Файл: Методические рекомендации по развитию словеснологического мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Список методик для диагностирования:

  1. «Исключение понятий».

  2. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

  3. «Исследование словесно - логического мышления».

  4. «Последовательность событий».

  5. «Сравнение понятий».

Методика 1.
«Исключение понятий» (С.Х. Сафонова).

Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция: Участникам предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила (Приложение 1).

Методика 2.
«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» (Н.В. Киршева, Н.В Рябчикова).

Цель: определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко - это…?

6. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

7. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

8. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).


9. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

10. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта) (Приложение 2).
Методика 3.
«Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф Замбацявичене).

Цель: выявление уровня развития словесно - логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: 7-9 лет.

1-й субтест. Выявление осведомленности.

Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком - 5.

Задания 1-го субтеста: «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин).

  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.).

  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец).

  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда).

  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник).

  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы).

  3. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению.

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.



  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

  2. Река, озеро, море, мост, пруд.

  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3-й субтест. Умозаключение по аналогии.

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» - к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля).

  1. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).

  1. Учитель - Ученик

Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство).

  1. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост).

  1. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка).

  1. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный).

  1. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач).

  1. Машина - Мотор

Лодка - ? (Река, маяк, парус, волна, берег).

  1. Стол - Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).

  1. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).

4-й субтест. Обобщение.

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

  1. Окунь, карась...

  2. Метла, лопата...

  3. Лето, зима...

  4. Огурец, помидор ...

  5. Сирень, орешник ...

  1. Шкаф, диван ...

  2. Июнь, июль ...

  3. День, ночь...

  4. Слон, муравей ...

  5. Дерево, цветок ... (Приложение 3).


Методика 4.
«Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.


Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию.

«Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено»: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное (Приложение 4).

Методика 5.

«Сравнение понятий» (А.Р. Фурия).

Цель: определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами: «Чем еще они похожи?» «Еще чем?» «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Список слов сравнения:

Утро - вечер.

Корова - лошадь.

Летчик - тракторист.

Лыжи - кошки.

Собака - кошка.

Трамвай - автобус.

Река - озеро.

Велосипед - мотоцикл.

Ворона - рыба.

Лев - тигр.

Поезд - самолет.

Обман - ошибка.

Ботинок - карандаш.

Яблоко - вишня.

Лев - собака.

Ворона - воробей.

Молоко - вода.

Золото - серебро.

Сани - телега.

Воробей - курица.

Дуб - береза.

Сказка - песня.

Картина - портрет.

Лошадь - всадник.

Кошка - яблоко.

Голод - жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений:

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова - лошадь»).

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга (ворона - рыба).

3. Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (всадник - лошадь).


Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию (Приложение 5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для изучения данного мышления учитывать такие принципы как: определение сущности, структуры параметров мышления; выявление особенностей словесно-логического мышления сочетает качественную характеристику, оценивающую способы решения ребенком диагностических задач, и количественную оценку, отражающую результат их решения. В соответствии с возрастным и индивидуальным возможностям были подобраны несколько методик для диагностирования словесно-логического мышления детей с ЗПР:

- «Исключение понятий»;

- «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»;

- «Исследование словесно - логического мышления»;

- «Последовательность событий»;

- «Сравнение понятий».

2.2. Методические рекомендации по развитию словесно-логического мышления.

Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно [8]:

- в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

- в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

- в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить три основные группы детей [8]:

1. Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью (ЗПР психогенного генеза).

2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий (простой психический инфантилизм, соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза).

3. Дети с сочетанием низкого уровня продуктивности и отсутствием познавательной активности (осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза).