах организации местного управления в РФ»

1.Европейская Хартия состоит их преамбулы и 18 статей, в двух из которых закреплены муниципальные права и граждан (ст.3 и 5). В преамбуле Хартии также упоминается институт муниципальных прав и свобод граждан. Далее во всем региональном источнике нет ни одного упоминания о муниципальных правах и свободах человека. Хартии приоритет дается конституционным основам местного самоуправления, условиям осуществления полномочий на местном уровне.

1. почти в каждый статье закона закреплены четкие урегулированные права граждан на осуществление местного самоуправления. Данный ФЗ содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления перед неселением.

2.Хартия уделяет большее значение организации местного самоуправления

2.Вся 5 глава ФЗ посвящена формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участием населением в осуществлении местного самоуправления

3.Хартия не закрепила ответственность органов местного самоуправления перед населением

3.в Фз №131 вся 10 глава закрепила вопрос ответственности органом местного самоуправления перед населением.




2.Метод правового регулирования – совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно-однородных общественных отношений.

Под методом правового регулирования отрасли муниципального права следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств воздействия муниципальных норм на возникающие в этой сфере отношения.

1)Императивный метод характеризуется преобладанием властных предписаний(запреты, обязательства, наказания) юридического воздействия на общественные отношения. Он предполагает такое правовое положение субъектов, которое построено на субординации и прямом подчинении.

2)Для диспозитивного метода характерно дозволение, представляемое объектам отношений права на самостоятельный выбор своего поведения, основанное на их равноправии. Основанием для возникновения правоотношений обычно выступает договор.

Кроме императивного и диспозитивного методов правового регулирования используются методы гарантий и рекомендаций.

3)Гарантии – средства и условия, обеспечивающие соблюдение прав МСУ(ч.9 ст.40 ФЗ от 04.10.03 №131-фз « об организации МСУ в РФ»)

4)Рекомендации – советы по осуществлению конкретного желательного для общества и государства поведения. Применение данного метода обусловлено тем, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти и Конституцией РФ гарантируется самостоятельность МСУ в пределах его компетенции (ст.12). Рекомендации в адрес органов МСУ содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства, а также в актах органов государственной власти субъектов Федерации.
Тема 5. Основные направления государственной политики России в сфере местного самоуправления
Тесты:

1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов в сфере местного самоуправления закрепляется в:

а) Конституции Российской Федерации; нормативных актах Российской Федерации и субъектов

б) нормативных актах Российской Федерации и субъектов

в) Конституции Российской Федерации, Конституциях Республик в составе Российской Федерации, Уставах иных субъектов; локальных нормативных актах

г) Уставах муниципальных образований; нормативных актах органов исполнительной власти.
2. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность: