Файл: Формирование ууд у младших школьников на уроках Окружающего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИТОГО:
- в контрольной группе 3 человека находятся на высоком уровне развития познавательных универсальных учебных действий, так как у этих детей количество баллов от 10 до 12 (84%-100%);
- на среднем уровне сформированности познавательных УУД находятся 7 человек, т.к. набрали от 6 до 10 балов (50%-75%);
- низкий уровень зрелости УУД не составляет ни один обучающийся 3
«в» класса.
Таблица 4
Сводные результаты контрольного эксперимента (экспериментальная группа)
Н/п. Ф.И.
Осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в устной и
письменной
форме
Самостоятель
ное выделение
и
формулирован
ие
познавательно
й цели
Постановка и
формулирован
ие проблемы,
самостоятельн
ое
создание
алгоритмов
деятельности
при решении
проблем
творческого и
поискового
характера
Рефлексия
способов
и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса
и
результатов
деятельности
Кол-во
баллов
и %
1
Лариса
3 2
3 3
11 б –
92 %
2
Марина
3 3
3 3
12 б –
100 %

50
Продолжение таблицы 4
ИТОГО:
- в экспериментальной группе, по результатам контрольного среза, 5 человек находятся на высоком уровне, что больше на 1 ребенка, чем на начальном этапе;
- на среднем уровне сформированности познавательных УУД находятся 5 человек, т.к. набрали от 6 до 10 балов (50%-75%);
- низкий результат никто из детей не показал.
Таким образом, из таблицы 3 мы видим, что в контрольной группе никто из детей результат свой не улучшил. В экспериментальной группе один обучающийся повысил свой уровень развитости познавательных УУД до высокого уровня, и ни один ученик не продемонстрировал низкий результат.
Анализируя полученные результаты, которые мы получили в ходе экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что при использовании рассмотренных ранее педагогических технологий в комплексе, вполне вероятно развить у детей такие учебные умения как:
- Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
3
Анна
2 2
2 2
8 б –
67 %
4
Татьяна
3 2
3 3
11 б –
92 %
5
Оксана
3 3
3 2
11 б –
92 %
6
Максим
3 3
3 3
12 б –
100 %
7
Алексей
2 2
2 2
8 б –
67 %
8
Кирилл
2 2
2 2
8 б –
67 %
9
Егор
2 2
1 2
7 б –
59 %
10
Максим
2 2
2 3
9 б –
75 %


51
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности.
Это подтверждают полученные результаты экспериментального класса.
Проанализировав данные, которые мы получили в результате экспериментальной работы, можно сделать вывод, что степень познавательных учебных умений у детей экспериментального класса повысилась. Каждый ребенок, участвующий в эксперименте, улучшил свой результат развитости универсальных учебных действий до среднего и высокого уровня. Сорок процентов обучающихся, а это 4 ребенка, повысили свои знания по критерию «Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме», у 60% процентов детей (6 человек) знания по критерию «Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности» стали выше.

52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От цели усвоения школьником определенных знаний, умений и способностей в пределах отдельных учебных дисциплин к цели становления личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных умений, которые обеспечивают важную компетенцию ребенка – умение учиться, определяют важность проблемы развития УУД детей младшего школьного возраста. Приобретение определенной цели становится вероятным при помощи развития у школьников комплекса УУД как эффективного средства обучения предмету.
В ходе рассмотрения теоретических основ формирования УУД у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир» были решены следующие задачи:
1. Проанализировав педагогическую и методологическую литературу по изучаемой теме, была раскрыта сущность понятия «универсальные учебные действия». Основываясь на определение, данное А.Г. Асмоловым, под «универсальными учебными действиями» подразумевается система обобщенной деятельности обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний, к сознательному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.
2. В дипломной работе рассмотрена классификация УУД, которая предложена разработчиками
ФГОС второго поколения.
Система универсальных учебных действий состоит из четырех взаимосвязанных между собой блоков (видов): 1) личностные УД; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные
УД.
3. Мы выяснили, что универсальный характер учебных действий выражается в том, что они носят надпредметный и метапредметный


53 характер, гарантируют связь всех периодов образовательного процесса, а также уровни изучения и понимания учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. УУД леат в основе организации и регуляции любой деятельности школьника независимо от ее предметного содержания.
5. Целостный характер умения к самосовершенствованию позволяет определить систему УУД как главную компетенцию - «умение учиться».
Принципы развития данной компетенции формируются в период начального обучения ребенка в школе. Полученный опыт в этот период во многом обеспечивает благополучность обучения ребенка в течение всей дальнейшей жизни, ее развитие и становление.
6. На диагностическом срезе проведенного нами исследования были получены результаты, свидетельствующие о низком, среднем и высоком уровне зрелости универсальных учебных действий в экспериментальном классе. В контрольной группе уровень УУД - находится на среднем уровне.
На формирующем уровне проведенной работы экспериментальной группы были использованы педагогически технологии проблемного обучения, проектного обучения и технологии критического мышления. Каждое занятие было направлено на развитие у школьников универсальных учебных действий.
Исходя из результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что степень зрелости учебных действий в экспериментальном классе у некоторых детей повысился до среднего и высокого уровня. В контрольной группе положительная динамика развитости УУД у детей едва заметна.
Изучив теоретическую часть по теме дипломной работы, проанализировав методологическую и педагогическую литературу, поработав с детьми на практике, можно сделать вывод, что цель данной работы достигнута. Мы раскрыли сущность понятия «универсальные учебные действия», приемы формирования УУД и диагностику их сформированности, опытно-экспериментальным методом проверили

54 продуктивность осуществления педагогических условий развития УУД младших школьников.

55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. - 2009г.
2.
Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст]/ И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. - 2009. -
№ 2 – С.4-9.
3.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя
[Текст]/ Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. - 3-е изд. -
М.: Просвещение, 2011г. – 162 с.
4.
Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как средство реализации ФГОС
[Электронный ресурс]
//
О.
С.
Андронова.

URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения: 21.05.2018)
5.
Беляева, Т.А. Формирование начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // URL: http://открытыйурок.рф/начальная-школа/ (дата обращения 21.05.2018)
6.
Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст]: Учебно-методическое пособие
/ Битянова, М.Р. – 2007 г. – 120 с.
7.
Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] /
Н. Ф. Виноградова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 11-15.
8.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст]
/ Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2008. - 68 с.
9.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л.
Венгера. - М. : НИИОПП, 1981. - 157 с.


56 10.
Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе [Текст]/ Емельянова, Н.И . - Воспитатель. 2010. №10, с. 61-67.
11.
Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Клепинина, З.А., Аквилева, Г.Н. - М.: Академия, 2008.
12.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008г. – 49 с.
13.
Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия [Текст]: практический аспект формирования / Леонова, В.Д. - М.: Просвещение,
2014.- 255 с
14.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя./ Маркова А.К. – М.: Просвещение,
1983 – 96 с.
15.
Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] /Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7 – 3 с.
16.
Осяк,
С.А.
Методика преподавания естествознания
(«Окружающий мир») в начальной школе [Текст]: учебное пособие / С.А.
Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 – 109 с.
17.
Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] // Неткасова, И.А. URL:
https://rae.ru/forum2011/137/1070.
18.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учебник /
Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. - 3-е изд. - М.:2013 - Ч.1 - 143 с.
19.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учебник /
Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. - 3- изд. - М.:2013 - Ч.2 - 143 с.
20.
Плешаков, А.А Окружающий мир. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю - 5-е изд. -М.: 2015 - Ч.1. - 80 с.

57 21.
Плешаков, А.А Окружающий мир. 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю - 5-е изд. -М.: 2015 - Ч.2. - 80 с.
22.
Ковалева, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009 г. – 216 с.
23.
Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина,
Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.
24.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение,
1983. - 96 с.
25.
Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] /Павлова, В.В. // журнал «Начальная школа». - 2011
- №5 – С. 26-31.
26.
Кирова, И.А. Педагогический словарь [Текст] /Под ред. Кирова
И.А., Гончарова Н.К. – М., 2003 . – 76 с.
27.
Петрова, И. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира
[Текст] / И. В. Петрова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции, декабрь 2011 г., г. Чита,. - Чита, 2011.
- Т. 2. - С. 113-116.
28.
Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] /под ред. Г. С. Ковалевой, Логиновой, О.Б. - М. :
Просвещение, 2009. - 120 с.
29.
Плешаков, А.А. Формируем УУД [Текст] / Плешаков. А.А. - М.:
Просвещение, 2011.- 156 с.
30.
Савинов, Е.А. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е.С. Савинов. - М.,
2013г. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).


58 31.
Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. – 2009 г. –
142 с.
32.
Рогов, Е.И. Настольная книга учителя начальных классов
[Текст]: учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Рогов, Е.И. - М.- Дрофа, 2011.- 188 с.
33.
Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения [Текст] / Е.С. Савинов. - М.- Просвещение,
2010. - 191 с.
34.
Скоморохова,
М.И.
Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И.
Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2009. - №4. - с. 16-19.
35.
Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии
[Текст]: диссертация канд. пед. наук. - Ижевск, 2012. - С.26.

59
Приложение 1

60
Приложение 2

61
Приложение 3

62

63

64