Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Влияние внеурочной деятельности на особенности межличностных отношений и самооценку младших школьников
(тема)
Выполнена студенткой Ивановой Екатериной Петровной
(Ф.И.О.)
4 курса группы Б-1
(номер группы)
Основная профессиональная образовательная программа по профессии
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(шифр и наименование профессии)
Форма обучения очная
Руководитель ВКР преподаватель Загитова Марина Олеговна
(должность, Ф.И.О.)
Работодатель (социальный партнер):
МБОУ СОШ с. Кугарчи, Кугарчинский район, РБ
Директор Абдуллина Эльвира Сибагатулловна
(организация, должность Ф.И.О.)
Салават, 2022
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов...............................................................................................7
1.2 Особенности межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников...........................................................................................................12
1.3 Формы организации внеурочной деятельности в начальных классах….20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Диагностика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников...........................................................................................28
2.2 Организация мероприятий внеурочной деятельности, направленной на укрепление и выявление межличностных отношений в коллективе младших школьников...........................................................................................................48
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников......................................................................55
Заключение...........................................................................................................62
Список используемой литературы.....................................................................64
Приложения..........................................................................................................70
ВВЕДЕНИЕ
По мнению многих ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века». Для такой науки как психология проблема взаимоотношений является одной из ключевых. Особенно необходимо выделить взаимоотношения такой возрастной категории как младшие школьники. Изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками приобретает большое значение и актуальность. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Объект исследования – процесс межличностных отношений в коллективе младших школьников.
Предметом исследования является внеурочная деятельность как средство формирования позитивных межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Гипотеза исследования: внеурочная деятельность формирует позитивные межличностные отношения в коллективе младших школьников.
Цель исследования: разработать и апробировать на практике план проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование позитивных межличностных отношений в коллективе детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования
:
-
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу; -
Раскрыть формы и значение влияния внеурочной деятельности на общение младших школьников; -
Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс начальной школы воспитательные мероприятия, способствующие формированию межличностных взаимоотношений в коллективе детей; -
Провести анализ межличностных отношений в коллективе детей на третью четверть учебного года.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-
теоретические –изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. -
эмпирические –наблюдение, беседы, социометрия.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме влияния внеурочной деятельности на особенности межличностных отношений и самооценку младших школьников.
Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных организаций, а также студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
Опытно-экспериментальная база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ с. Кугарчи, Кугарчинского района, 1 класс.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Исследование межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Для того чтобы охарактеризовать понятие «межличностные отношения», необходимо рассмотреть, как данное понятие трактуется разными авторами.
По определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [15, с. 5].
Межличностные отношения выступают в качестве системы установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга в совместно выполняемой деятельности и в общении.
Советский и российский психолог А.А. Бодалев в своих трудах пишет о том, что человек, который начинает взаимодействовать с другими людьми в новом виде деятельности, основывается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, который накоплен им в иных условиях.
Когда ребенок приходит в школу, поведение одноклассников становится для него одним из объектов познания: действия и поступки, которые характеризуют их как учеников. Умение оценивать их с новой для ребенка точки зрения появляется у него постепенно, по мере усвоения им требований, которые школа предъявляет по отношению к обучающимся, и вырабатывает под руководством учителя эталоны для оценки работы и поведения товарищей в учении. С ростом опыта взаимодействия с одноклассниками, которое направляется учителем, у младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах их поведения в разной обстановке и идет осознание причин, вызывающих те или иные действия [3].
Я.Л. Коломинский говорит об избирательности во взаимоотношениях обучающихся. Она приводит к тому, что каждый ученик занимает определенное место в системе личных взаимоотношений, имеет определенное эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие. Следовательно, личные взаимоотношения – это подвижная система, где каждый ученик в определенный отрезок времени занимает определенное место.
Помимо отношений «ответственной зависимости», которые устанавливаются между детьми как членами коллектива, существует другой тип отношений. Это отношения симпатии, близости, привязанности, которые проявляются в большей или меньшей степени. Эти типы отношений, взаимодействуют друг с другом, взаимосвязаны, влияют друг на друга. Система межличностных отношений заметно влияет на формирование коллектива. На основе личных доброжелательных отношений лучше и проще строятся деловые отношения. С другой стороны, хорошая организация совместной деятельности обучающихся, всего коллектива помогает укрепить и углубить личные симпатии между детьми, делает их более устойчивыми [17].
По мнению Н.Н. Обозова, межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Основа их формирования – разнообразие эмоционального состояния и его психологических особенностей, т. е. их возникновение и развитие основывается на определенных чувствах, которые появляются у людей по отношению друг к другу.
Механизмом развития межличностных отношений, по мнению Н.Н. Обозова, является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия подразделяется на несколько уровней:
1) Первый уровень – когнитивная эмпатия; она проявляется в виде понимания психического состояния другого человека, но при этом свое состояние остается неизменным;
2) Второй уровень – эмоциональная эмпатия, то есть человек не только понимает состояние объекта, но и сопереживает ему;
3) Третий уровень – эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты; предусматривает межличностную идентификацию, являющуюся мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой), и действенной.
Данные уровни эмпатии имеют достаточно сложные взаимные связи. Различные формы эмпатии могут быть свойственны как субъекту, так и объекту общения [25].
Е.П. Ильин определяет межличностные отношения как отношения, которые складываются между отдельными людьми, сопровождающимися частыми переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Автор подразделяет их на отношения официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, субординационные и паритетные. Официальными (формальными) называют отношения, которые возникают на должностной основе и регулируются определенными уставами, различными нормативно-правовыми документами и т д. В данный вид взаимоотношений люди вступают по должности, личных симпатий или антипатии исключены. В основе неофициальных (неформальных) отношений – личные взаимоотношения людей, которые не ограничиваются какими-либо официальными рамками.
Деловые взаимоотношения складываются в связи с совместной работой людей. Таковыми являются служебные взаимоотношения, которые основаны на разделение обязанностей между членами коллектива.
Личные взаимоотношения – отношения между людьми, складывающиеся помимо совместной деятельности. В данном случае человек может уважать или не уважать другого человека, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Поэтому основа личных отношений – это чувства, испытываемые людьми друг к другу. Таким образом, личные взаимоотношения носят субъективный характер. Рациональные отношения – это отношения, которые основаны на разуме и расчете; они строятся, основываясь на ожидаемой или реальной пользе от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основываются на эмоциональном восприятии друг друга, зачастую не учитывая объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения обычно не совпадают. К примеру, человек может испытывать неприязнь к другому, но вступит с ним в рациональные отношения для достижения общей цели или личной выгоды [13]. Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения. Такой вид отношений предполагает их неравномерность: одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Противоположные этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Люди в таких отношениях не подчиняются друг другу и независимы.