Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 общество путем обеспечения необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды в следующих формах:
− обеспечение техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение слепых и слабовидящих инвалидов тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками, глухих и слабослышащих инвалидов − сурдотехническими средствами, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, − креслами-колясками, инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей − функционально-эстетической одеждой;
− обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации;
− рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
Социально-психологическая реабилитация молодых инвалидов предполагает предоставление комплекса услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социальнопсихологической реабилитации: на восстановление
(формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально- психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество. В рамках социальнопсихологической реабилитации молодым инвалидам оказывается ряд услуг
− психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
− психологическая диагностика;
31
− психологическая коррекция; − психотерапевтическая помощь;
− социально-психологический тренинг;
− психологическая профилактика;
− социально-психологический патронаж.
Так, психологическое консультирование молодых инвалидов – это специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции. Оно включает в себя:
− выявление значимых для молодого инвалида проблем социальнопсихологического содержания (в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других);
− обсуждение с молодым инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
− оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
− предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.
Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей молодого инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими,
32 возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Она включает в себя оценку:
− состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности молодого инвалида;
− состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;
− особенностей личностных качеств молодого инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия молодого инвалида с социумом;
− психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей молодого инвалида в области социальной реабилитации;
− социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.
Психологическая диагностика предполагает следующие этапы:
− анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);
− конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;
− собеседование;
− проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
33
− обработку и анализ психодиагностических данных;
− подготовку заключения по результатам психодиагностики;
− разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.
Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении молодого инвалида с целью:
− восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение молодого инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
− профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии молодого инвалида, социализации на всех уровнях социума.
Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции. Она реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией молодого инвалида. Формы проведения: различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности молодого инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к
34 социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности молодого инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции. Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.
Психологическая профилактика заключается в содействии:
− приобретению психологических знаний, повышении социальнопсихологической компетентности;
− формированию потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социальнопсихологического содержания;
− созданию условий для полноценного психического функционирования личности молодого инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые молодой инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.
Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации молодых инвалидов.
35
Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у молодого инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервнопсихической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли
(семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию молодого инвалида.
В зависимости от целей выделяют виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие.
Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за молодыми инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, а при необходимости и оказания психологической помощи:
− по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений
(психологического климата в семье);
36
− коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;
− организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с молодым инвалидом;
− оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению молодого инвалида.
Социально-психологический патронаж направлен на формирование у молодого инвалида адекватных моделей социального поведения.
Социально-педагогическая реабилитация молодых инвалидов − это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Он включает в себя:
− социально-педагогическую диагностику, которая заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса молодого инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социальнопедагогических услуг;
−
социально-педагогическое консультирование, которое заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению;
37
−
педагогическую коррекцию, которая направлена на развитие и исправление психических и физических функций молодого инвалида педагогическими методами и средствами. Она осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогомдефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами);
− коррекционное обучение − включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов молодого инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у молодого инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению;
− педагогическое просвещение − просвещение молодых инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с молодыми инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество;
− социально-педагогический патронаж и поддержку − осуществляют в отношении молодых инвалидов и их семей и включают в нее: курирование условий обучения инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психологопедагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении молодых инвалида в общественные организации инвалидов.
Социокультурная реабилитация молодых инвалидов − это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать
38 возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости. Она включают в себя:
− обучение молодого инвалида навыкам проведения отдыха, досуга;
− проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия молодого инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия);
− обеспечение молодых инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении молодых инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление молодым инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью
Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений его жизнедеятельности;
− содействие в обеспечении доступности для молодых инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры;
− разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ
(информационно-образовательных, развивающих, художественнопублицистических, спортивно-развлекательных и т.п.),
39 способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности молодого инвалида.
Социально-бытовая адаптация молодых инвалидов − это обучение их самообслуживанию и мероприятия по обустройству своего жилища в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Социально-бытовая адаптация ориентирована на молодых инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде, она включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации. До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей молодого инвалида к выполнению действий по самообслуживанию. Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает, в первую очередь, проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей:
− способность действовать пальцами;
− способность действовать кистью;
− способность тянуть или толкать предмет;
− способность передвигать предметы;
− способность действовать обеими руками;
− пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; нарезание продуктов, открывание банок и т.д.; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.
Серьезными негативными факторами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации молодых инвалидов, особенно инвалидов с детства, в настоящее время признаются: