Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противоречие 1.
Мы должны научить детей жить в мире,
которого не знаем сами.
То есть – в мире будущего. Это противоречие возникло истори
чески недавно – когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение жизни одного поколения.
Мой отец учился работать с радиосхемами на элект"
ронных лампах. Он был хорошим специалистом, знал
предмет “от и до”. Но через 10 лет его знания начали стре"
мительно устаревать – техника переходила на транзис"
торы. Пришлось переучиться, фактически поменять спе"
циальность. У него получилось, хотя прежней уверенно"
сти в своем мастерстве уже не было. Когда техника стала
переходить на микросхемы, он испытал большие труд"
ности и специалистом стать уже не смог. Еще до выхода
отца на пенсию появилось новое поколение техники на
больших интегральных схемах…
Такова реальность: те технологические знания, которые мы при
обретаем сегодня, завтра уже никому не нужны. Касается ли эта реальность образования? Вопрос риторический.
Успешный командарм Буденный искренне считал, что тан"
ки не ус тоят перед конной атакой.
Если что"то мешает, это что"то можно уничтожить. В этом были увере"
ны китайцы, когда приняли решение извести клюющих зерно воробьев. По"
том этих птиц пришлось покупать у соседей за валюту…
том этих птиц пришлось покупать у соседей за валюту…

83
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
Будь моя воля, я бы ввел новое грамматическое правило: пи
сать слово “Образование” вот так, с большой буквы. Образование –
единственное средство, позволяющее человеку стать Человеком.
И Образование – такое, с большой буквы, – главная цель человече
ства.
Образование есть взросление. Человечество находится в своем детстве. Человек избавился от биологического хвоста, но тащит за собой хвосты психосоциальные: страх, агрессивность, неуемное желание занять в своем стаде ступеньку повыше. На мой взгляд, че
ловечество еще не Образовалось.
Президенты стран пугают друг друга клыками и когтями, то есть ракетами и пушками, и заставляют уважать себя демонстративным рычанием на ближних и дальних своих по телевизору. Знакомая кар
тина?
Мальчик не ходил в школу и упорно отказывался учить"
ся читать. Почему – никто не понимал. Постепенно, шаг за
шагом, открылось: он боялся взрослеть. Боялся, потому что
его напугали тюрьмой. Мальчик боялся, что его детские ста"
рые грехи не простят, и нашел для себя способ защиты – не
взрослеть. Нужно просто оставаться ребенком, и тогда тебя
никто не накажет. Способ ухода от ответственности…
16
Складывается впечатление, что человечество боится взрослеть.
И поэтому Образование заменяется неживой копией, которую назы
вают системой образования. Копией, которая ухитряется почти три
ста лет оставаться без существенных изменений.
Можно ли сделать сотовый телефон на устаревшей элементной базе – на радиолампах? Можно, но он будет размером с дом,
не очень надежен и очень энергоемок. Будет ли ктото пользоваться таким телефоном? Будет – пока нет альтернативы. Но вряд ли будет доволен.
Вашингтон: 64% крупных компаний страдают из"за того,
что пополняющие рабочую силу выпускники средних школ
плохо читают, неграмотно пишут и не умеют логически мыс"
лить, свидетельствует опрос руководителей предприятий
17
.
Жан Фукамбер, сотрудник Национального института пе"
дагогических исследований (Франция), говорит: “20% де"
тей в возрасте до 12 лет воспринимают только треть ин"
формации, содержащейся в тексте, 30% читают слишком
медленно и только один из шестидесяти читает быстро
и осмысленно”.
Из интервью с министром образования России
В. М. Филипповым:
– Владимир Михайлович, Вы довольны образованием,
которое получили Ваши дети?
– Нет, абсолютно не доволен
18
.
Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя,
говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Уста
ревшее образование – вообще не Образование. И устаревшая шко
ла
19
работает против Образования.
Сегодняшняя школа опирается на передачу знаний, устаревших задолго до того, как войти в учебники. А реформы предлагают как следует напрячься и догнать вчерашний день. Нам предлагают бе
жать навстречу Солнцу, но за собственной тенью.
16
По мотивам статьи: М. Максимов.
О Бруно Беттельгейме.
17
Т. Генри. “Ассошиейтед пресс”.
“LOS ANGELES TIMES”, Monday,
July 16, 1990.
18
Журнал “Народное образование”.
2000. № 10. – С. 400.
19
Под термином “школа” автор по
нимает и средние, и высшие учеб
ные заведения.


84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении кон
кретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаре
вают, а их объем стремится к бесконечности.
Гипотеза: объем совокупных знаний цивилизации растет по экспоненте. Есть только косвенные доказательства этой гипотезы, но они достаточно убедительны.
Вот, скажем, график Мэмфорда
20
, отражающий экспоненциаль
ный рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются политикоэкономическими событиями, вой
нами...
20
А. Моль. Социодинамика культу
ры. – М.: Прогресс, 1977.
21
Из доклада: Дж. Питт (Велико
британия). Материалы междуна
родного семинара Proceedings of
International Seminar. СПб., 2001.
Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увели
чение времени обучения и перегрузка учащихся – ее прямые след
ствия. Пытаясь уйти от серьезных изменений, старая система обра
зования придумала рецепт “спасения”: переход к ранней специали
зации. И наткнулась на следующее противоречие.
Противоречие 2.
Образование должно быть узкоспециальным, ибо
“нельзя объять необъятное”. Но узкий специалист
плохо переучивается, трудно ориентируется
в межпредметных знаниях, ему тяжело найти
общий язык со специалистами других профилей
при решении общей задачи.
В концентрированном виде это противоречие выражает
ся формулой: “узкая специализация = широкая идиотиза
ция”
22
Успешный человек должен быть не только первоклассным спе
циалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, ус
пешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Ус
пешный родитель знает правила воспитания и методы развития ре
бенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение про
изводственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия.
22
Формула сконструирована по афоризму Б. Шоу.
Технология и на рабочем месте, и дома меняется все
быстрее. В современной промышленности и торговле
“период полураспада” полезного технологического зна"
ния оценивается в полтора года. Таким образом, через
полтора года половина первоначальных технологиче"
ских знаний работника оказывается бесполезной, через
три года – уже три четверти
21
.
Ритм появления значительных изобретений
X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX
10
Количество
300 200 100 20
Век


85
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в на
стоящее время не удовлетворяют. Крупные коммерческие компании все чаще пытаются самостоятельно – с переменным успехом – ре
шать для себя эту проблему.
Американская компания “Белл Телефоун Систем”
создала “Гуманитарный институт” для перспективных
менеджеров – в качестве средства против узкой специа"
лизации
23
.
Однако в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе. Это про
тиворечие поддерживается и следующим, которое связано с истори
чески сложившейся системой науки и учебы.
Противоречие 3.
Обучение должно быть предметным, так как оно
копирует, повторяет организационную структуру
науки. Но предметное обучение мешает цельности
восприятия мира.
Мы уже говорили, что одна из основных целей Образования –
передача культуры. А культура обладает свойством цельности и де
лима только условно. Особенности языка и веры, например,
обязательно сказываются на развитии технологии и искус
ства. В определенном смысле нахождение способа изобра
жения удаленной перспективы художником Леонардо да Вин
чи
24
и изобретение способа сохранения продуктов в холо
дильнике инженером Теллье – равнозначные события человеческой культуры.
Разбиение на “физиков” и “лириков” ущербно в своей основе.
Леонардо да Винчи был сильнейшим инженеромфортификатором,
он разработал идеи подводной лодки и вертолета. Эйнштейн играл на скрипке, интересовался психологией
25
. Ктото скажет –
ведь они были гениями! Да, но верно и обратное: они были гениями в том числе и потому, что не ограничивали себя рам
ками узкой предметной сферы.
Сегодняшнее “предметнокусочное” образование – причина мно
гих бед. У нас даже культивировалось суженное сознание: “Вот здесь я – специалист, а всего остального не понимаю и этим горжусь”. Это было целесообразно в индустриальной модели общества, где каж
дый должен был “делать свое дело”, а во всем остальном “слушаться и повиноваться”.
У меня не раз складывалось впечатление, что литература и хи
мия, например, лежат у людей в разделенных отсеках мозга.
Даю в сильном классе на уроке физики задачу, в ко"
торой нужно применить “химические” знания. Результа"
ты плачевные. Начинаем разбираться. И тогда ребята
говорят: “Ну, Вы бы нам сказали, что нужно химию при"
менить, мы бы задачу решили…”
Трудно ожидать, что после многих лет “предметнокусочного”
образования само по себе возникнет системное мышление. Образ
но о результатах такого образования для “среднего ученика” сказал
К. Д. Ушинский:
“...Понятия и даже идеи лежат в голове его такими
мертвыми вереницами, как лежат, по преданию, оцепе"
нелые от стужи ласточки: один ряд лежит возле другого,
23
Факт из книги: М. и Э. Де Лиу. Как научиться быстро читать.
24
Впервые линейную перспективу разработал Филиппо Брунеллеско
(1377–1446), а Леонардо да Винчи усовершенствовал этот метод, на
учившись размывать контуры уда
ленных объектов.
25
Стал даже соавтором Фрейда в работе “Почему война?”, 1933.


86
ПРИЛОЖЕНИЯ
не зная о существовании друг друга, и две идеи, самые
близкие, самые родственные между собой, могут
прожить в такой, поистине темной, голове десятки
лет и не увидеть друг друга”
26
.
Требование целостности образования становится все более на
сущным. Существующая система выполнить его не в состоянии.
Слабые попытки наладить “межпредметные связи” уже лучше, чем ничего, хотя зачастую они сводятся к поверхностным и столь же “ку
сочным” фактам типа: а Менделеев еще и стихи писал…
Можно спорить о том, изжило ли себя предметное образование или оно еще имеет свои не использованные пока возможности улуч
шения, но несомненно одно: требования к образованности человека растут. И, похоже, не просто растут, а в геометрической прогрессии –
в соответствии с графиком Мэмфорда.
И здесь нас встречает следующее противоречие.
Противоречие 4.
Чем больше требований предъявляет образование,
тем больше разрыв между сильными и слабыми
учениками.
Люди перемешиваются по всей планете: массовые миграции,
смешанные браки, Интернеттехнологии знакомств… Географиче
ских барьеров практически нет, языковые преодолеваются все бо
лее просто.
Однако, на этом фоне не столь заметно, вырисовывается и дру
гая тенденция: все более жесткое деление на образованных и не
образованных. На тех, кто готов к завтрашнему дню, и на тех, кому милее вчерашний. Эта тенденция содержит в себе социальную опас
ность. Она делит человечество на две части…
Несомненно одно: всегда были успевающие и неуспевающие. Но только теперь, в новом мире, зависимость судьбы от образования становится все больше. Я думаю, влияние образования на судьбу конкретного человека в исторически короткий период станет боль
ше, чем влияние стартовых возможностей: происхождения, капита
ла и пр.
«В то время, когда Америка вступает в XXI столетие
преисполненная надеждой и ожиданиями лучшего буду"
щего, слишком много наших учеников – самых нуждаю"
щихся, оказываются отстающими. Как показывают дан"
ные национального тестирования, сегодня почти 70 про"
центов четвероклассников, проживающих в центральных
районах наших городов, не владеют навыками чтения на
базовом уровне. (…)
Мы стоим перед лицом настоящего общенациональ"
ного кризиса. Во все большей и большей степени мы из
одной нации превращаемся в две разные. Одна умеет
читать, а другая нет. Одной есть о чем мечтать, а другой
нет»
27
.
В апреле 1996 года, гуляя по Москве, я удивился объявлению на стене автостроительного института: “Автосалон “ЗИЛ” приглашает молодых людей с высшим образованием на работу автослесарем или электриком. Обучение на месте, перспектива роста”. Сегодня подобное объявление – банальность.
К примеру, у автомехаников в агентствах по прода"
же Ford могут и сегодня быть руки в смазке, но и они
26
Цитируется по книге: В. С. Ротен
берг, С. М. Бондаренко. Мозг. Обу
чение. Здоровье. – М.: Просвеще
ние, 1989. – С. 69.
27
Краткие выдержки из первого ра
диообращения президента США
Д. Буша 27 января 2001 года, по материалам сайта “Курьер образо
вания”.


87
А. Гин
Приложение 1. Главы из новой рукописи
пользуются компьютерными сетями, сконструированны"
ми Hewlett"Packard, которые обеспечены экспертными
системами, помогающими в поиске неисправностей,
и имеют мгновенный доступ к 100 мегабайтам техниче"
ских чертежей и данных, содержащихся на CD"ROM.
Система запрашивает данные об автомобиле, который
подлежит ремонту, … делает заключение и устанавливает
последовательность ремонта
28
.
Эти люди – не “тупые придатки” к компьютеру. Они постоянно учатся. Парк машин непрерывно обновляется, компьютерные про
граммы диагностики усложняются.
Навыки производственной, бытовой, социальной жизни стано
вятся столь разнообразными, многоходовыми, информационно на
сыщенными, что без соответствующего образования невозможно быть успешным ни в одной сфере жизни.
В цивилизованных странах качество жизни большинства населе
ния пропорционально уровню образования. Степень бакалавра по
зволяет ее обладателю за 40 лет заработать дополнительно $2 млн по сравнению со своим сверстником, закончившим только среднюю школу. Степень магистра (уровень выпускника университета) дает в среднем дополнительно $2,3 млн. И этот разрыв со временем только увеличивается.
Еженедельные заработки выпускников средней
школы упали от 387 долларов 24 центов в 1969 году до
335 долларов 20 центов в 1989 году. Федерация припи"
сывает это 12"процентное понижение потере в произ"
водительности труда так называемых “работников пе"
редней линии”. Федерация сравнивает это с примерно
8"процентным повышением заработков выпускников
колледжей
29
.
Пропасть между двумя “нациями” – образованных и необразо
ванных – серьезная социальная проблема. Любой путь ее решения будет натыкаться на новые противоречия. Рассмотрение этих про
тиворечий – тема отдельной статьи, если не книги. Здесь мы рас
смотрим только одно из них, не самое сложное, но самое обсуждае
мое. Это противоречие цены.
Противоречие 5.
Образование должно быть дорогим, чтобы быть
качественным, и должно быть дешевым
30
, чтобы быть
доступным.
Качественное образование очень дорого. Оно предпо
лагает высокие зарплаты учителей, серьезную материаль
нотехническую базу, постоянное обновление содержания и много чего еще.
Александр I тратил на содержание Царскосельского
лицея пятую часть доходов семьи Романовых. Семьи,
которую со времен Екатерины II считали богатейшей
в мире. Иезуитский орден был сказочно богат – одни
латиноамериканские золотые и серебряные рудники
чего стоят! – и тратил на свои “образовательные програм"
мы” больше половины доходов
31
.
Не нужно надеяться, что государство – даже богатое государ
ство – может легко решить эту проблему. Государство может и долж
28
Э. и Х. Тоффлер. Создание новой цивилизации. Политика Третьей
Волны. – Новосибирск: “Сибирская молодежная инициатива”, 1996.
29
“LOS ANGELES TIMES”, Monday,
July 16, 1990.
30
Или вообще бесплатным…
31
Журнал “Знание – сила”. 1993.
№ 4.