Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Не секрет: письменный контроль позволяет более адекватно про?
верить знания, чем устный. Наверное, поэтому вступительные экза?
мены в университеты стран Запада в большинстве своем письменные.
ПРИЕМЫ
ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ
ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ФОРМУЛА: диктант проводится по базовым вопросам
(5—7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист
и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов — 1—2 на повторение,
из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь
нет необходимости в размышлении, должна работать память.
Жесткая форма работы. Невозможно списать — на это просто нет времени. Когда диктант завершен, следует четкая команда об оконча?
нии работы (см. прием “Четкая команда” на с. 15). Затем 2—3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
— Как часто следует проводить фактологический диктант?
— Зависит от конкретных условий. Автор проводил достаточно часто такой диктант в двух случаях: а) в выпускном классе (здесь к текущим диктантам прибавлялись диктанты на повторение. В таких случаях тема диктанта
(номер базового листа) объявлялась за неделю); б) в начале работы с “разболтанными” классами, которые нужно было ввести в рабочее русло.
В некоторых классах фактологический диктант проводился в начале почти каждого урока. Сначала — “писк и ропот”. Потом привыкают, после чего диктанты проводятся реже. А привычка к ежедневной работе остается.
— Но ведь это бешеная нагрузка на учителя — проверить столько работ?!
— Нет, если применить следующий прием:
ДИАЛОГ
ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ФОРМУЛА: проверять работы учеников
выборочно.
Перед учителем — исписанные неровным почерком листки. Это ре?
зультат фактологического диктанта. Но проверяет он не все работы,
а только часть их. Те, которые сочтет нужным, или отобранные случай?
ным образом: “перетасовал и вытащил”. Учителю это удобно. Коль времени в обрез — учитель проверяет 5—6 работ. Но может прове?
рить 20 или все. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все. Конечно же, такой способ проверки огова?
ривается заранее. Есть только один “подводный камешек”. Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто?нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в “список избранных”.
— Разве этот прием применим только к фактологическому диктанту?
— Конечно, нет. Ко многим другим формам контроля тоже. К обыкно?
венному орфографическому диктанту, например.
ДИАЛОГ
ТРЕНИРОВОЧНАЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ФОРМУЛА: учитель проводит контрольную как
обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование учебни?
ком или списком словарных слов. Тренировочные контрольные осо?
бенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям.
Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


27
БЛИЦ?КОНТРОЛЬНАЯ
ФОРМУЛА: контроль проводится в высоком темпе для
выявления степени усвоения простых учебных навыков,
которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
По темпу блиц?контрольная сходна с фактологическим диктантом.
Отличие же в том, что сюда входит проверка владения формулами,
расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя
7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЛИЦ?КОНТРОЛЬНОЙ
До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.
При возможности условия распечатываются и кладутся на парты текстом вниз. По команде — переворачиваются.
Во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия — на листе, ответ обводится рамкой. Никаких пояснений или стандартно?
го оформления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде.
После: работы сдаются учителю или применяется вариант само?
проверки: а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,
вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками
“+” и “–” свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 “плю?
сиков” — отметка “5”, 5 “плюсиков” — “4”, не менее трех — отметка “3”;
г) отметки выставляются (или нет) в журнал по усмотрению учителя.
— А если будут обманывать при самопроверке?
— Если еще не выстроились доверительные отношения с классом,
не делайте самопроверку. Но вообще дети очень ценят доверие авторитетного учителя.
ДИАЛОГ
1
Термин “релейная”
контрольная работа и сам прием по?
черпнуты из книги
В. Ф. Шаталова
“Точка опоры”.
РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1
ФОРМУЛА: контрольная проводится по текстам
ранее решенных задач.
Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно (см. прием “Задание массивом” на с. 43).
Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда?то разобранные в классе. Чем больше задач нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней. Хороший стимул!
ПРОТИВ СПИСЫВАНИЯ
Если мы ставим цель растить халтурщиков и бракоделов, то нужно дать зеленый свет списыванию. В противном случае его нужно решительно искоренять. Конечно, это возможно лишь в том случае,
если мы дадим человеку пусть трудную для него, но посильную работу. Иначе все наши усилия — это борьба с загнанным в угол. Но есть и некоторые специфические приемы против списывания.
УДАЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Речь идет об удалении источников списывания.
Прежде всего — это самые толковые “звездные”
ребята, которые способны и решить свой вариант, поделиться результатами, и подсказать “страждущим”, мучающимся над други?
ми вариантами. Обычно в классе таких детей немного и давать им писать стандартную “контрошу” нет нужды.
ФОРМУЛА: удалить на время контрольной самых сильных учеников
из класса — в школьную библиотеку, лабораторию, в крайнем
случае просто посадить за учительский стол с отдельным (не обяза
тельно контрольным) заданием.
А. Гин
Против списывания


28
— Может, лучше просто добавить им задание так, что времени на других не останется?
— Нет, не лучше. Эти дети испытают большое давление одноклассников.
Не дал списать (“А сам?то опять на пятерку”) — значит, плохой товарищ.
Зачем ставить “звезд” в такое трудное положение? К тому же одно их при?
сутствие заставляет “тонущих” забрасывать их жалобными, а бывает —
и угрожающими, записками вместо того, чтобы пытаться самим разо?
браться в задании.
ДИАЛОГ
КАЖДОМУ — СВОЯ ДЕЛЯНКА
ФОРМУЛА: каждый ученик получает свой
вариант контрольной.
Где взять такие контрольные? Читатель уже вспомнил прием “Дай себе помочь...” на с. 16.
НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЙ
ФОРМУЛА: учитель показывает ребятам, что и сам
“дока” в проблеме списывания.
Разве кто?нибудь лучше вас знает, как спрятать шпаргалку?
1
Из практики учи?
тельницы биологии
М. И. Ладиной,
Гомель.
МЕЛОЧИ, ХИТРОСТИ, РЕКОМЕНДАЦИИ...
Письменный опрос. Ученики должны сдать свои работы на про?
верку. Но в то же время желательно оставить листочки им: пока свеж интерес к этой работе, пусть еще раз перепроверят себя, подумают,
посоветуются друг с другом... Как быть? Ответ: ученики пишут работу под копирку
1
Если все ошибки в контрольной работе исправлены рукой учителя,
интерес к ней пропадет. Как быть? В зависимости от формы контроля можно поступить по?разному. Например: учительница после диктанта или сочинения не исправляет ошибки, а просто пишет общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их — задача самого ученика.
Контроль не должен быть неожиданным. Заранее спокойно предупредите класс о сроке и форме контроля. Перед работой также спокойно пожелайте успеха. Самый надежный способ полу?
чить неожиданно низкие результаты — хорошенько запугать какой?
нибудь очередной “министерской”.
ОЦЕНИВАНИЕ
“Хорошо!” — в разных интонациях и по разным поводам слышал автор это слово на уроках. Один учитель этим словом завершал часть урока и переходил к следующей: “Хорошо, а теперь рассмотрим следу?
ющий вопрос”. Этим же словом он хвалил. Им же выражал свое согла?
сие с учеником. И несогласие тоже: “Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?..”
А вот фразы, прозвучавшие на уроке другого учителя: “Отлично по?
работали вместе!”, “Прекрасный ответ!”, “Хороший вопрос!”, “Ты сего?
дня очень внимательна!”, “Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!”
Как вы думаете, у кого из учителей эмоциональная атмосфера урока была лучше?
ОЦЕНКА — НЕ ОТМЕТКА
ФОРМУЛА: учитель отмечает вслух или жестом
каждый успех ученика!
Оцениваем мы не только цифирью. Оцениваем словами, интона?
цией, жестом, мимикой... Автор убежден, что главная цель оценки —
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ


29
Пример.
Зарисовка с натуры: — Ну, сейчас,
я вам покажу! Вот задачка, я и сам с трудом разобрался. Посмотрим,
как вы будете барахтаться!
Учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группе на листочке задачу. Каверзную, но посильную...
Через 10 минут ученики предлагают решение. — Ну, что с вами делать!
Вы же мой золотой фонд нерешен?
ных задач погубите! Вот уж в следующий раз...
Никаких “молодцы” или “хорошие дети”! Ситуация успеха обеспечи?
вается мастерски. Бывает, ребята не могут решить задачу — и это хорошо. Ведь если задачи всегда
“раскалываются”, то ощущение азарта и действительного успеха быстро притупляется.
— А если совсем не за что хвалить?
— Такое бывает гораздо реже, чем принято считать. Есть мудрое прави?
ло: сравнивай ученика только с ним самим. Сегодняшнего — с ним же вчерашним. Оценивайте динамику развития. Если вчера он делал
20 ошибок в диктанте, а сегодня 10, то это замечательно. Этот успех должен быть оценен как значительный.
ДИАЛОГ
Школьная жизнь — не мармелад в сахаре. Хвалить приятно.
Но успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней?
Ситуация: ребенок сдал плохую работу. Ошибок больше, чем обыч?
но. Сравните ряд замечаний: — Ты сделал неправильно и получай свою ... по справедливости! — Работа плохая, вот к чему приводит лень! — Говорили тебе: больше занимайся! И вот результат! — Ты меня очень огорчил этой работой. — Работа хуже, чем обычно.
Наверное, ты неважно себя чувствовал.
Автор считает психологически приемлемыми две последние формулировки. Почему?
— В первых формулировках учитель с учениками психологически как бы по разные стороны баррикад.
— У меня впечатление, что в первых формулировках учитель в роли надсмотрщика, хоть и справедливого. А в двух последних — в роли сопереживающего друга.
— Согласен с обоими мнениями. Подчеркну, что в последней формули?
ровке учитель оправдывает ученика. А если ученик действительно поле?
нился, не подготовился и т. п., то в таком случае он упрекнет себя сам,
будьте уверены.
ДИАЛОГ
РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ОТМЕТОК
ФОРМУЛА: учитель увеличивает свой “отметочный
арсенал”.
Еще недавно учитель пользовался только тремя отметками: “3”,
“4”, “5”. Потому что двойка воспринималась как “ЧП” и в четвертные отметки не допускалась. Шкала из трех отметок — грубый инстру?
мент. И это плохо. Вполне допустимо ставить за блестящий ответ или контрольную две пятерки сразу. Допустим и прием, практикую?
щийся в высшей школе, — зачет “автоматом”. И действительно,
зачем писать стандартный фактологический диктант или конт?
рольную очень сильному ученику? Ставим ему в соответствующую колонку “5” или просто освобождаем от этих форм контроля.
О дополнительной пользе этого шага мы уже говорили (см. прием
“Удаление источников” на с. 27). Доверие ценится, и редкий ученик не прилагает усилий, чтобы не оправдать его в дальнейшем.
И последнее. Прием не прием, но интересный пример расширения оценки. Майя Ивановна Ладина преподает биологию. Оценки в тетра?
дях и дневниках она выставляет так: ОХ — очень хорошо (соответству?
ет пятерке), ХО — хорошо, но не очень (соответствует четверке), ЗГ —
знает, но не говорит (соответствует тройке), ГЗ — говорит, но не знает
(соответствует двойке), ХН — хуже некуда. Родители предупреждены.
А ребятам нравится юмор учителя и то, что “не так, как у всех”.
стимулировать познание. Человеку нужен Успех.
Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание рабо?
тать. Сделайте восхождение по ступеням позна?
ния успешным — и перед вами будут благодарные ученики. Язык богат — будем же щедрыми. Вот мальчик решил и разобрал на доске каверзную задачу. Учитель поднимает кверху большой палец:
это — высший пилотаж! Так, Витя, работают асы!
А. Гин
Оценивание
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

/

30
ЗНАКОМЬТЕ С КРИТЕРИЯМИ
Двадцать с хвостиком лет тому назад автор не был ав?
тором. Он был школьником?“середнячком”. И до сих пор помнит обиду. Новый учебный год. Новые планы. Вот как начну учиться! Новый учитель математики. К доске вызвался сам. Хотелось показать себя. Задача, не без маленькой подсказки и затянутых пауз,
решена. Уверенность в крепкой четверке была нарушена голосом учителя: “Три”. Скоро мы привыкли к его высоким требованиям,
и проблем с оценками не стало. Но до сих пор помнится обида, вызван?
ная “несправедливой” отметкой. И нежелание — вполне понятное —
работать на уроках математики. В отместку...
Мало того, что учитель оценивает справедливо. Надо, чтобы и ученик был с ним согласен. Достичь этого не сложно.
ФОРМУЛА: учитель знакомит школьников с критериями,
по которым выставляются отметки.
Не так важно, прочтете вы их вслух или вывесите на стене. В пер?
вые дни работы в новом классе обсудите проблему оценки. Первые отметки называются вслух, обосновываются, а в журнал и в дневник попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с вашей. Могут оценить работу и одноклассники.
РАЙТИНГ
ФОРМУЛА: завершив работу, ученик сам ставит
себе отметку. За ту же работу отметку ставит
и учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка
ученика, а 5 — отметка преподавателя.
На одном из семинаров в Челябинске слушатель Е. М. Кожевин предложил называть эту дробь “райтингом” (от англ. right — правильно).
Уж не помню аргументацию, но название понравилось. Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Другая причина введения приема — чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда.
— Для каких работ применяется райтинг?
— Решает учитель. Можно рекомендовать этот прием для докладов,
фактологических диктантов, тренировочных контрольных работ, сочине?
ний, лабораторных и практических работ, индивидуальных (особых) д/з...
— Куда выставляются эти оценки?
— В тетрадь и дневник, в открытую ведомость учета знаний — если она ведется.
ДИАЛОГ
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ
ФОРМУЛА: в некоторых случаях учитель ставит
отметку “в кредит”.
Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: “По отметкам ты на “4” (“5”) не дотягиваешь. Но у меня создалось впечат?
ление, что ты можешь и хочешь... Это так? Если это так, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
СВОЯ ВАЛЮТА
ФОРМУЛА: на уроках вводится своя
“денежная” единица.
Проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений,
удачных реплик и вопросов... Высокую оценку вроде не за что ставить,
а подкрепить успех нужно. Одно из решений — введение своих “де?
нег”. В младших классах, например, за удачный ответ дают детям красный кружок. Накопил пять красных кружков — получай большой.
Накопил пять больших — получай “5” за активную работу. В старших классах вводят “валюту”. Это могут быть “джоули” (в физматклассах),
“таланты”, “абсолюты” и прочее. Работают с ними по?разному. Нако?
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ