Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Существует целый ряд проявлений выгорания, которые могут быть объединены в три типа поведения:
-
«Уплощение», «притухание» эмоций характеризуется изменением восприятия чувств и переживаний. Ослабевают чувства к дорогим и близким людям. Даже любимая пища становится грубой и пресной. -
Возникновение конфликтов с клиентами. Они имеют своё развитие. Сперва это скрытые конфликты, которые заключаются в том, что профессионал, начавший «выгорать», с пренебрежением рассказывает о своих клиентах в кругу своих коллег. Затем у него появляется чувство неприязни к ним, которое он пытается сдерживать, появляется раздражение, вследствие чего происходит «взрыв» отрицательных эмоций, жертвой, которого становится человек, ожидавший от него помощи, а не оскорблений. -
Третий тип поведения является самым опасным для общества. Такой тип поведения имеет такие проявления, как потеря представлений о ценностях жизни. Такие люди могут сохранять чрезмерную самоуверенность в поведении и респектабельность, но они испытывают безразличие ко всему окружающему их миру.
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающих его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [15, 16].
Рабочий стресс является предметом изучения многих наук: от физиологиии медицины до психологии, социологии и политики. При изучении рабочего стресса необходимо учитывать влияние физиологических и психологических механизмов на его развитие. Также на этот вид стресса оказывает влияние социальный фактор, это обусловлено тем, что человек взаимодействует с коллективом, в которым работает. Такое взаимодействие может изменить последствия рабочих стрессов. Все науки призваны решить общую задачу, которая заключается в нахождении наилучшего состояния в процессе труда, которое поддержит его высокую эффективность, но не вызовет отрицательных последствий в результате долгой рабочей перегрузки.
Сейчас вопрос урегулирования стрессов на работе является самым значимым, в связи с частыми изменениями социально-экономической и политической ситуациями, увеличиваются информационные и нервно-психические нагрузки, возникает расширение ассортимента, освоение новых видов производства (диверсификация), увеличивается количество конкурентов, которые борются за рынки сбыта [15, 16].
Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью, используются различные понятия: «рабочий стресс», «профессиональный стресс», «организационный стресс» [16, 36, 15, 58].
Эти понятия являются близкими, но не синонимичными. Их следует использовать в соответствии с тем, какие именно факторы выходят на передний план [15, 16].
Рассмотрим каждый вид стресса подробнее.
Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, - условий труда, места работы [16, 36, 15, 58].В их числе:
-
Ненадежность работы. В связи с объединением маленьких компаний в одну большую и более развитую, в связи с сокращением рабочих мест, стремление удержаться на своей должности - все эти обстоятельства могут привести к возникновению стресса. -
Чрезмерно высокие требования к исполнению рабочего задания. В связи с объединением компаний происходит беспричинное и нездоровое давление на работника, из-за увеличения объема работ и ускорения его выполнения, а также из-за увеличения продолжительности рабочего дня при сохранении той же заработной платы, которая была до изменения условий работы - такие изменения тоже могут привести к всеобщему истощению работника. -
Экспансия новейших технологий, то есть компьютеризация предприятия, внедрение новейших и усовершенствующих средств связи, поэтому руководство предприятием ожидает от работников ускорения и повышения эффективности рабочих процессов, что усиливает давление на работников, которое, в свою очередь, может вызвать у них стресс. -
Культура рабочего места. Если такие аспекты культуры рабочего места, как соблюдение иерархии, строгость в одежде, характер взаимоотношения с руководством и коллегами по службе, характер общения и специфическое рабочее окружение часто будут меняться тоже может возникнуть стресс, для преодоления которого работник должен быстро привыкнуть к различным изменившимся аспектам культуры рабочего места, описанным выше. -
Личные и семейные проблемы. Профессионал не должен смешивать личную жизнь и работу, потому что это может привести к снижению уровня ответственности за порученное ему дело.
Самым серьезным последствием рабочего стресса является моральная травма на рабочем месте - разрушение самооценки работников, подрыв их веры в свои способности как результат предвзятого отношения на работе, несправедливого увольнения, дискриминации или ощущения сотрудником неспособности к достижению ожидаемых показателей [7].
Профессиональный стресс влечет отрицательные эмоции работника и приводит к снижению его профессиональной продуктивности. Он возникает из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности. К ним относятся[58, 30]:
-
Общеорганизационные проблемы (нет четкого разделения обязанностей между сотрудниками компании; плохая внутрифирменная коммуникация). -
Неопределенность положения человека в компании (расширение или сокращение отдела, вызванное изменением видения руководителя; абстрактные прогнозы, обещания руководства). -
Недостаточные и неправильно подобранные люди на конкретные рабочие места. -
Сверхурочные, неудобные часы работы. -
Карьера, перспективы служебного продвижения. -
Зарплата. -
Личность руководителя (жесткий стиль руководства; взаимоотношения руководителя со своими подчиненными по типу «родитель-ребенок»; манипулирование; личные особенности руководителя).
Организационный стресс возникает из-за отрицательного влияния на специалиста особенностей организации, в которой он работает [36, 58,30].Главной причиной данного вида стресса является внутриличностный конфликт между требованиями со стороны организации и ожиданиями и реальными возможностями работника.
Негативные последствия организационных стрессов бывают самыми разнообразными: текучесть кадров, увеличение конфликтности в коллективе, снижение трудовой мотивации и волевого контроля, снижение производительности, переживания депрессии и переутомления, переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью увеличение числа несчастных случаев на производстве, и т. д.
Существует множество факторов, способствующих развитию стрессов на работе. Основные из них представлены в таблице 1.1 [30].
Таблица 1.1
Факторы, способствующие развитию стрессов на работе
Факторы, способствующие развитию рабочего стресса | Факторы, способствующие развитию профессионального стресса | Факторы, способствующие развитию организационного стресса |
Микроклимат рабочего помещения; неудобный график работы, сверхурочные; однообразная работа; недостаточная загруженность работника; безопасность труда; организация индивидуального рабочего места | Понимание целей деятельности (противоречивость/ реальность); ролевой статус (конфликт ролей и ролевая неопределенность);психологический климат в коллективе (межличностные конфликты, взаимоотношения с коллегами, клиентами); социальная ответственность; профессиональный опыт, уровень знаний; возможность проявления творческих способностей | Организационные изменения; управление организацией (стиль управления);кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);специализация и разделение труда (необходимость работы в группе или индивидуально);нарушение субординации, неправильное построение иерархии; не отлаженность информационных потоков |
Для быстрого преодоления стресса необходимо знать индивидуальные реакции людей на него.
По способам реагирования на стресс людей можно разделить на три категории:
-
«Стресс кролика» - у людей возникает пассивная реакция на стресс. При этом они способны только на короткое время активизировать свои немногочисленные силы. При такой реакции людей на стресс они становятся ленивыми и бездействующими, испытывают усталость, жалость к себе, смирение, тревогу. Девиз таких людей: «Быть как все». Последствием такой реакции является быстро развивающаяся депрессия. -
«Стресс льва» - люди бурно и энергично реагируют на стресс. Проявляя такую реакцию, люди испытывают злость на себя и на других, агрессию, вспыльчивость, гнев, страх неудачи, страх потери контроля, страх совершить ошибку, напряжение. Любая мелочь выводит из себя. Девизы таких людей: «Все вокруг виноваты» - роль жертвы или «Я буду не я, если не справлюсь» - роль героя. Последствия такой реакции заключаются в частых конфликтах и болезнях. -
«Стресс вола» - люди могут долго работать на пределе своих возможностей и проявляют трудолюбие, но при этом чувствуют ощущение тяжести и не испытывают никаких чувств. Девиз таких людей: «Надо, так надо! Буду терпеть!» Последствием такой реакции является длительная депрессия, из которой трудно выйти.
Если представить различные возрастные кризисы человека в виде стресса, то можно обнаружить определенную связь между ними и синдромом профессионального выгорания.
Кризис профессионального самоопределения наступает в среднем 20-23 года, потому что человек начинает работать в организации. Его ритм жизни резко меняется, ему необходимо быстро привыкнуть к требованиям работодателя и коллективу, в котором он будет работать, а также получить практические навыки. При таком ускоренном ритме жизни у молодого специалиста могут возникнуть такие страхи: «а вдруг не получится?», «а если не справлюсь?». Эти страхи являются признаками синдрома профессионального выгорания, которое может повлечь за собой сомнения в правильности выбранной профессии. В такой ситуации начинающему специалисту нужен помощник, который будет его обучать навыкам работы и поддерживать психологически [55].
Кризис смысла жизни наступает около 30 лет. В этом возрасте человек уже достиг каких-либо успехов, реализовал цели, которые были поставлены ранее. И на пике такого успеха вдруг возникает вопрос: «а к тем ли целям я стремился?» Синдром профессионального выгорания,
развивающийся изданного кризиса, имеет такие симптомы, как отчуждение от коллег и снижение деловой активности. В такой ситуации человек может начать употреблять алкоголь, нарушать трудовую дисциплину, уклоняться от своих профессиональных обязанностей [55].
Кризис среднего возраста наступает в среднем в 40-45 лет. В этом возрасте синдром профессионального выгорания может возникнуть из-за страха потерять работу. Данный кризис особенно тяжело переживают мужчины, которые занимают высокий управленческий пост. Достигнув того, к чему стремились, они не знают, что дальше делать. Стабильная ситуация в компании вызывает у них скуку, выступающую как препятствие, мешающая им проявить себя.
Кризис зрелости наступает в 55-65 лет и характеризуется как период очевидного упадка физических и умственных функций. Вместе с тем эти годы жизни сензитивны для наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от рутинных занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Если человек не достиг авторитета в обществе, в частности в своей профессиональной деятельности, то на этой почве может развиться синдром профессионального выгорания [55].
Затянувшаяся стрессовая ситуация неизбежно приводит к феномену эмоционального выгорания, ключевые признаки, которого следующие:
-
Предельное истощение представляет собой чувство перенапряжения и израсходования физических и эмоциональных и ресурсов, чувство хронической усталости. -
Личностная отстраненность от учеников и от работы, которую специалисты, испытывающие «выгорание», используют как способ справиться со стрессовыми ситуациями на работе. В таком состоянии человека ничего не волнует и ничто не вызывает никаких эмоций. Пропадает интерес к общению с учениками и коллегами. -
Неудовлетворенность собой в связи с работой выражается в том, что специалисты не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, идёт снижение удовлетворённостью работой, исчезает вера в свои профессиональные возможности.