Файл: Методические рекомендации по развитию словеснологического мышления.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словесно-логическое мышление представляет собой процесс, проходящий через целый ряд стадий, претерпевая при этом изменения по ходу от слова к мысли (или же от мысли к слову). Логическое мышление включает следующие виды: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, произвольное и непроизвольное [27]. Теоретическое мышление представляет собой познание правил, законов, разработку гипотез. Практическое мышление включает подготовку преобразования действительности, включающей разработку целей, создание плана или схемы. Аналитическое или логическое мышление отличается временным, структурным и осознаваемым характером. Реалистическое мышление сосредоточено на окружающем мире, подчиняется законам логики. Аутистическое мышление находится во взаимосвязи с реализацией желаний личности. Продуктивное мышление представляет собой воссоздающее мышление на основе новизны в мышлении. Репродуктивное мышление предстает как воспроизводящая мыслительная деятельность по заданному образу. Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное - целенаправленное решение мыслительных задач. Словесно-логическое мышление имеет индивидуальный характер, причем особенности выражаются в различных соотношениях видов, операций и процедур мыслительной деятельности [20].
Словесно-логическое мышление является сложным динамическим целым, в котором отношения между мыслью и словом представляют собой целый ряд переходов из одного плана в другой (семантические формы организации слова, внутренняя речь, внешняя экспрессивная и импрессивная и т.д.). Такое мышление начинается с мотива, порождающего мысль, далее происходит оформление этой мысли, то есть опосредствование ее во внутреннем плане (речи), а затем и оформление в значениях внешних слов.
Словесно-логическое мышление реализовывается при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Данный вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие [27].
Словесно-логическое мышление наиболее сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития данного вида мышления.
Уже к 3-м годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого слова, рисунка и так далее. Осуществляя различные действия, ребенок нередко сопровождает их словами, и может показаться, что он думает вслух. Но фактически на данном этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники 4-5 лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее. Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки [25].
Слово начинает применяться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые нередко ошибаются, полагая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка применяемые слова - это слова-представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, ромашки), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переключается от единичных понятий к общим.
К 6 годам понятия детей становятся полнее, обобщеннее, глубже, в них включаются все более значительные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально образованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия [25].
К примеру, при формировании понятий о количественных свойствах и отношениях вещей, детей учат пользоваться таким средством, как мера. Например, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сравнивая их между собой. При помощи меры размер определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок имеет возможность удостовериться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.
В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых математических действий, предметов, без опоры на образы. По-другому это вызовет проблемы при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, пространстве, причине и следствии и т. д. При данном понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, подразумевает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность применять словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, однако более ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Иное явление, открытое им же и относящиеся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, к примеру, величины и количества предметов - говорит о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой [28].
Развитие словесно-логического мышления у детей порождает как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает смысла слов, имеющих отношение к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.
Н.Н. Подьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста нормирование внутреннего плана действий, свойственных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития данного процесса от младшего до старшего дошкольного возраста [29]. Это следующие этапы:
1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, однако уже способен при помощью рук, манипулируя вещами решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя должным образом проблемную ситуацию.
2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, однако она применяется им лишь для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи руками и глазами.
3. Задача решается в образном плане через манипуляцию (манипулирование) представлениями объектов. Здесь вероятно осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, нацеленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Наряду с этим происходит дифференциация во внутреннем плане конечных (теоретических) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации либо условий задачи.
4. Задача решается ребенком по заранее составленному, обдуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного ряда задач.
5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи реализовывается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Важный вывод, который сделал Н.Н. Подьяков из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными, сложными [29]. Они «выступают как функциональные ступени решения творческих задач» и трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления». При возникновении новой проблемной задачи, или ситуации, все эти уровни снова могут включиться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Другими словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности.
В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое.
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в результате чего примерно к подростковому возрасту у детей оформляется понятийное, словесно-логическое, абстрактное мышление [28].
Специфический процесс оформления понятийного мышления начинается в 3-4 летнем возрасте. Ребенок имеет возможность применять слова, которые мы, взрослые, анализируя словесную структуру языка и речи, называем понятиями. Однако употребляет он их по-другому, чем взрослый, часто не полностью понимая их значение, ребенок пользуется ими как ярлыками заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже называл эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2-7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и грамматически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере, в их начальной, конкретной норме [28].
Умение мыслить абстрактно дает возможность решать логические задачи и делать выводы, основываясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и распределения. Это и есть отличительные стороны нормального ребенка и ребенка с задержкой психического развития.
Словесно-логическое мышление - наивысший уровень мыслительного процесса, и здесь показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, у которых уровень развития данного вида мышления соответствует норме (15 %). Немалая часть детей (65%) справляется с заданием на 50-60%. В большинстве случаев детям мешает неумение устанавливать логическую связь, скудость понятийного словаря и неумение понять взаимоотношение предметов и явлений. На не очень высоком уровне развития находятся 20 % детей. Словесно-логическое мышление у данных детей еще не развито, можно сказать, что оно лишь начинает свое формирование [30].
Испытываемые детьми трудности связаны, прежде всего, с тем, что к началу школьного обучения они еще не обладают в полной мере интеллектуальными операциями, которые являются важным компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении). Так, при самостоятельном анализе предложенных им для описания объектов дети с задержкой психического развития выделяют существенно меньше признаков, чем их развивающиеся в норме сверстники. К примеру, при описании имевшего, по крайней мере, 20 признаков объекта дети назвали в среднем 6,5 признаков. Нормально развивающиеся дети выделили при этом 12 признаков. Однако немаловажно отметить, что положение существенно изменяется, если детям оказывается необходимое объяснение принципа решения, выполнение подобного задания под руководством учителя (помощь).
Таким образом, словесно-логическое мышление, посредством которого, опираясь на язык человек, может пересечь границы непосредственного чувственного восприятия окружающего, отражать сложные взаимосвязи, решать непростые аналитические задачи, сформировывать понятия, является существенным средством познавательной деятельности. Этот вид мышления осуществляется при помощи логических операций с понятиями и реализуется при решении многих задач, связанных с языком. Словесно-логическое мышление представляет наивысший уровень мыслительного процесса.