Файл: Формирование ууд у младших школьников на уроках Окружающего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31 5. ознакомиться с видами календарей прогнозов;
6. показать, что мы умеем делать;
7. создать календарь прогнозов.
Правильной целью для темы «Мир глазами эколога» является четвертый вариант:«Раскрыть некоторые экологические проблемы, познакомить с понятием «экологические прогнозы».
Остальные варианты более-менее применимы, кроме «создания базы данных для календарей прогнозов для конкурса». Этот вариант показывает низкий уровень сформированности УУД.
После практической работы, учитель, ещё раз акцентирует внимание детей на цели урока. Поправляет школьников, если они дали не правильный ответ.
Такие задания проверяют критерий самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели.
Низкий уровень (1) - не выбрана цель;
Средний уровень(2) - выбрана цель не верно;
Высокий уровень(3) - верно выбрана цель.
В экспериментальной группе, в ходе выполнения этого задания, 30% (3 ребенка) правильно смогли сформулировать цель данного урока, 60% (6 детей) неверно выбрали цель, и соответственно 10% (1 ребенок) вообще не смог сформулировать цель урока.
При выполнении этого занятия в контрольной группе 40% (4 ребенка) правильно смогли выбрать цель данного урока, оставшиеся 60% (6 детей) цель выбрали неверно. (Рис 2).

32
Рис. 2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Задание 3. Перед началом практической работы и после нее, обучающимся нужно было проговорить алгоритм и технологию выполнения работы. Допускается вариант, что школьники могут дать неверный ответ, что не исправляется и не учитывается учителем. Здесь важно, чтобы учащийся в конце своей деятельности смог исправить и найти ошибку в ответе, которую он допустил изначально (диагностика особенностей развития поискового
планирования (методика А.З.Зака)
[23 с.28].
Данное задание проверяет постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Пример:
Учитель: «Ребята! На сегодняшнем уроке мы попробуем решать экологические задачи. Но перед тем как начать выполнение работы, запишите в своей тетради алгоритм выполнения. Сегодня на уроке мы будем решать экологические задачи. Но перед этим, запишите в тетради алгоритм выполнения работы. На соседней странице записывайте шаги, выполняемые по ходу работы. Старайтесь выполнять работу самым менее затратным
0 1
2 3
4 5
6 7 высокий средний низкий экспериментальная группа контрольная группа


33 способом. Для этого вам необходимо ознакомиться со всеми задачами, выбрать варианты ответов в тех заданиях, ответы на которые вы знаете, или догадались в ходе чтения. Потом приступайте к более сложным задачам, размышляя над их решением. В конце урока мы выберем самый рациональный вариант решения задач, и сверим ответы».
Вопрос 1.
Как вы считаете, какие цветы можно дарить на день рождения? а) Любые цветы, которые тебе нравятся; б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Вопрос2.
Скажите, разрешается ли шуметь в лесу? а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь. б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.
Вопрос 3.
Как вы думаете, собирая орехи, вы сломаете несколько веток орешника или сорвете всего 3-4 цветка, нанесете ли вы вред природе или же нет? а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы; б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.
Вопрос 4.
Подумайте, нанесете ли вы вред природе, выискивая мелкие грибочки? а) Да, нанесем. Выискивая мелкие грибочки, мы разроем весь мох и подстилку, погубим грибницу, возраст которой может достигать 300 - 500 лет. б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
Низкий уровень - 1 - технология и алгоритм не описаны;
Средний уровень - 2 - технология и алгоритм описаны не верно;

34
Высокий уровень - 3 - технология и алгоритм описаны верно.
Перед началом работы школьники были оповещены, что в случае если они не успеют решить все четыре задачи, могут закончить данную работу дома. За этот урок плохую отметку никто из обучающихся не получит.
При выполнении третьего задания в экспериментальной группе 40% (4 ребенка) правильно смогли описать алгоритм и технологию выполнения работы, 40% учеников описали алгоритм и технологию выполнения работы совершенно неверно, а оставшиеся 20% (2 ребенка) описать не смогли технологию и алгоритм выполнения работы.
Были получены в контрольной группе следующие результаты. 50% (5 детей) правильно смогли сформулировать алгоритм выполнения данного задания, 30% (3 ребенка) описали технологию и алгоритм выполнения неверно, 20% (2 ребенка) не смогли вообще описать алгоритм выполнения заданий. (Рис.3)
Рис. 3. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Задание 4. Практическое задание: «Сделай такое же любым способом».
0 1
2 3
4 5
6 высокий средний низкий экспериментальная группа контрольная группа


35
Проверяет: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности (диагностика уровня развития
рефлексивных умений).
Школьникам показывается результат работы и предлагается выполнить задание абсолютно любым способом [12].
Пример:
Перед обучающимися поставлена задача: определить две стороны экономики. Как вариант, можно предложить детям подсказки, которые будут включать в себя наводящие вопросы, в которых скрыт ответ. Также, можно предложить ученикам воспользоваться учебником и найти там решение данной задачи. Неверным способом решения будет являться тот, который ученик станет искать в учебнике решение задачи, так как в открытом виде его там нет. Верным ответом будет считаться тот, где учащийся без затруднений даст ответ на заданные вопросы и найдет ответ.
1) Как вы думаете, что является главной задачей экономики?
(Правильный ответ: удовлетворение потребностей людей).
2) Экономика имеет две стороны. Какие? Одна сторона - это та,
необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни
всему обществу не прожить. Это положительная сторона экономики.
Вторую сторону экономики сформулируйте самостоятельно.
3) – Как вы считаете, использует ли человек пластиковую бутылку и пакет для удовлетворения своих потребностей? Как? (Учитель показывает детям пластиковую бутылку и пакет).
- Когда человек использует представленные предметы, что он с ними делает? (Правильный ответ: выбросит); - Куда выбросит? Все ли люди так поступают? Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
- Кто догадался, какая же вторая неприятная сторона экономики?
После выполнения работы ученики осуществляют рефлексию способов действия, рефлексию условий действия и рефлексию результатов деятельности, отвечая на вопросы:

36 1. «Каким способом ты выполнял задание?» - «знал раньше»; -
«посмотрел справку»;- «посмотрел у товарища»;- «наугад»;- «при помощи интернета»;- «Другое (_____________)» (рефлексия способов действия).
2. «Оцени результат своей работы» (рефлексия результата действия):
- «мог бы и лучше»;
- «не справился»;
- «справился хорошо».
3. «Чего тебе не хватило для лучшего результата?» (рефлексия условий действия):
1 - не ответил на вопросы;
2 - мнение ученика не верно;
3 - ученик объективен по отношению к себе.
На вопрос: «Каким способом ты выполнял данное задание?» в экспериментальной группе 20% (2 ребенка) дали ответ, что «знали раньше, как выполнять задание», 30% (3 ребенка) воспользовались интернетом, 30% учеников «спросили у учителя», 20% обратился к «помощи товарища».
В контрольной группе 30% (3 школьника) ответили, что «знали раньше, как выполнять данное задание», 20% (2 ребенка), воспользовались
«помощью интернета», и половина - 50% (5 школьников) «спросили у преподавателя».
В экспериментальной группе на вопрос: «Оцени результат своей
работы» 60% (6 детей) ответили, что «справились хорошо», оставшиеся 40%
(4ребенка) детей ответили, что «мог ли бы лучше».
Получены следующие результаты в контрольной группе: 80% (8 детей) ответили, что они «справились хорошо», 20% (2 ребенка) ответили, что «мог ли бы лучше».
При оценке своей деятельности в экспериментальной группе мнение
30% (3 ребенка) было объективным, 40% (4 ребенка) высказали неверное мнение о своей работе, оставшиеся 20% (2 ребенка) ответить не смогли на поставленный вопрос.


37
И в контрольной группе 60% (6 детей) объективное мнение высказали о своей работе, 40% (4 ребенка) о своей работе высказали неправильное мнение (рис.4).
Рис. 4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Основываясь на полученные результаты в ходе диагностического эксперимента, можно подвести итог о развитости
1   2   3   4

познавательных учебных
действий, которые представлены в виде таблицы (таблица 1, 2).
Низкому уровню сформированности умения будет соответствовать показатель - 1, среднему - 2, высокому - 3.
Низкий уровень – количество баллов до 6 (42%);
Средний уровень – количество баллов от 6 до 10 (50% - 75%);
Высокий уровень – количество баллов от 10 до 12 (84% - 100%).
0 1
2 3
4 5
6 7 высокий средний низкий экспериментальная группа контрольная группа

38
Таблица 1
Сводные результаты констатирующего эксперимента
(экспериментальная группа)
Н/п. Ф.И.
Осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в устной и
письменной
форме
Самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной
цели
Постановка
и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности
при
решении
проблем
творческого
и
поискового
характера
Рефлексия
способов
и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса
и
результатов
деятельности
Кол-во
баллов
и %
1
Лариса
2 2
3 2
9 б –
75%
2
Марина
2 3
3 2
10 б –
84%
3
Анна
1 2
2 1
6 б –
50%
4
Татьяна
3 2
3 3
11 б –
92%
5
Оксана
3 3
3 3
12 б –
100%
6
Максим
3 3
2 2
10 б –
84%
7
Алексей
2 1
1 1
5 б –
42%
8
Кирилл
2 2
2 2
8 б –
67%
9
Егор
1 2
1 2
6 б –
50%
10
Максим
2 2
2 2
8 б –
67%
ИТОГО:
- в экспериментальной группе 4 человека находятся на высоком уровне развития познавательных универсальных учебных действий, так как у этих детей количество баллов от 10 до 12 (84%-100%);
- на среднем уровне сформированности познавательных УУД находятся 5 человек, т.к. набрали от 6 до 10 балов (50%-75%);

39
- на низком уровне зрелости познавательных УУД находится 1 ученик, его количество баллов – 5 (42%).
Таблица 2
Сводные результаты констатирующего эксперимента (контрольная группа)
Н/п
.
Ф.И.
Осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывани
я в устной и
письменной
форме
Самостоятельно
е выделение и
формулировани
е
познавательной
цели
Постановка
и
формулировани
е
проблемы,
самостоятельно
е
создание
алгоритмов
деятельности
при
решении
проблем
творческого
и
поискового
характера
Рефлексия
способов и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса и
результатов
деятельност
и
Кол-
во
балло
в и %
1
Алина
3 3
3 3
12 б –
100 %
2
Виолетта
2 2
2 2
8 б –
67 %
3
Прохор
2 2
3 2
9 б –
75 %
4
Илья
1 2
2 1
6 б –
50 %
5
Антон
2 2
2 2
8 б –
67 %
6
Станислав а
1 3
1 2
7 б –
59 %
7
Ранил
2 3
2 2
9 б –
75 %
8
Юля
3 2
3 3
12 б –
100 %
9
Рома
2 3
3 3
11 б –
92 %
10
Света
2 2
3 2
9 б –
75 %
ИТОГО:
- в контрольной группе 3 человека находятся на высоком уровне развития
познавательных универсальных учебных действий, так как у этих детей количество баллов от 10 до 12 (84%-100%);