Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Ресурсные направления профилактики [33]:
-
Овладения навыками самостоятельной регуляцииэмоционального состояния. -
Самоанализ когнитивных установок, развитие позитивного мышления. -
Усовершенствование моделей конструктивного поведения. -
Расширение коммуникативного потенциала личности. -
Усиление ценностей и смыслов в профессиональной и личностной сферах.
Далее рассмотрим программу психологической профилактики синдрома профессионального выгорания. Она состоит из трех блоков: теоретического, диагностического и прикладного. Данная программа представлена в таблице 2.1 [5, 6].
Таблица 2.1
Основные направления программы психологической профилактики синдрома профессионального выгорания
Блоки | Цель | Примечание |
Теоретический | Формирование знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению. Повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания | Просвещение в различных формах: семинары, тематические папки, короткая, интересная информация в «Уголке психолога», беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций |
Диагностический | Выявление группы риска. Отслеживание результатов профилактической деятельности | |
Прикладной | Проведение превентивных тренингов, ориентированных на предупреждение синдрома выгорания. Формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости | Направления работы: индивидуальные консультации по результатам диагностики; индивидуальное консультирование; тренинг профилактики профессионального выгорания; реабилитационная помощь «выгоревшим» специалистам (консультирование, тренинги) |
Психологическая профилактика выгорания учителей основана на различных психологических технологиях. Они представляют собой множество приемов, техник взаимодействия, способов и упражнений, направленных на развитие индивидуальности человека. Главная особенность психотехнологий заключается в том, что они призваны раскрывать индивидуальность людей и реализовывать их потенциал, который позволит улучшить взаимопонимание всех представителей профессионально-образовательного процесса. К ним можно отнести имитационные и ролевые игры, различны тренинги развития и изменения личности, групповые обсуждения, консультирование, психологическое восстановление, психокоррекция, личностно ориентированная терапия и другие [62].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка проблематики профессионального выгорания в результате стрессов представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Под синдромом эмоционального выгорания в курсовой работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность педагогов отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность педагога характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности педагогов обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях в зависимости от стажа работы.
Предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у педагогов в процессе выполнения профессиональной деятельности: консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка
, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе «человек-человек». В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аникеева Н.П. «Психологический климат в коллективе». М.: Просвещение, 1989 г. -
Антошина Ю.А. и Холодная Е.В.Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации здоровья педагогов. /Дошкольная педагогика. 2010 г., том 58, № 1. -
Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А.Учебное пособие Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. 2012 г. -
Белоногова Е.Профессиональное выгорание / Здоровье детей. 2008 г. № 4. -
Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других». М., 1996. -
Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. 1999. -
Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. 2011 г. -
Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-ое издание, дополненное и переработанное, 2008 г. -
Волобаев В.М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция. 2011 г. -
Глозман Ж. М. Личность и общение. Учебное пособие.. 2009 г. -
Горянина В.А. Психология общения.Учебное пособие. 2009 г. -
Грабе М. Психологический практикум «Синдром выгорания - болезнь нашего времени». 2008 г. -
Дж. Гринберг. Управление стрессом.». 7-е издание, 2002 г. -
Даукша Л М. и Чекель Л. В. Учебно-методический комплекс «Педагогическая психология». -
Евдокимов В. И., Губин А. И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания у врачей, и его профилактика. /Вестник психологии. 2008 г., № 5. -
Емельянова M.H. Как предотвратить стагнацию и эмоциональное выгорание педагогов/ Журнал «Народное образование». 2013 г. № 6. -
Иванникова Н. Н. Синдром менеджера или профилактика профессионального выгорания. 2008 г. -
Калинаускас И. Lift. Поднимите внутреннюю энергию на максимально возможный уровень. -
Карпов А.В. и Конева Е. В. Учебник для вузов «Психология труда». 2005 г. -
Котова Е. В. Учебное пособие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». -
Крылова Т.А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. 2011 г. -
Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоциональное выгорание. Учебное пособие. 2012 г. -
Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004 г. -
Куприянов Р.В. и Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса. Практикум. 2012 г. -
Кустелева А.Н.Смысложизненные ориентации учителей с несформированным уровнем эмоционального выгорания/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)». 2007 г. -
Ласовская Т.Ю. и Ильина С.А. Учебно-методическое пособие «Профессиональное выгорание». 2004 г. -
Логинова А.В. Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. /Молодой ученый. 2015 г. № 11. -
Лужецкая А.М.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий в системы «человек-человек. / Сибирский психологический журнал. 2005 г. № 21. -
Малярчук Н.Н. Факторы и культура здоровья педагогов./Народное образование. 2013 г. № 6. -
Макарова Г.А.Синдром эмоционального выгорания./ Психотерапия. 2003 г. № 11. -
Меркулова Н.Н.Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «помогающих» профессий./ Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2011 г., том 104, № 12. -
Немов Р. С. Психология. Учебник. 2005 г. -
Нижегородова Л.А. Профилактика стрессовых состояний у педагогов образовательных учреждений./ Народное образование. 2015 г. № 4. -
Никишина В. Б. и Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы. Учебное пособие для вузов. 2004 г. -
Осухова Н., Кожевникова В.Профилактика профессионального выгорания./ Школьный психолог. 2006 г. № 16. -
Пальчевская Е.С., Куимова М.В.О профилактике эмоционального выгорания./ Молодой ученый. 2015 г. № 9. -
Панфёров В. Н. Психология человека.Учебное пособие. 2-е издание, 2002 г. -
Петрова С.С.Синдром профессионального выгорания будущих педагогов./ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015 г. № 43. -
Петрова Е. Э. и Дегтярева Л. И. Профилактика и коррекция профессионально-эмоционального выгорания педагогов. Методическое пособие директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. 2009 г. -
Похомова И. Ю. и Михалец И. В. Учебно-методическое пособие Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. 2013 г. -
Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. 2008 г. -
Семиздралова О.А. Профилактика эмоционального выгорания учителя. Учебное пособие. 2009 г. -
Сергеева Л.С. Синдром профессионального выгорания. Учебное пособие. 2006 г. -
Сердюк В.Менеджмент стресса на рабочем месте./ Кадры предприятия. 2004 г. № 5. -
Скугоревская М. М., Игумнов С. А. и Склема В. Н.Синдром эмоционального выгорания и основные этапы его развития/ Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике). 2007 г. -
Сухов А.Н. Социальная психология. Учебное пособие. 3-е издание, 2006 г. -
Феофанов В. Н. Синдром выгорания и педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2011 г. -
Черникова Т.В. и Болучевская В.В. «Психология эмоционального выгорания». 2012 г. -
Чутко Л.С. и Козина Н. В. «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты». 2-ое издание, 2014 г. -
Шингаев С.М. Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов. Учебно-методическое пособие. 2009 г. -
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Учебное пособие - СПб.: Питер, 2006 г. -
Янковская Н.Эмоциональное выгорания учителя/ Народное образование. 2009 г. № 2. -
Янковская Н. Как не сгореть на работе или об эмоциональном выгорании педагогов/ Народное образование. 2009 г. № 8. -
Ясько Б.А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса/ Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2013 г. Т. 123. № 3.
Интернет-ресурсы:
-
Синдром профессионального выгорания. [Электронный ресурс]. URL: http://bbcont.ru/business/sindrom-professionalnogo-vygoraniya.html (дата обращения: 18.09.2017). -
Вольская А.Профессиональное выгорание на работе - как распознать и что делать? [Электронный ресурс]. URL: http://digitalsubstation.ru/blog/2016/02/10/professionalnoe-vygoranie-na-rabote-kak-raspoznat-i-chto-delat/ (дата обращения: 18.09.2017). -
Гордеева А. Н.Профессиональное выгорание: реальность или миф. [Электронный ресурс]. URL: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp7/konf3/Gordeeva.pdf (дата обращения: 18.09.2017). -
Профилактика профессионального стресса.[Электронный ресурс]. URL:http://fin-rb.ru/stati/psihologiya/profilaktika_professionalnogo_stressa/#3 (дата обращения: 18.09.2017). -
Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.7ya.ru/article/Sindrom-professionalnogo-vygoraniya/(дата обращения: 18.09.2016). -
Сидоров П. И.Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]. URL:http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/46561/ (дата обращения: 18.09.2017). -
Субботин Г. и Плужникова Н. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагога. Авторы: [Электронный ресурс]. -
Стресс. Типы стресса. Рекомендации по выходу из стресса».[Электронный ресурс]. URL: http://skola.ogreland.lv/ritorika/text/rit77.htm(дата обращения: 18.09.2017). -
http://www.b17.ru/article/3458/(дата обращения: 18.09.2017).