Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию профессионального выгорания
1.2. Стресс и его связь с синдромом профессионального выгорания
2.1. Сущность и содержание синдрома профессионального выгорания у учителей общеобразовательных школ
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
К объективным факторам возникновения выгорания относятся:
-
Неблагоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива. Нет сплоченности в коллективе, часто происходят конфликты в отношениях коллег с руководством - все это отрицательно влияет на индивидуально-психологическое состояние членов коллектива, что способствует тяжёлым переживаниям, которые приводят к эмоциональному выгоранию. -
Недостатки в организации педагогической деятельности заключаются в неудобном распределении учебной нагрузки, высокая степень самостоятельности учителя, неясные перспективы профессионального роста, недостаточная стимуляция труда учителя.
К субъективным факторам возникновения выгорания относятся следующие показатели: высокий уровень тревожности, который представляет собой показатель эмоциональной неуравновешенности индивида, неустойчивости нервно-психических процессов, выражающейся в высокой возбудимости и преобладании отрицательных эмоциональных состояний. Отсутствует возможность выполнять учителем свои самые значимые смыслообразующие жизненные цели, теряются важные свойства личности для своей профессиональной деятельности. Происходит понижение уровня произвольной саморегуляции поведения и эмоций.
К внешним факторам относятся: постоянная напряженность в эмоциональной деятельности в условиях вынужденного общения с людьми; высокая ответственность за исполнение функций и операций; плохая атмосфера профессиональной деятельности; ученики с отклонениями в развитии, с которыми происходит общение в профессии: у учителей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержкой психического развития.
К внутренним факторам относятся: сильное восприятие и переживание обстоятельств, связанных с профессией; низкая мотивация эмоционального отклика в профессии; нравственные дефекты и дезорганизация личности.
Существует еще ряд факторов, провоцирующих синдром профессионального выгорания [5, 6]:
-
Однообразие в работе. -
Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки. -
Ограничение времени на выполнение работы. -
Работа с клиентами, имеющими низкую мотивацию, характеризующуюся отказом от помощи. -
Конфликты и напряженность в коллективе, низкая поддержка коллег и повышенная критика. -
Отсутствие условий для личностного выражения на работе и подавление экспериментов и инновации. -
Работа без возможности дальнейшего обучения, профессионального совершенствования. -
Неразрешенные внутриличностные конфликты специалиста.
Таким образом, выгорание выражает собой несоответствия между работой и личностью. Главными сферами этого несоответствия проявляются [25]:
-
Между профессиональными обязанностями специалиста и его личностными особенностями: он не может выполнить работу, из-за чего испытывает стресс, или очень лёгкое задание, с которым специалист быстро справляется не приносит удовлетворения. -
Между желанием иметь интересную работу и неудовлетворённостью профессией из-за неправильности её выбора, низкой результативности, плохих условий труда, несоответствия своих способностей требованиям профессии. -
Между стремлением работников иметь высокую личную автономию и строгим контролем администрации. -
Между количеством работы и маленькими сроками её выполнения. -
Между трудом и вознаграждением. -
Между желанием положительного взаимодействия и его отсутствием.
2.2.Способы преодоления и профилактика профессионального выгорания учителей
Одним из способов преодоления выгорания является развитие стрессоустойчивости. Её повышение выражается в поиске ресурсов, которые помогают преодолеть отрицательные последствия стрессовых ситуаций. Ресурсы - это внутренние и внешние факторы, помогающие повысить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях [5, 6].
Главным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является высокаязрелостьличностиработника, заключающаяся в способности нести ответственность за принятые решения, а также в умениивыстраивать целостные взаимоотношения с другими людьми и делать правильные выводы изсвоего и чужого опыта.
Для повышения стрессоустойчивости необходимо развивать следующие ресурсы: личностные, информационные и инструментальные.
Личностные ресурсы:
-
Психологическая компетентность, умение правильно себя вести при общении с людьми, не причиняя им при этом никакого физического и морального вреда. -
Высокая мотивация преодоления стрессов, через которые приобретается личный опыт и возможность личного роста. -
Сила Я-концепции, уважение себя, собственная значимость,самодостаточность, адекватная и высокая самооценка. -
Активная жизненная установка выражается в активном отношении к жизни, которая позволяет вырабатывать психологическую защиту к стрессу. -
Позитивность и рациональность мышления.
Информационные и инструментальные ресурсы[5, 6]:
-
Способность контролировать ситуацию. -
Способность к привыканию, взаимодействия человека окружающей средой, которое его изменяет, информационная и деятельная активность по изменению ситуации взаимодействия личности и стрессовой ситуации. -
Использование различных методов или способов достижения поставленных целей. -
Способность к структурированию и пониманию ситуации.
В качестве способа преодоления синдрома профессионального выгорания могут выступать смысложизненные ориентации специалистов. Смысложизненные ориентации - жизненные ориентации, характеризующие особенности стремления человека к смыслу жизни. Они включают в себя наличие цели в жизни
, интерес, эмоциональную насыщенность, удовлетворенность самореализацией [38].
Существуют пять областей, оказывающих влияние на противостояние выгоранию[5, 6]:
-
Правильно распределенная рабочая нагрузка. -
Приемлемый контроль для поддержания самостоятельности специалиста. -
Заслуженное вознаграждение. -
Чувство коллектива. -
Разделение ценностей и обязанностей.
Исследователи выделили несколько направлений, которые помогают предотвратить и уменьшить риск возникновения профессионального выгорания. К самым эффективным относятся следующие [5, 6]:
-
Организация специализированных тренингов для всего коллектива, направленных на распознавание и преодоление симптомов выгорания. -
Разработка программы для поддержания работников, включающая в себя консультации и лечение нарушений здоровья, связанных со стрессом. -
Возможность работы при гибком графике. -
Проведение семинаров, направленных на развитие навыков межличностного общения и управление конфликтами для работников. -
Обеспечение открытого общения между руководством и остальным коллективом. -
Проведение мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации. -
Приемлемая система стимуляции работников, включающая в себя развитиепрофессионального роста и карьеры.
Психологическая помощь должна быть направлена на улучшение трудовой мотивации, то есть необходимо снизить или, наоборот, повысить важность выполнения требований: должностных,профессиональных, статусно-ролевых и других. Также психологическая помощь должна быть ориентирована на повышение правильного восприятия работниками ситуативных требований с учетом должностного положения и уверенности в своих способностях, ресурсах и силах [33].
Профилактика выгорания должна начинаться тогда, когда для человека существует опасность брать на себя все больше, не имея при этом никаких шансов на успех [20].
Психопрофилактика направлена на помощь целостному социально-профессиональному развитию личности, которое позволит предупредить возможные кризиса деструктивных межличностных и личностных конфликтов, включая разработку рекомендаций по оптимизации социально-профессиональных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально-экономических отношений. Главная задача психологической профилактики состоит в создании условий
, благоприятствующих правильному реагированию личности на кризисные ситуации. Её сущность заключается в организации помощи для избегания факторов и ситуаций, которые способствуют психологическому напряжению, травмам и стрессам, а также в повышении психологической невосприимчивости к ним [62]. Также задачами психопрофилактики являются создание индивидуальных мероприятий, цель которых - регулировать функции психики, укреплять самообладание, развивать эмоциональный самоконтроль и самоуправление. В эти мероприятия входит нормативно-ценностная коррекция, суть которой сводится к изменению поведенческих норм в соответствии с которыми клиент вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельных функций [27].
Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями различных специалистов [5, 6].
Психопрофилактика синдрома профессионального выгорания включает в себя следующие виды деятельности [27]:
-
Диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение знаниями об особенностях человека в жизненных ситуациях. -
Консультирование направлено на выявление различных причин неправильного поведениячеловека и его личных трудностей для того, чтобы заранее предупредить возникновения выгорания. -
Целью просвещения является конкретное и заблаговременное информирование, которое помогает избежать появление типичных трудностей симптомов выгорания в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении, в развитии и т. п.
Виды психопрофилактики [5, 6, 63]:
-
Первичная психопрофилактика состоит изпредупреждающихпрофессиональное выгорание мероприятий.Она направлена на предупреждение возникновения нервно-психических расстройств К еёзадачам можно отнести выявление, так называемых, «групп риска»,то есть людей наиболее подверженныхвыгоранию, а также организацию психопрофилактических мер к этим группам;профилактика патогенного воздействия условий труда на персонал;организация мер по поддержанию и укреплению здоровья персонала; организация проведения занятий по повышению квалификации персонала; разработка и внедрение программ профессионального самосохранения; правильная профессиональная ориентация и профессиональный отбор. -
Вторичная психологическая профилактика проводится для работников, уже имеющих симптомы выгорания. Она включает в себя мероприятия, направленные на снижение симптомов, облегчение и улучшение состояния. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблемы, восстановление личностных ресурсов. Важными составными частями вторичной профилактики являютсяраннее выявление признаков выгорания работников,высококвалифицированнаямедицинская,социальная ипсихологическая помощь. -
Третичная психологическая профилактика призвана снижать неблагоприятные социальные последствия выгоранияипредупреждать рецидивы.