Файл: Методические рекомендации по развитию словеснологического мышления.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета) [34,39].
Учитель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать то, что они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец-прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика - обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.
Перечислим основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности [37]:
1. Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая учащимся режим жизнедеятельности (малая наполняемость класса, щадящий режим); индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях, логопедические).
2. Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.
3. Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микро проблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию). Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания.
4. Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей словесно-логической формы мышления.
5. Формирование у ребенка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
Учитель создает условия, способствующие следующему:
- принятию ребенком целей предстоящей работы;
- формированию алгоритма аналитического обобщения информации;
- созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия;
- погружению учащихся в ситуацию частично самостоятельного выбора способа решения;
- развитию самоконтроля - сравнение с образцом;
- возвращение к повторному осмыслению задания;
- аргументация самооценки, взаимооценка.
Приведем некоторые приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ЗПР.
Для развития логического мышления можно использовать разнообразные упражнения [18]:
1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
2. «Составь предложение». Цель упражнения - развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «море», «линейка» и «волк». Затем дается задание - составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
Берут любые три слова, например: «кот», «арбуз», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.
Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «кота», а «арбуз» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
4. «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
5. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка - назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Подводя итог, можно сказать о том, что все перечисленные приемы, методы, разнообразные упражнения можно использовать для развития словесно-логического мышления.
Выводы по второй главе.
С целью выявления особенностей развития логического мышления была разработана диагностическая программа, которая включила в себя следующие методики:
- «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу;
- «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;
- «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» для выявления уровня развития словесно - логического мышления;
- «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению;
- «Сравнение понятий» для определения уровня сформированность операции сравнения у младших школьников.
С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста были разработаны методические рекомендации.
Итогом ее реализации должно стать повышение уровня логического мышления младших школьников
Заключение.
Исходя из выше сказанного, можно сделать ряд выводов.
Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Основными видами мышления являются теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они пополняют друг друга, раскрывают разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Кроме того, мышление человека представлено еще тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим.
Младший школьный возраст является благоприятным для развития логического мышления, так как на ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач.
Ученые А.А. Люблинская, О.К. Тихомиров, А.З. Зак, Н.А. Менчинская выделяют следующие особенности логического мышления младших школьников [35]:
1. Они проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой по отдельности операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).
2. Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различия, либо только сходное и общее).
3. Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем «короткого замыкания», минуя развернутый этап анализа.
4. Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводам.
Анализ педагогической литературы позволил нам определить педагогические условия формирования логического мышления младших школьников.
Во-первых, это развивающее обучение по Л.В. Занкову, основывающееся на ряде принципов [32]:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- изучение программного материала быстрыми темпами;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся.
Во-вторых, это развивающее обучение по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, где дети самостоятельно делают выводы и формулируют правила [39].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам составить программу диагностики логического мышления младших школьников.
Использовались следующие методики:
- «Исключение понятий»;
- «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»;
- «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»;
- «Последовательность событий»;
- «Сравнение понятий».
Теоретический анализ проблемы исследования особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР позволяет сделать следующие выводы:
- развитие мыслительной деятельности в дошкольном возрасте происходит в процессе перехода от наглядно-образного к словесно-логическому;
- новые формы мышления становятся опорой для дальнейшего совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы;
- под влиянием мыслительной деятельности формируются мотивы учебной деятельности, оказывая влияние на характер учебной деятельности;
- в учебной деятельности младшие школьники с ЗПР показывают слабость регуляции всех звеньев процесса учения: у детей снижен и нестоек интерес к заданиям, отмечается необдуманность и недостаточная ориентировка в самом задании, деятельность детей недостаточно целенаправленна, дети малоактивны, малоинициативны, у них нет стремления улучшать результаты своей деятельности, пытаться