Файл: Теоретические и организационнометодические основы бухгалтерского учета кассовых операций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аудитор отслеживает наличие и подлинность подписей должностных лиц, а также отсутствие факта наличия только одной подписи, как списываются на расходы денежные средства без предоставления отчетов по этим операциям, правильности корреспонденции счетов по кассовым операциям.

При планировании аудита кассовых операций в МУП "Буйнакскгортеплосервис" с помощью специально составленного перечня вопросов необходимо определить состояние внутреннего контроля, дать предварительную оценку соблюдения кассовой дисциплины, выявить наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и определить специфические черты ведения учета кассовых операций в данной организации. Такие вопросы подразумевают следующее:

  • Установлена ли сигнализация в кассе?

  • Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу?

  • Заключен ли договор с вневедомственной охраной?

  • Где и у кого хранятся дубликаты ключей?

  • Инкассируется ли данная организация?

  • Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)?

  • Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк?

  • Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров?

  • Имеются ли распоряжения руководителя предприятия (организации) о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных ордерах в качестве главного бухгалтера?

  • Своевременно ли производятся записи в отчете кассира? Каков срок сдачи отчета?

  • Назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы?

  • Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности?

  • В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе?

  • Проводятся ли внезапные проверки кассы?

  • Периодичность плановых инвентаризаций кассы.

  • Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации?

  • Ведется ли на предприятии кассовая книга?

  • Проверяются ли бухгалтером отчеты кассира?

  • Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов?

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому я постаралась опросить каждого из перечисленных ответственных лиц. В результате опроса некоторые ответы не совпадали:

  • кассир не знает, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, у кого хранятся дубликаты ключей от кассы;

  • отсутствие сигнализации в помещении кассы;

  • наличие признаков формального проведения ревизий кассы (одни и те же лица в ревизионной комиссии).


Следовательно, данный участок учета требует сплошной аудиторской проверки.


    1. 3.2 Источники информации для проведения аудита кассы


Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.

Источниками информации для аудита кассовых операций являются следующие документы:

  1. Приходный кассовый ордер. Необходимо проверить:

  • правильность заполнения,

  • отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета

  • наличие подписей руководителя организации. Главного бухгалтера, кассира и лица сдающего денежные средства и ценности;

  • регистрацию в журнале приходных и расходных ордеров.

2. Расходный кассовый ордер. Необходимо проверить:

  • целевое использование наличных денег;

  • наличие двух подписей – руководителя и главного бухгалтера;

  • фактическое получение денег;

  • соответствует ли дата получения денег;

  • отражен ли документ, удостоверяющий личность получателя – паспорт, военный билет.

3. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов. Необходимо проверить:

  • прошнурован ли, пронумерован ли и указано ли количество листов;

  • наличие подписи руководителя;

  • наличие регистрации в момент выписки ордера.

4. Кассовая книга. Необходимо проверить:

  • прошнурована ли, пронумерованы ли листы;

  • наличие подписей и печать организации,

  • присутствуют ли исправления (при наличии исправлений – правильность их осуществления).

Также при аудите кассовых операций необходимо изучить отчеты кассира, журнал регистрации выданных доверенностей, журнал регистрации депонентов, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, выписки банка, чековые книжки, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты, список подотчетных лиц, акты ревизии и инвентаризации.
3.3 Нормативно-методическая и законодательная база аудита кассовых операций


Аудитор в своей работе обязан пользоваться нормативными, законодательными и методическими разработками. При аудите кассовых операций используют следующие нормативные акты и методические рекомендации:

  • Правила аудиторской деятельности в РФ. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от № 74н от 11.04.2018;

  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У;

  • Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год, приложение к письму от 18 января 2022 г. № 07-04-09/2185;

  • Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов», вступившее в силу с 27.04.2020;

  • Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";

  • Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";

  • Федеральный Закон от 03.07.2018 № 290-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»;

  • Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением - приложение к письму Минфина России от 18.11.2021 N 30-01-15/93304;

  • Об утверждении форм документов строгой отчетности. Письмо МФ РФ от 20.04.95 г.№16-00-30-35;

  • Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

  • Указ президента от 22.12.93 г.№2263 "Об аудиторской деятельности в РФ;

  • Временные Постановление Правительства Р.Ф. от 6.05.94 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ";

  • Федеральный закон "О федеральном бюджете от 08.12.2020 N 385-ФЗ".

Аудит не заменяет функции государственного контроля. Это доверительная работа аудитора с руководителем с целью выявления достоверности отчетности и соответствия совершенных хозяйственных операций нормативным актам, действующим на территории РФ. Нормативная и методическая база, как и весь бухгалтерский учет подвижна и постоянно меняется в зависимости от требований.

При проверке первичных документов просматривается соответствие по заполнению реквизитов. Исправления в денежных документах не допускается. Приходные и расходные ордера обязательно подлежат гашению штампами "получено", "погашено" с указанием даты. Все ордера на приход и расход денежных средств фиксируются в журналах регистрации с присуждением номера и отражением краткой характеристики.


Аудитор проверяет тождество аналитического и синтетического учета.

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен её спланировать. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель. Полученные результаты оформляются с помощью таблицы.

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением денег и других ценностей в кассе предприятия. Аудитор с помощью вопросника оценивает состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, определяет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места и планирует основные процедуры.

Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия являются:

  1. отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных инвентаризаций кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей в кассе;

  2. отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;

  3. наличие признаков формального проведения инвентаризаций (участие в комиссии одних и тех же лиц, отсутствие актов по итогам проверки, проведение ревизий на отчетные даты, когда кассир готовиться заранее);

  4. кассовые ордера подписываются другими лицами, на то не уполномоченными;

  5. отсутствие договоров материальной ответственности;

  6. формальная инвентаризация кассы при смене кассира.

Ответственность за ведение кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассиров. Поэтому аудитор опрашивает всех ответственных лиц. Вопросник распечатывается в необходимом количестве. На каждом проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым предполагается беседа.

Результаты опроса ответственных лиц могут быть разными.

Кассир не знает о приказе на проведение внезапных инвентаризаций, руководитель не знает о необходимости заключения договора материальной ответственности. Несовпадение в ответах на поставленные вопросы аудитором также могут свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля. По результатам опроса, аудитор может планировать проверку кассовых операций и намечает состав процедур. Каждая процедура направлена на выявление определенного рода нарушений, нестыковок в первичных документах, аналитическом и синтетическом учете.


Основные нарушения в области кассовых операций:

  1. Прямое хищение денежных средств:

а) ничем незамаскированное;

б) Замаскированное , неоформленными документами и расписками.

  1. Неоприходование и присвоение денежных сумм:

а) из банка;

б) от физических и юридических лиц по приходным ордерам.

  1. Излишнее списание денег в кассе:

а) повторное использование одних и тех же документов;

б) неправильный подсчет итогов.

  1. Списание сумм без оснований по подложным документам.

  2. Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.

  3. Присвоение сумм, законно начисленных другим лицам и предприятиям.

  4. Присвоение депонированной заработной платы.

  5. Присвоение сумм, начисленных другим организациям или физическим лицам.

  6. Расчеты суммами денежных средств, превышающих предельную величину.

  7. Расчеты с населением без применения кассовых аппаратов. Без регистрации кассовых аппаратов в налоговых органах.

  8. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.

На основании составленного плана аудиторской проверки аудитор разрабатывает методы обработки данных. Для ведения цивилизованного аудита необходима законодательная и нормативная база, регулирующая его деятельность. Во-первых, это Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", во-вторых, это аудиторские стандарты и другие основополагающие принципы, и приемы сбора информации, её обработки и составлении аудиторского заключения.

Аудиторская Палата РФ утвердила в 1996 году 31 стандарт аудиторской деятельности. Они объединены в группы. В первую группу входят общие стандарты, во вторую операционные стандарты, в третью стандарты аудиторского заключения.

Аудиторы и аудиторские фирмы в своей деятельности опираются на нормативную и законодательную базы. Законодательные акты регулируют взаимоотношения аудитора с предприятием в порядке заключенного Договора, определения круга вопросов по проверке, отражению результатов проверки в аудиторском заключении.

Аудитор и аудиторские фирмы обязаны:

  • Неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требований законодательства РФ.

  • Немедленно сообщать заказчику: а) о невозможности своего участия в аудиторской проверке; б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи с большим объемом работ;

  • Квалифицированно проводить аудиторскую проверку, оказывать иные аудиторские услуги;

  • Обеспечить сохранность документов, привлекаемых для участия в проверке, не разглашать тайну их содержания без согласия заказчика.