Файл: Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку школьниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017] А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить заинтересованность школьников к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Вывод: применение кейс-технологии для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном образовании способствует успешному формированию познавательной активности школьников. Предложенный способ построения занятий способствует овладению обучаемыми универсальными способами действий и оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Планирование исследования. Связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников
Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.
Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности – обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь школьников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, повышает грамотность и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.
Игры в школьном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета: Овладение различными вариантами формул. Более подробное их «развертывание». Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой. Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Школьники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.
Итак, во время экспериментальной деятельности мы применили кейс-технологию для создания такой проблемно-ориентированной развивающей среды, как коммуникация в обществе, а именно, «речевой этикет».
Цель: исследование актуальности применения игры в школьном образовании.
Гипотеза исследования. с помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания.
Независимая переменная:проблемно-ориентированная развивающая среда в школьном образовании. Зависимая переменная: эффективность игры на занятиях в школе. Контролируемые переменные: возраст детей (9-10 лет), стаж и квалификация педагога.
Задачи:
-
Подобрать методы диагностики на выявления уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни. -
Выявить первоначальный уровень развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни.
3. Организовать обучение детей экспериментальной группы с использованием игры.
4. Определить эффективность педагогических условий по развитию развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни средствами применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды.
Исследование проводилось на школы. Исследование было проведено с помощью специально подобранного пакета методик. Работа проводилась в одной возрастной группе: группа школьников дети девяти-десяти лет. Исследование было проведено на выборке из 20 человек: 10 детей – экспериментальная группа (обучение средствами игры) и 10 детей ‑ контрольная группа (обучение по классической системе). Весь этап исследования в целом проходил с 01 декабря 2016 г. по 25 марта 2017 г.
Для реализации цели исследования работа проводилась в три этапа:
-
Констатирующий этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей младшего школьного возраста. -
Формирующий этап. Цель – проведение обучения детей экспериментальной группы с использованием игры для создания проблемно-ориентированной среды.
В ходе данного этапа решались следующие задачи:
а) подбор комплекса заданий в соответствие с требованиями по использованию игры в преподавании для организации проблемно-ориентированной развивающей среды.
б) организация обучения с учетом уровня сложности заданий в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей.
-
Контрольный этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни путем повторной диагностики. Повторное тестирование и сравнительный анализ результатов с данными первичной диагностики.
Протоколы. Определение уровня знаний речевого этикета в экспериментальной и контрольной группе до начала эксперимента:
Результаты констатирующего эксперимента, экспериментальная группа.
Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента – экспериментальной и контрольной группы
Показатели уровня знаний речевого этикета | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Н | 2 | 20% | 6 | 60% |
С | 6 | 60% | 3 | 30% |
В | 2 | 20% | 1 | 10% |
Гистограмма 1 – Гистограмма уровней знаний речевого этикета детей школьного возраста в % в экспериментальной группе и констатирующей группе
-
Используемые кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета
Кейс-стади представляет из себя кейс, где описана ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Школьники, познакомившись с её описанием, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Цель – совместными усилиями анализировать ситуацию, найти пути решения. (Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми.)
Кейс № 1 «Знакомство».
Цель.
‒ Формировать культуру общения.
‒ Способствовать приобретению этикетного поведения.
‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Катя и Лиза прыгают на скакалке. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоём
.
? Вопросы.
‒ Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
‒ Что они должны были сделать?
‒ Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
‒ Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс № 2 «Благодарность», «Прощание».
Цель.
‒ Формировать культуру общения.
‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Бабушка гостила у Даши и её родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей всё делали вместе. Вместе они ходили в зоопарк, вместе пекли пирожки, вместе мастерили поделки. И вот, пришло время, уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату забежала Даша:
– Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!
Она махнула рукой и убежала в свою комнату.
? Вопросы.
‒ Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
‒ Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
‒ Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
‒ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс № 3 «Разговор по телефону».
Цель.
‒ Закреплять знание правил и норм речевого этикета.
‒ Продолжать формирование культуры общения.
‒ Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
– Маш, привет.
– Это не Маша. Это её мама.
– А мне Маша нужна.
– Сейчас я её позову.
– Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
– Хорошо.
– Ну ладно, пока!
? Вопросы.
1. Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
2. Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
3. О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
4. Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс № 4 «Вежливый отказ».
Цель.
‒ Продолжать формирование культуры общения.
‒ Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
‒ Способствовать приобретению опыта этикетного поведения.
‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарём. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.