Файл: Формирование ууд у младших школьников на уроках Окружающего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства
Формирование УУД у младших школьников на уроках
«Окружающего мира»
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите
Зав. кафедрой: Л.В. Воронина
______ ______________ дата подпись
Исполнитель:
Шаравьева Виктория Викторовна, обучающийся БН-41 группы
______________________ подпись
Научный руководитель: Моисеева
Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор
_________________ подпись
Екатеринбург 2018

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ......... 6 1.1. Сущность универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе
................................................................................................................................ 6 1.2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении окружающего мира ............................................................................................ 11 1.3. Диагностика сформированности универсальных учебных действий
(УУД) на уроках окружающего мира .............................................................. 20
ГЛАВА
2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ................................................................................... 25 2.1.
Диагностика исходного уровня
УУД
(констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………...25 2.2 Технология формирования конкретных УУД ........................................... 40 2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
.............................................................................................................................. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….59

3
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время в обществе случились немаловажные изменения в представлении о целях образования и путях их воплощения. Взамен классической передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, основной целью школьного образования является осуществление становления возможности ребенка самостоятельно назначать учебные цели, предполагать пути их реализации, держать под контролем, иначе говоря, контролировать и оценивать собственные заслуги и успехи, то есть формирование умения учиться. Достижение представленной цели может быть реализовано благодаря развитию системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно, в индивидуальной форме осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели и задачи, искать способы их осуществления, а также уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результативность.
Универсальные учебные действия создают условия для становления личности и ее самосовершенствования.
Развитость универсальных учебных действий обеспечивает каждому ребенку шанс индивидуального и удачного усвоения новых знаний, умений, способностей и компетентностей на базе формирования умения обучаться.
Такая возможность гарантируется тем, что УУД - это обобщенные действия, создающие мотивацию к обучению и способствующие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Изучением универсальных учебных действий занимались некоторые педагоги и психологи: Татьяна Алексеевна Беляева, Александр Григорьевич
Асмолов, Наталья Михайловна Конышева, Таисия Сергеевна Жидкина и др.


4
Каждый учебный предмет в соответствии с предметным содержанием и способами организации учебной работы школьников открывает определённые вероятности для развития универсальных учебных действий.
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» рассматривается как почва для исследования значимой части предметов основной школы, а также как предмет, который представляет собой совокупность природных и социальных явлений, то есть компонентов единого мира. Курс
«Окружающий мир» может помочь учащемуся в становлении личностного восприятия; чувственного, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и принимать участие в созидательной работе на благо родной страны.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что уроки
окружающего мира могут стать основой для формирования универсальных
учебных действий. В этом заключается актуальностьтемы моей дипломной работы.
Объект исследования - образовательный процесс младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Целью дипломной работы является: рассмотреть теоретически и экспериментально проверить эффективность применения способов развития универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
1.
Изучить сущность понятия «универсальные учебные действия».
2.
Рассмотреть приемы развития УУД у обучающихся начальной школы на уроках «Окружающий мир».
3.
Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации технологий обучения формирования УУД младших школьников.

5 4.
Проанализировать результаты диагностики развития УУД.
Для решения установленных задач применяличь данные методы
исследования:
теоретические: синтез и анализ психологической, методической, педагогической, методологической литературы по вопросам исследования; методы эмпирического исследования: анкетирование, психодиагностические методики, собеседование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, наблюдение, анализ деятельности учителей и школьников; графическое представление результатов.

6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.1. Сущность универсальных учебных действий (УУД) в начальной
школе
«Универсальные учебные действия» (УУД) – это способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию методом сознательного присвоения нового общественного навыка, т.е. умение учиться. Также, данный термин можно раскрыть как систему знаний и способов действия учащегося, которая обеспечивает самостоятельное получение и усвоение новых знаний, и развитие умений, охватывая организацию этого процесса [14].
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 3].
УУД открывают детям вероятность широкой ориентации в различных областях и в строении учебной работы, что гарантирует умение удачно осваивать новые знания, охватывая самостоятельную организацию данного процесса (умение учиться). «Учебная деятельность включает в себя осознание целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных данных. Таким образом, умение учиться подразумевает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной работы. Они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться - это немаловажный и существенный фактор, повышающий эффективность усвоения учащимися


7 предметных знаний, становление умений, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора» [2, с. 27].
Учебные действия носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают этапы усвоения нового материала и формирования психологических способностей ученика, а также связь всех ступеней образовательного процесса, что доказывает их универсальный характер [2, с.
27-28].
К основным видам УУД, отвечающим базовым целям общего образования, относятся: личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные УУД.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Например, знание нравственных общепризнанных правил, умение соотносить действия и события с принятыми этическими принципами; ориентацию в общественных ролях и межличностных отношениях. По отношению к учебной деятельности относятся следующие виды личностных действий:
- жизненное самоопределение;
- нравственно - этическое оценивание;
- смыслообразование.
Жизненное самоопределение включает в себя мотивацию учения и формирование основ гражданской идентичности. Нравственно-этическое
оценивание подразумевает оценивание изучаемого содержания исходя из общественных и личных ценностей, которые гарантируют личный моральный выбор. Смыслообразование направлено на установление связей между результатом учения и тем, что побуждает деятельность обучающегося.
Ребенок должен ставить перед собой вопросы: «какой смысл, значение содержит для меня учение», и уметь найти ответ на возникший вопрос.
Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают школьникам организацию их учебной работы. К ним относят: планирование,

8 целеполагание, прогнозирование, коррекцию и контроль, оценку и волевую саморегуляцию.
Планирование рассматривается как определение структуры интервальных целей с учетом конечного результата, подразумевает составление плана и очередности действий. Целеполагание представляется как постановка учебной проблемы на базе соотнесения того, что уже усвоено учениками, и того, что еще нужно узнать и усвоить. Прогнозирование
собственной учебной работы предполагает предвидение итога и степени получения знаний, его временных характеристик. Волевая саморегуляция рассматривается как способность к мобилизации сил и энергии; к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению преград.
Познавательные учебные действиявключаютв себяобщеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
Общеучебные УД подразумевают:
-формирование умения обучающегося строить схемы, модели, составлять таблицы;
- формирование умения использовать чертежи, планы и схемы, которые отражают пространственное расположение предметов;
- формирование умения использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов;
- формирование умения у учащихся формулировать познавательные цели, сознательно и произвольно формулировать речевое высказывание в устной и письменной речи;
- формирование умения методик и критериев действия, контроля и оценки процесса результатов деятельности;
- подразумевает смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Логические УД включают:
- анализ объектов с целью выделения существенных, а также несущественных признаков;


9
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-формирование умения подведения под понятие, выведение следствий;
-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
-формирование умения построения логической цепи рассуждений.
Действия постановки и решения проблем предполагают умение обучающегося формулировать проблему, индивидуально искать способы решения задач творческого и поискового характера.
Коммуникативные
учебные
действия
создают социальную грамотность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в разговор, трудиться в группах и обсуждать возникшие трудности в коллективе.
К коммуникативным действиям относятся:
-
планирование совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, что подразумевает определение цели, способов взаимодействия и функций участников;
- постановка вопросов включает в себя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение инцидентов определяется как выявление, определение трудностей, поиск и оценка разных способов разрешения проблемы, принятие решения и его осуществление;
- руководство поведением партнера точностью выражать свои мысли
(контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) [2].
«Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий реализуется в рамках нормативно-возрастного становления личностной и познавательной сферы ребенка»[14, с. 39].
Обозначим функции универсальных учебных действий:

10 1) формирование компетентностей и картины мира в любой предметной области;
2) обеспечение удачного усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков);
3) УУД обеспечивают возможность каждому ученику индивидуально осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели и задачи, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать процесс обучения и оценивать результаты своей деятельности на уроках;
4) УУД создают условия для соразмерного, гармоничного развития ребенка, его самореализации на базе готовности к непрерывному образованию.
«Для реализации деятельностного подхода в образовании используются следующие задачи:
- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- построение содержания учебных предметов, которые опираются на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей развитости УУД в отношении познавательного и личностного развития учащегося;
- определение функций, содержания и структуры УУД для каждого возраста ребенка;
- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий;
- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса» [2, с. 28].


11
Из вышесказанного мы пришли к выводу, что УУД можно квалифицировать как систему способов и действий ребенка, которые обеспечивают его культурную общность, социальную компетентность, толерантность, способность к индивидуальному усвоению ЗУН, охватывая организацию этого процесса.
1.2.Формирование универсальных учебных действий (УУД) при
изучении окружающего мира
Интегрированный курс «Окружающий мир» отличается от остальных направлений тем, что он связывает природоведческие, обществоведческие и исторические знания, что дает возможность ребенку осознать целостность окружающего мира, изучить основные принципы природоохранной грамотности и простых законов нравственного поведения [10, с. 13].
Во всех учебно-методческих комплектах
(УМК) основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», которые определены
ФГОС НОО, представлены двумя блоками:
- блок «Человек и природа»;
- блок «Человек и общество»;
- также, по мере изучения вышепредставленных блоков, раскрывается содержание блока «Правила безопасной жизнедеятельности»
Условия к итогам исследования окружающего мира включают формирование всех видов УУД:
личностных,
коммуникативных,
познавательных и регулятивных.
Большие возможности для развития УУД представляют задания в учебниках. Приведем примеры заданий, взятые из комплекса авторской программы по окружающему миру «Перспективная начальная школа», авторами которой являются: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова. Основная цель заданий, которые входят в данный учебный комплекс – формирование предметных, личностных и метапредметных (универсальных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа».

12
Рассмотрим задания, которые направлены на различие изученных объектов и явлений живой и неживой природы, на проведение их простейшей классификации изученных объектов природа на основе их существенных признаков и на составление таблиц.
Изучая тему «Растения и животные», учитель может предложить детям следующее задание: «Растение живет, дышит, питается, размножается.
Животное также живет, дышит, питается и размножается. Скажите, пожалуйста, в чем сходство и в чем различие живых организмов? Кто может ответить на данный вопрос?» (1класс).
При изучении темы «За грибами» учитель предлагает детям выполнить такое задание: «Ребята! Рассмотрите рисунки в учебнике и составьте правила сбора грибов. Прочитайте советы Маши, героини нашего учебника:
«Собирай только хорошо известные тебе съедобные молодые и нечервивые грибы. Не трогай гриб, если раньше такого не видел(а). Не уничтожай несъедобные и червивые грибы – они тоже приносят пользу» (прил.1).
Работая с темой учебника «Разнообразие животного мира», школьникам предложено задание, назвать каждое из изображенных животных и указать группу, к которой оно относится, также, дети должны назвать животное, которое, по их мнению, лишнее, не относящееся к данной группе (2 класс) [31].
Рассмотрев вышеприведенные задания, можем сделать вывод, что при использовании этих задания на уроках окружающего миру, у детей будут развиваться познавательные учебные действия.
Далее приведем примеры заданий из школьного учебника по окружающему миру, которые направлены на то, чтобы ребенок учился рассказывать на базе картинок или представленного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, обращать внимание на их главные признаки, умел выделять новое [18, с.25]. Обучающимся третьего класса при изучении темы «Учимся читать карту» предложена пошаговая инструкция, алгоритм действия работы с учебной картой: «Найди в нижней