Файл: Формирование ууд у младших школьников на уроках Окружающего мира.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи,
какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найти
Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в
темно-синий цвет. Определи их глубину» (прил.2) [17, c.26].
На примере рассмотренного задания можно сделать вывод, что оно проверяет у детей зрелость регулятивных учебных действий.
Здания, которые позволяют проводить легкие исследования и ставить эксперименты, применяя простое лабораторное оснащение и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении опытов, делать выводы на основании полученных результатов направлены на формирование регулятивных учебных действий [17, с. 26]. Например, тема «свойства воды»:
«применяя руководство по проведению опыта, определи, какая вода течет у
тебя дома: прозрачная, мутная или слегка мутная» (3 класс) [17, c.89].
Задания, направленные на использование готовых моделей для наблюдения (условные знаки, глобус, план, планкарта, карта), на объяснение явлений природы, выявление признаков и свойств объектов направлены на развитие регулятивных УУД у младших школьников [17, c. 27]. Например,
тема «что такое погода?»: «рассмотри условные знаки для ведения
«дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план
наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с
помощью условных знаков» (прил.3) [17, c. 121].
Тема «свойства полезных ископаемых». План исследования свойств песка и глины (предлагается план исследования) (3 класс) [17, с. 24-25].
Работая с учебником по окружающему миру, ученик может столкнуться с такими заданиями, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни...» и т.д. Имеется в виду, что ребенок обязан исполнить такое задание в процессе самостоятельной подготовки (дома или на уроке).
Такие задания имеют только коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или комментарий также утрачивает значение вне ситуации взаимодействия и общения. Во всяком случае, для детей
14 младшего школьного возраста нужно действительное общественное опосредование. Рационально поэтому применять выполнение хотя бы части такого вида заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по три либо четыре ребенка, когда они, например, должны сформировать совестное решение или спроектировать общее описание. Подобный способ привносит таким упражнениям психологически полноценный характер деятельности школьников, снимет тяжелую для них напряженность потребности
«рассказывать самому себе».
Групповая работа учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учителя с группой коллективно-работающих детей является начальной формой учебного сотрудничества в классе, тем самым оказывая, что она является одним из действенных методов развития УУД.
Групповая работа подразумевает необходимую самостоятельность и активность учащихся, создает условия для формирования социальных навыков ребенка в процессе коллективной работы. Также, групповая работа формирует у обучающихся все виды учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия) [14, с.
40].
Таким образом, мы пришли к выводу, что роль учителя заключается в том, что он становится организатором развития ребенка, который осознает и понимает как применять задания и использовать урок для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Рассмотрим каждый из видов УУД:
1. Первый вид УУД - регулятивные учебные действия.
Задания, которые используются для формирования регулятивных учебных действий, предоставляют ученику шанс управления познавательной и учебной деятельностью посредством прогнозирования цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения полученных знаний, что привлекает внимание учеников.
15
Этап целеполагания подразумевает постановку учебной задачи на основе того, что известно и на основе того, что еще нужно узнать.
Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока. Если у детей возникли затруднения, задавая наводящие вопросы, учитель помогает им с успехом определить цель и задачи урока.
Большинство школьников проявляют интерес к этапу планирования.
Определение очередности промежуточных целей с учетом конечного итога, составление плана последовательности поступков есть умение планировать.
Уже в первом классе обучающиеся выполняют задания по планированию работы на уроке. Роль учителя – помогать, советовать, как планировать способы достижения намеченной цели, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий [2].
Одним из видов регулятивных учебных действий является прогнозирование. При изучении нового материала обучающиеся выполняют прогностическую оценку, затем знакомятся с работой, после оценивают свои возможности в ее выполнении. Чтобы поставить оценку своих возможностей, как вариант, учитель предлагает детям на полях в тетради поставить знак
«+», если новый материал понятен и с заданием справиться будет легко, знак
«-» ставится, если ученик не понял новый материал и не знает как выполнить задание, и знак «?» ставится, если ребенок не уверен в том, что понял материал и не знает, сможет справиться с заданием или нет.
После того, как обучающиеся оценили свои возможности, работа выполняется, проверяется и сравнивается с примером. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и на самом деле не сделал ошибок, он обводит его в круг, у него соответствующая оценка, он верно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если итог проделанной работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом, так же поступают и с другими знаками.
Учащихся, которые индивидуально работают у доски, можно научить оценивать свои успехи с помощью алгоритма самооценки. [2]. Приведем
16 примерные вопросы, которые могут задаваться ученикам, выполнявшим работу:
1) Что предлагалось сделать в задании?
2) Смог ли ты правильно выполнить поставленные задачи?
3) Как ты считаешь, были ли в твое работе ошибки, или же все выполнено верно?
4) Задание решено самостоятельно или с чьей-то помощью?
5) На твой взгляд, какого уровня сложности было задание, которое ты выполнял?
6) Дай оценку своей работе.
7) Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Примерные вышеперечисленные вопросы помогают ребенку развивать самооценку и анализ совей деятельности на уроке, т.е. развивать рефлексию.
2. Следующий вид УУД - познавательные учебные действия.
Федеральный государственный образовательный стандарт вводит такое понятие как учебная ситуация. Учебная ситуация – это разграничивающая часть занятия, которая включает комплекс условий, важных для получения ограниченных отличительных результатов.
Для создания учебной ситуации на уроке учитель может предложить детям составить схему или макет, либо заполнить таблицу. Прежде чем дать новую информацию, стоит поставить перед учащимся проблемный вопрос:
«Как вы думаете?», «Как вы решите это задание?». Иногда это можно сделать до изучения темы, послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы.
Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью - одно из требований ФГОС. Оно прослеживается почти на всех уроках окружающего мира. Например, в темах: «Дорожные знаки», «Домашние животные».
17
Таким образом, задания надо подбирать, чтобы они были ориентированы на создание проблемной ситуации и работы в парах, к примеру: разгадывание кроссворда, поиск проблемной ситуации.
При подготовке к уроку, педагог обязан (может) применять электронные образовательные ресурсы, которые могут помочь организовать занятие более наглядным, увеличить мотивацию школьников к учебной работе. Основная масса учебников имеет приложения на электронных носителях, которые могут помочь осуществить как фронтальную, так и индивидуальную работу [10].
3. Коммуникативные учебные действия.
В современном уроке особое место уделяют парной и коллективной формам работы. На исходном рубеже общего выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель, постепенно, поэтапно вовлекая учащихся в посильное воплощение некоторых доступных для обучаемых действий, важных для достижения результата. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания.
Потом учитель предлагает обучающимся вместе найти путь решения задачи, предлагая собственные варианты. Учитель сам рассматривает и оценивает работу детей, объясняя им, что им удалось выполнить верно, а что не удалось.
Далее обучающиеся индивидуально не только предлагают методы выполнения предложенной задачи, но и проявляют активность в области оценки, контроля процесса и полученного результата. Участие преподавателя на данном рубеже коллективной работы ограничивается поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником он рассматривает и оценивает итоги его работы.
На следующем этапе групповой работы участие педагога сводится к минимуму. Группа детей, получив задание и учитывая выполняемые каждым из них функции (роли), сами регулируют взаимодействие со сверстниками на всех шагах учебной деятельности. От утверждения собственной
18 индивидуальной позиции в решении задачи участники переходят к обсуждению наиболее благоприятных путей совместного выполнения работы. На базе таких обсуждений выявляются вопросы, которые подлежат уточнению, и которые могут быть заданы учителю.
В конечном итоге, по мере изучения навыками самоорганизации совместной работы, ребята переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками - к партнёрским отношениям.
Рассмотрим одну из форм развития коммуникативных умений – диалогизаию. Учебный диалог является особой формой общения. В деятельности обучающихся диалог представлен двумя его видами: ученик- ученик и учитель-ученик. На уроках часто встречаются различные формы диалога учитель-ученик. Под данной формой диалога подразумевается совместное обсуждение учебной задачи между учителем и учеником, а также беседы во время урока. Немаловажную роль в диалогизации играют герои учебников, которые ведут на его страницах диалог. Для детей они становятся эталонами для подражания, предоставляют возможность учащимся участвовать в диалогах. Также, в занятия можно включить сюжетные игры, которые ориентированы на то, чтобы раскрепостить обучающихся, где они будут выполнять определенные роли, проигрывать определенные сценарии и диалоги. Например, диалог от имени животных и растений. Так, при изучении темы «Полезные ископаемые» учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.
Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, решающих проблемы загрязнения окружающей среды. Эти игры содействуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается увлекательным сюжетом игры, личным участием детей [10].
19
Умение сотрудничать благополучно развивается в работе, причем в той, которая имеет исследовательскую деятельность. Присоединение детей младшего школьного возраста в учебно-экспериментальную работу проводится через создание исследовательской ситуации посредством учебно- экспериментальных проблем и заданий.
Можно исследовать явления природы (осенними, зимними, весенними, летними изменениями), наблюдать за комнатными растениями, готовить исследовательские работы «Тайна листопада», «Умирают ли на зиму травы?»
[1].
Личностные УД представляют собой обобщенные действия, которые создают возможность широкой ориентации учеников, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной работы, вводя осознание учащимися ее целевой направленности. При этом именно личностные УД, сложившиеся в соответствии с ФГОС НОО, способствуют ребенку определять социально востребованные задачи как значимые [5].
Личностные учебные действия обеспечивают воспитание патриотических чувств обучающегося и его ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В курсе «Окружающий мир» есть темы уроков, которые направлены на изучение Отечества: «Природа России», «Страницы истории Отечества»,
«Родной край - часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?»,
«Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».
Так, в 1 классе обучающихся знакомят с государственными символами
России (гербом и флагом). Во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн
России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства [29].
Во 2 классе на занятиях «Окружающего мира» в раздел «Где мы живем?» включены такие темы уроков, как: Родная страна. Город и село [33].
20
У детей развиваются личностные учебные действия как знание главных нравственных норм, осознание себя членом общества; становление основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.
При изучении учащимися предложенного раздела «Общение» в него включены темы уроков: «Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры».
Данный раздел формирует учебно-познавательный интерес у обучающегося к новому учебному материалу, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, его способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Также работа над проектом «Родословная» вызывает желание участвовать в творческом процессе, рассказывать о своей семье [10].
При работе над учебными проектами: «Родной город», «Города
России», «Кто нас защищает», ученики знакомятся с Вооруженными Силами
России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России.
Таким образом, мы пришли к выводу, что УУД представляют собой
полную систему, в которой отношением с другими видами учебной деятельности и совместной логикой возрастного развития, определяется развитие каждого из видов учебных действий.
Содержание и методы общения и коммуникации обусловливают становление возможности ребёнка к регуляции поведения и работы, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты формирования УУД в младшем школьном возрасте.
1.3.Диагностика сформированности универсальных учебных
действий (УУД) на уроках окружающего мира
На основе метода наблюдения проводится мониторинг развитости универсальных учебных действий, который является наиболее
21 результативным и оптимальным методом диагностики, так как показывает полное представление о формирующейся учебной деятельности школьников
[10].
Созданная методика проведения наблюдения строится на подходах к оценке уровня развитости учебной работы, обобщенных в работе
А.Г. Асмолова [2].
Ниже опишем процесс проведения диагностического исследования учителем.
Во-первых, каждый учитель индивидуально заполняет сводную таблицу по всему классу в специально выделенное время и место под наблюдением органа администрации, который несет ответственность за исследовательскую работу по введению ФГОС. Объектом мониторинга выступают особенности отношения детей к учебной деятельности, к учебному материалу, их поведение в различных учебных и внеучебных условиях, при этом процесс исследования ограничивается группой учеников, не более пяти человек.
Во-вторых, основываясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности обучающихся, учитель соотносит их с описанием представленных уровней развитости универсальных учебных действий. Такая процедура наблюдения за обучающимися всего класса осуществляется в течение нескольких дней.
Каждому уровню соответствует свой балл: низкий уровень - 1,
средний уровень -2, высокий уровень -3. Таким образом, каждому показателю из группы УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) присваивается свой балл. Следом выводится средний балл, который относится к каждому блоку УУД путем деления суммы баллов по всем показателям группы на число этих показателей. Результаты округляются до десятой доли. Баллы по частным и общим (всей группы) показателям заносятся в таблицу по каждому ученику (соответственно его порядковому номеру по журналу).
22
В последней строке таблицы по каждой группе УУД и частному показателю УУД указывается средний балл по классу, который заносится в электронный мониторинг [25].
Развитость познавательных УУД заключается в следующих умениях:
- получать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем;
- делать выводы;
- анализировать объекты с целью выделения их существенных признаков;
- группировать и классифицировать объекты;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выявлять аналогии на предметном материале;
- использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем [8].
Сформированность личностных УУД заключается в таких умениях, как:
- развитость учебно-познавательного интереса;
- принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- самооценка;
- нравственно-этическая ориентация;
- эмоциональная чувственность.
Зрелость регулятивных УУД наблюдается в действиях целеполагания, планирования, контроля и коррекции, в действиях оценки и саморегуляции.
Сформированность коммуникативных УУД наблюдается в таких умениях как:
- формулировать свои мысли в устной речи;
- четко и ясно читать, а также пересказывать текст;
- работать в коллективе;