Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зарубежные ученые выделили три подхода, которые служат объяснением явления выгорания: индивидуальный подход, интерперсональный подход и организационный подход.

В организационном подходе самым важным фактором для объяснения и понимания явления выгорания является рабочая среда, поэтому оно рассматривается как неэффективное рабочее поведение, которое влияет на человека и на рабочую обстановку в коллективе в целом [55].

Интерперсональный подход выдвигает на первый план эмоциональные нарушения, которые возникают из-за очень частого общения с другими людьми. В связи с этим причиной выгорания выступают напряженные отношения профессионала и партнёра по общению, особенности восприятия специалистом своей компетентности в общении и эффективности в межличностном взаимодействии, а также механизмы социального восприятия.

Индивидуальный подход акцентирует внимание на симптомах людей, которые испытывают выгорание. Оно является состоянием, включающим в себя целый ряд взаимосвязанных признаков, основным из них является истощение. В таком случае несоответствие между намерениями специалиста и реальностью является основной причиной выгорания. Данная причина может вызвать истощение личностных ресурсов, и как следствие стресс, а также в таком состоянии человек может применить неверные способы по его преодолению.

При долгом воздействии выгорания развивается сильный стресс с такими симптомами, как: ослабление иммунитета, невроз, язва пищеварительного тракта, сердечно-сосудистые нарушения, безразличие и отвращение ко всему на свете, беспричинные обиды на окружающих, на судьбу. Человек в таком состоянии воспринимает работу как рутину, а жизнь для него не имеет смысла. Люди, с которыми он работает вызывают у него неприязнь.

В России в последние годы ученые стали часто поднимать вопрос о профессиональном стрессе и о синдроме профессионального выгорания работников.

Учёные провели множество исследований, результаты которых свидетельствуют о том, что самое значимое место в синдроме выгорания занимают эмоционально затрудненные или напряженные отношения в сфере социальных профессий.

Люди, которые слишком ответственно относятся к своей работе и работают с контингентом, имеющим физические и психические отклонения здоровья, наиболее подвержены данному явлению. Работая в сфере «помогающих» профессий, они должны быть доброжелательны по отношению к партнёру по общению даже, если последний им грубит. Данная ситуация мешает специалистам социальной сферы деятельности показывать свои настоящие чувства и эмоции.


Сотрудники, которые полностью погружены в свою работу и делают даже больше, чем от них требуется тоже подвержены выгоранию. Для организации такое погружение сотрудника в работу приносит большую пользу, но для самого человека такая напряжённая работа очень плохо может отразиться на его состоянии здоровья и на его различных социальных отношениях, в том числе и семейных отношениях. Такая ситуация вызывает чувство неудовлетворенности собой.

Если сотрудник работает в организации, которая имеет низкую репутацию в обществе, то в такой организации у него может возникнуть ощущение, что его не ценят на работе[55].

Синдром выгорания больше всего заметен в тех случаях, когда общение происходит на эмоционально повышенном уровне. Также шанс возникновения данного явления повышается при увеличении частоты и продолжительности общения, которое вызывает раздражение. Следовательно, выгорание имеет прямо прапорциональную связь с количеством и качеством общения, которые сотрудник имел со своими партнёрами по общению.

На данный момент ученые выделили несколько моделей, которые позволяют описать эмоционального выгорания [58].

Однофакторная модель эмоционального выгорания, представителями которой являются, такие ученые, как Пайнс, Аронсон. Они считают, что данное явление является состоянием всеобщего истощения, которое вызвано долгим нахождением человека в эмоционально перегруженной ситуации. Такое определение можно рассматривать как синоним такого понятия, как синдром хронической усталости. Главной причиной выгорания в данной модели выступает эмоциональное истощение, а нарушения поведения являются следствием [58].

Двухфакторная модель, представителями которой являются такие учёные, как Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма. Они считают, что синдром эмоционального выгорания состоит из двух компонентов: эмоциональное истощение и личностная отстранённость. Первый компонент включает в себя такие жалобы, как эмоциональное истощение, нервное напряжение и плохое состояние здоровья. Второй компонент включает в себя изменения отношения к себе, а также к тем людям, с которыми часто и много приходится общаться.

Самой распространенной является трехкомпонентная модель синдрома выгорания, авторами которой являются американские исследователи К. Маслач и С. Джексон. По их мнению данное явление содержит в себе три составляющих: эмоциональное истощение, личностная отстранённость и редукция личных достижений [58].



Эмоциональное истощение является главной составляющей профессионального выгорания. Оно выражается в низком эмоциональном фоне, эмоциональном перенасыщении и равнодушии.

Личностная отстранённость выражается в изменении отношений с другими людьми. Это может быть выражено, как в повышенной зависимости от других людей, так и в повышении негативных эмоций, пренебрежении чувствами других людей.

Редукция личных достижений может выражаться в негативной оценке, своих профессиональных достижений и успехов, а также в негативной оценке своих служебных достоинств, возможностей или себя как профессионала, в ограничении своих обязанностей и возможностей по отношению к другим людям.

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают его как динамический процесс, который развивается во времени и имеет свои фазы или стадии. Эти модели рассматривают скорость развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, из-за которого возникают негативные установки по отношению ко всем людям, с которыми связана профессиональная деятельность. Специалист, подверженный выгоранию, для преодоления истощения стремится держать эмоциональную дистанцию в отношениях с людьми, с которыми он работает. Также идёт развитие негативной установки по отношению к собственным профессиональным достижениям.

К процессуальным моделям эмоционального выгорания относится динамическая модель, авторами которой являются Б. Перлман и Е. А. Хартман. Эта модель состоит из четырех стадий эмоционального выгорания.

Первая стадия - это напряженность. Она возникает из-за дополнительных усилий по привыканию к новым рабочим требованиям. Такое состояние вызывают две ситуации. Первая ситуация: когда умения и навыки специалиста недостаточны для соответствия профессиональным требованиям. Вторая ситуация: когда работа не соответствует потребностям, ожиданиями ценностям специалиста. Эти ситуации противоречат между специалистом и его рабочим окружением, в связи с чем начинается процесс эмоционального выгорания.

Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Динамика развития эмоционального выгорания от первой стадии ко второй зависит от личностных ресурсов и от статуса, который специалист занимает в данной сфере деятельности.


Третья стадия сопровождается тремя классами реакций: поведенческие, физиологические и эмоционально-познавательные, которые проявляются в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия раскрывает данное явление как переживание хронического психологического стресса. В связи с тем, что выгорание является негативным последствием психологического стресса, оно выражается как эмоциональное и физическое истощение, как переживание физического или психологического дискомфорта и субъективного неблагополучия.

Исследуя синдром эмоционального выгорания, М. Буриш выделил ряд фаз[13]:

  1. Предупреждающая фаза выражается в отказе от потребностей, не связанных с работой, в чрезмерной активности; в ограничении общения, в бессоннице, в угрозе несчастных случаев и в чувстве усталости.

  1. Следующая фаза выражается в снижении уровня собственного участия в коллективе, в котором работаешь, в отсутствии положительного восприятия коллег; в усилении контроля и надзора, вместо помощи; в перекладывании вины на других людей за собственные неудачи; в негуманном подходе к людям, в отсутствии желания выполнять свои профессиональные обязанности; в создании дополнительных перерывов в работе; в опозданиях на работу и уходе с неё раньше времени; концентрация на материальном благополучии при неудовлетворенности работой; в отсутствии жизненного идеала; в акценте на собственных потребностях; в зависти.

  1. Эмоциональные реакции являются третей фазой, которая имеет следующие проявления: депрессия и агрессия. Депрессия имеет следующие симптомы: снижение самооценки; беспочвенные страхи; чувство вины; апатия и частые смены настроения. Агрессия выражается в следующих симптомах: обвинение других, игнорирование своих неудач; подозрительность, конфликты с окружающими людьми; отсутствие способности к компромиссу.

  1. Фаза деструктивного поведения выражается в следующих симптомах: отсутствие способности выполнить сложные задания; однотипность мышления; низкая концентрации внимания; отсутствие воображения; низкая эффективность деятельности; отсутствие инициативы и выполнение заданий только по инструкции; безразличие к жизни других людей или, наоборот, очень сильная привязанность к конкретному человеку; отказ от хобби, скука, одиночество.

  1. Психосоматические реакции могут проявляться в таких симптомах, как снижение иммунитета; неспособность к отдыху в свободное время; сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; бессонница; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; боли в позвоночнике; расстройства пищеварения.

  2. Заключительная фаза характеризуется следующими симптомами такими, как чувство беспомощности и бессмысленности жизни; отчаяние, связанное с отсутствием смысла жизни; разочарование и отрицательная жизненная установка.


Эмоциональное выгорание (по Дж. Гринбергу) представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс [16, 55, 15, 21].

Первая стадия данного процесса имеет название «медовый месяц». Вначале своей профессиональной деятельности работник удовлетворён работой и заданиями, к которым он относится с воодушевлением, но по мере увеличения рабочего стажа, также увеличивается и количество стрессов на работе, что приводит к уменьшению удовлетворения от работы и снижается энергичность работника [16].

Вторая стадия называется «недостаток топлива». Во время этой стадии проявляются такие симптомы, как апатия, усталость, также могут возникнуть проблемы со сном. Если работника дополнительно не стимулировать, он теряет заинтересованность в своем труде, и работа в данной организации теряет для него свою привлекательность, что может снизить продуктивность его профессиональной деятельности. Также возможны нарушения трудовой дисциплины, которые выражаются в отказе от своих профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать «гореть», подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

В третьей стадии уже прослеживаются хронические симптомы. Продолжительная работа без перерыва на отдых может вызвать такие физические проявления, как подверженность заболеваниям и измождение, а также появляется чувство раздражительности, усиливается чувство подавленности и злобы.

Четвертая стадия представляет собой кризисное состояние. В рамках данной стадии обостряются хронические заболевания, которые частично или полностью влияют на работоспособность человека. При этом он переживает неудовлетворенность собственной эффективностью и качеством своей жизни [16, 55, 15, 21].

Пятая стадия эмоционального выгорания - это, так называемое, «пробивание стены». Психологические и физические проблемы обостряются, тем самым могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека, вследствие чего у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой [21].

Профессиональное выгорание представляет собой негативный вид стресса. Оно появляется в результате того, что человек не выплескивает накопившиеся отрицательные эмоции, а держит их внутри себя [55, 52].

У каждого человека эмоциональное выгорание развивается индивидуально. Это зависит от условий протекания профессиональной деятельности человека и его развития эмоционально-мотивационной сферы [55].