Файл: Методические рекомендации по развитию словеснологического мышления.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исправлять ошибки и понимать их причины;
- отмечается недостаточная сформированность основных мыслительных операций и действий, дети испытывают затруднения в дифференциации существенных и несущественных признаков, в операциях обобщения;
- качественные особенности мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР, наиболее всего выражаются в отсутствии этапа ориентировки, затруднениях в понимании иерархической зависимости между целым и его частями, а также отсутствием (либо недостаточностью) целенаправленной деятельности;
- у детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечается отставание всех форм мышления, что выявляется в значительной степени в процессе выполнения заданий, предполагающих использование словесно-логического мышления. Дети с ЗПР показывают неумение устанавливать логические связи;
- дети с ЗПР к концу младшего школьного возраста находятся в основном на уровне конкретно-понятийного мышления. В заданиях на словесно- логическое мышление дети с ЗПР показывают более низкий уровень по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;
- после получения необходимой помощи со стороны взрослого, дети с ЗПР способны переносить полученный ценный опыт на другие задания.
В заключение хочется сказать, что когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогик - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
Список литературы
- отмечается недостаточная сформированность основных мыслительных операций и действий, дети испытывают затруднения в дифференциации существенных и несущественных признаков, в операциях обобщения;
- качественные особенности мышления детей младшего школьного возраста с ЗПР, наиболее всего выражаются в отсутствии этапа ориентировки, затруднениях в понимании иерархической зависимости между целым и его частями, а также отсутствием (либо недостаточностью) целенаправленной деятельности;
- у детей младшего школьного возраста с ЗПР отмечается отставание всех форм мышления, что выявляется в значительной степени в процессе выполнения заданий, предполагающих использование словесно-логического мышления. Дети с ЗПР показывают неумение устанавливать логические связи;
- дети с ЗПР к концу младшего школьного возраста находятся в основном на уровне конкретно-понятийного мышления. В заданиях на словесно- логическое мышление дети с ЗПР показывают более низкий уровень по сравнению с нормально развивающимися сверстниками;
- после получения необходимой помощи со стороны взрослого, дети с ЗПР способны переносить полученный ценный опыт на другие задания.
В заключение хочется сказать, что когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогик - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
Список литературы
-
Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой, Б.А. Архипова, Л.И. Беляковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. -
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М., 2012. -
Андрющенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 - 10 лет: учебное пособие / Т.Ю. Андрющенко, Н.В. Карабекова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. -
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / A.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 2009. -
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. - М.: Айрис-Пресс, 2006. -
Безруких М.М., Филиппова, Т.А. Комплект «Ступеньки к школе»: Тренируем пальчики. Учимся рисовать. Учимся находить одинаковые фигуры. Учимся рассказывать по картинкам. Азбука письма. Азбука счета. Учимся узнавать геометрические фигуры. Цвет. Мир вокруг меня. Учимся находить противоположности. Развиваем логическое мышление и память. Учимся учиться. - М.: Дрова, 2000. -
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебное - методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2012. - 64 с. -
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.-136 с. -
Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой развития. - М.: Педагогика, 2011. - 207 с. -
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2003. -
Гатанова Н. «Развиваю память», «Развиваю мышление». - Питер, 2002. -
Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». - Питер, 2000. -
Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М.: Школьная пресса, 2009. -
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 2007. -
Замбацявичене Э.Ф. Методика исследования словесно-логического мышления. - М., 2010. -
Карпова С.Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет: учебное пособие / С.Н. Карпова, В.В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2008. -
Коломинский Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Под ред. Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. -
Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика. - 2003. -
Кузнецова Л.М. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -
Кураев Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2003. -
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -
Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2002. -
Милерян Е.А. Психология формирования общетрудвых политехнических умений. - М.: Педагогика, 2013. -
Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М.: АРКТИ, 2005. -
Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2008. -
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003. -
Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. -
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Психология, 2010. -
Подьяков Н.Н. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2008. -
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / Под общей редакцией М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. -
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 2001. -
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с. -
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для пед. вузов / А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: Академия, 2011. -
Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 2003. -
Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей: учебное пособие / Л.Ф. Тихомирова, А.А. Люблинская, А.В. Басов. - Ярославль: Гринго, 2002. -
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 2002. -
Фарапонова Э.А. Исследование структуры технического мышления и путей его развития // Проблема деятельности в советской психологии. - М.: Общая психология, 2011. -
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2002. -
Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. -
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. - М.: Педагогика, 2002. -
http://iknigi.net/avtor-elena-strebeleva/31470-formirovanie-myshleniya-u-detey-s-otkloneniyami-v-razvitii-elena-strebeleva/read/page-1.html