Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Рисунок 1.1 Признаки синдрома профессионального выгорания
Эмоциональное выгорание зачастую подменяют термином профессиональное выгорания, на сегодняшний день существует множество определений синдрома выгорания. Так, например, Н. Е. Водопьянова дает следующее определение: «Синдром профессионального выгорания - совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии), личных достижений и субъектов делового общения. [14].
По мнению К. Маслач: «Профессиональное выгорание - психологический синдром истощения, цинизма, профессиональной неэффективности, вызванный длительной ответной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессовые факторы в профессиональной среде [60],
Созвучную трактовку дает В. В. Бойко: «Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [4].
В феномене профессионального выгорании выделяют три аспекта [52].
Первый - снижение самооценки проявляется в апатии и чувстве беспомощности что-либо изменить. Это состояние в дальнейшем переходит в отчаяние и агрессию.
Второй - одиночество выражается в неумении контактировать с людьми.
Третий - эмоциональное истощение характеризуется такими симптомами, как апатия и депрессия, усталость, сопровождающие эмоциональное выгорание, которое впоследствии приводят к серьезным заболеваниям-мигрени, повышенному артериальному давлению, гастриту и многим другим.
Обобщая, все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что между стрессом и синдромом выгорания существует связь. Она выражается в том, что хронический стресс является причиной синдрома выгорания, а последний является последствием хронического стресса.
ГЛАВА II. СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАНОГО ВЫГОРАНИЯ у учителей общеобразовательных школ И СПОСОБЫ его преодоления
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
По мнению ученых, существует определённые категории сотрудников, наиболее подверженных профессиональному выгоранию, их можно объединить, в так называемые, «группы риска».
Данному явлению наиболее подвержены [57, 9]:
- Специалисты, которым в процессе своей работы приходится много и часто общаться с различными людьми. К таким специалистам относятся учителя, медицинские и социальные работники, консультанты, руководители, менеджеры по продажам, полицейские и многие другие. Быстрее всего «выгорают» специалисты, которые сосредоточены на себе, замкнуты, испытывают сложности в общении с окружающими, а также те, у которых возникает внутриличностный конфликт между индивидуально-психологическими особенностями и профессиональными требованиями социальных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Такие люди держат негативные эмоции в себе, что приводит к выгоранию.
- Работники, которые чувствуют внутреннее противоречие, связанное с работой. К этой группе относятся женщины, испытывающие давление, потому что они должны показывать свой высокий профессиональный уровень знаний, для того чтобы конкурировать с мужчинами в данной профессиональной деятельности.
- Специалисты, испытывающие постоянный страх потерять работу. К данной категории относят людей среднего возраста, которые могут лишиться работы из-за не приемлемых вероятность условий труда. Для них поиск новой работы затруднителен из-за возраста.
- Специалисты, которые попадают в незнакомую рабочую обстановку, где им необходимо показать свой высокий профессиональный уровень знаний, в связи с этим они испытывают хронический стресс.
- Жители больших городов, которые живут в условиях взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
- Специалисты высокого должностного статуса (директор, завучи) в связи с большой ответственностью за принятие решений и за школу в целом, волнение за свой авторитет и имидж, за необходимость разрешать производственные конфликты.
- Люди с преобладанием экстернального (внешнего) локуса контроля, потому что считаю собственные успехи случайными обстоятельствами, а неудачи объясняют отсутствием волевых или интеллектуальных ресурсов у себя.
- Работники с преобладанием мотива избегания неудачи, так как эти люди живут в условиях хронического стресса, из-за заниженной самооценки, которая влечёт за собой страх испытать неудачу.
- Перфекционисты - люди с завышенными требованиями к себе. В их представлении учитель - это эталон профессионализма и совершенства (в школе, дома и в отпуске).
Учителя этой категории считают свой труд наивысшем предназначением, из-за чего у них стирается грань между работой и личной жизнью. Они постоянно считают себя учителем, везде стремятся выглядеть и делать всё идеально. Такие люди имеют завышенное самомнение, считают, что заслуживают большего и лучшего. Такие учителя никогда не останавливаются на достигнутом. Коллеги ценят их как квалифицированных специалистов, но устают от их «идеальности».
С меньшим риском для здоровья синдром профессионального выгорания переживают люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Также профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Важной отличительной чертой таких людей является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности в отношении самих себя,в отношении других людей и жизни вообще [58].
Синдром профессионального выгорания у учителей имеет три главных симптома такие, как эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений (подробное описание каждой дано в главе 2) [41].
Структура синдрома эмоционального выгорания (по В. В. Бойко) [47, 3, 45]:
-
Нервное (тревожное) напряжение включает в себя такие симптомы, как неудовлетворённость собой, чувство загнанности в клетку, депрессия и тревога. У человека, который находится на первой стадии выгорания, замечают умеренные, непродолжительные симптомы этого явления. Первая стадия выгорания протекает в лёгкой форме и выражаются в заботе о себе и отдыхе от работы. -
Резистенция (сопротивление) включает: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (черствость, неучтивость, равнодушие к коллегам, клиентам), эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций (общение с родственниками, знакомыми), упрощение профессиональных обязанностей. На второй стадии симптомы появляются чаще, носят длительный характер и сложнее корректируются. -
Истощение включает в себя такие симптомы, как эмоциональный дефицит и отстранённость, а также личностная отстранённость (деперсонализация) и психосоматические нарушения. Эти симптомы - хронические. Способы заботы о себе и психологическая помощь не приносят положительного эффекта.
Далее рассмотрим одну из профессий, наиболее подвергавшуюся профессиональному выгоранию - учитель.
Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Особенно часто синдром выгорания развивается у учителей [26, 56].
Особенности педагогической работы заключаются в том, что в данной профессии приходится много общаться, что требует от учителя большого личностного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять собственным эмоциональным состоянием [26, 56].
Ключевая роль в возникновении синдрома выгорания принадлежит затрудненным взаимоотношениям в системе «человек-человек» [20].
Началом выгорания служат проблемы личности в эмоционально-нравственной сферы, которые вызываются тревожностью в сфере эмоций и в сфере общения. Из-за такой тревожности начинается эмоциональное истощение личности. Сначала выгорание затрагивает эмоций, далее это явление затрагивает познавательные процессы и, в конечном итоге, это отражается и в поведении [26, 56].
Также началом возникновения выгорания является постоянная тревожная эмоциональная атмосфера в профессиональной деятельности учителей .
На начало выгорания больше влияют индивидуальные особенности определенного человека, чем внешние факторы [5, 6].
У учителей прослеживаются несколько стадий синдрома профессионального выгорания:
На первой стадии у учителей возникают некоторые сбои в сфере произвольного поведения. Это выражается в забывании таких моментов, например, как задавался ли ученику планируемый вопрос и т. д.). В связи со страхом допустить ошибку, учитель вынужден испытывать постоянную нервно-психическую напряженность. Данная стадия формируется в среднем от трёх до пяти лет.
На второй стадии возникают такие симптомы, как заниженный интерес к работе, отсутствие потребности в общении даже дома и с друзьями, «неделя длится вечно», усиливается апатия, возникают физические симптомы такие, как головная боль, увеличение простудных заболеваний, отсутствие сил, появляется сильная раздражительность. Время формирования этой стадии составляет от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия представляет собой личностное выгорание. Для нее характерна эмоциональное безразличие, выражающееся в полной потери интереса к работе, в нежелании общаться с людьми и потере всех жизненных сил. Даная стадия формируется в среднем 10-20 лет.
Существует связь между стажем работы учителя и синдромом профессионального выгорания.
Выделяются три группы учителей: со стажем от 0 до 5 лет, от 15 до 20 лет и больше 20 лет [51].
Учителя со стажем 0-5 лет. Возраст таких учителей от 23 до 29 лет. Причиной выгорания при таком стаже работы является внутриличностный конфликт между профессиональными ожиданиями и реальной действительностью [51].
Самая устойчивая группа учителей к синдрому выгоранию имеет стаж работы 15-20 лет. Возраст таких учителей от 35 до 41 года. Для этого возрастного диапазона характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем её проявлениям.
У учителей со стажем работы более 20 лет, возраст которых от 40 до 53 лет. У этой группы все фазы выгорания усиливаются. Это объясняется кризисом идентичности личности, который выражается вопросом: «А зачем всё это? Зачем я работаю, зачем живу?» При условии успешного решения жизненных задач, в дальнейшем человек переживает новый подъем творческих сил.
Ученые выделили следующие группы симптомов профессионального выгорания у учителей [32,31, 40, 34]:
-
Физические симптомы такие, как утомление, повышенное давление, усталость, сердечные болезни, бессонница, и т. д. -
Эмоциональные симптомы такие, как тревога, безразличие, безнадежность, беспомощность, раздражительность, пессимизм, цинизм и черствость, агрессия, потеря идеалов, надежд в профессии депрессия, преобладание переживания одиночества и другие. -
Поведенческие симптомы такие, как безразличие к еде, работа до 45 часов в неделю, увеличение употребления табака, алкоголя, лекарств, отказ от физической нагрузки, и т. п. -
Интеллектуальные симптомы такие, как увеличение скуки, тоски, апатии, уменьшение интереса к новым идеям в работе, безразличие к новшествам, нововведениям, потеря творчества и другие. -
Социальные симптомы такие, как утрата интереса к хобби, малая социальная активность; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег; ощущение изоляции, непонимание других; и т. п.
Все факторы, способствующие синдрому профессиональному выгоранию учителей, можно разделить на две большие группы: объективные (внешние, организационные) и субъективные (внутренние, индивидуальные) [49, 12, 39].