Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе коллективной учебной деятельности дети устанавливают новые взаимоотношения. Проведя в школе некоторое время, большинство первоклассников перестают робеть и смущаться. Дети внимательно присматриваются к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, а также сталкиваются со сходством интересов. На начальных этапах ориентации некоторые дети проявляют черты характера, которые им несвойственны (у одних – развязность, у других –чрезмерная застенчивость). Но постепенно, при общении с другими детьми, всякий школьник раскрывает свои истинные индивидуальные особенности. Характерной чертой взаимоотношений младших школьников является дружба, которая основана на схожести внешних жизненных ситуаций и случайных интересов (дети живут в одном доме, сидят за одной партой, любят смотреть один и тот же мультсериал и т. п.). Сознание младшего школьника еще не приближено к тому уровню, чтобы мнение ровесников стало критерием реальной оценки самого себя. Для детей 9-10 лет представляется большой интерес к оценке, данную им одноклассниками за, смелость, сообразительность, ловкость и сильно беспокоятся, если эта оценка отличается от ожидаемой им самим.
Переживания такого рода являются кратковременными, также их несложно изменить оценкой со стороны взрослого. Мнение учителя для младшего школьника является особенно существенным и безапелляционным. Дети однозначно признают авторитет учителя. Они могут обратиться к нему по любому поводу – от случайного и мелкого до самого глубокого и личностного. Дети открыто сообщают учителю свои заботы, переживания, домашние события. Ребенок, если его обидели, также обращается к учителю. Обидчик, как правило, воспринимает это как должное, так как учитель – нравственный судья для всех [10].
Особую важность в период обучения в начальной школе приобретает успешность в отношениях «ребенок – учитель». Важное условие успешности общения – принятие и эмоциональное отношение со стороны учителя. При авторитарном или отчужденном стиле у ученика нарушается процесс адаптации к школе, а также процесс формирования внутренней позиции ребенка.
В младшем школьном возрасте перестраиваются все системы отношений ребенка к окружающей действительности. По мнению Л.И. Божович, И.С. Славиной, Б.Г. Ананьева, система «ребенок –учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и сверстникам.
С точки зрения Д.Б. Эльконина, учитель – это носитель социально заданных норм и правил. Отношение учителя влияет на место ребенка в коллективе и на успешность общения с одноклассниками. На популярность среди младших школьников влияет оценка учителя, а также успехи ребенка в учебе. Также учитель может повлиять на положение в группе сверстников таких, как проблемные дети.
Характер общения, форма организации общения со сверстниками не только влияет на развитие адекватного «образа Я», но и на успехи в обучении ребенка.
Ранний возраст характеризуется тем, что ребенок, взаимодействуя со взрослым, ориентируется на взрослого и его эмоциональные проявления. В период дошкольного возраста добавляется ориентирование ребенка на оценивание и поведение сверстника. Младший школьный возраст вместе с перечисленными выше ориентирами формирует собственные ориентиры в системе взаимоотношений за счет развития социального познания и общения со сверстниками [8].
К концу обучения в 1 классе обучающиеся могут принимать учебную задачу как стоящую перед всем классом. Они начинают замечать, кто из детей мешает работать, кто учебный материал усваивает хорошо, а кто плохо. Учебная деятельность плавно переходит в ту совместную деятельность, на базе которой складываются детские отношения: появляется как взаимная требовательность, так и взаимопомощь.
Постепенно между школьниками появляются интересы, которые связаны с делами класса, внеклассной работой, с общественной жизнью школы. Дети начинают жить совместной жизнью, которая наполнена общими интересами и стремлениями.
Такая сложная и наполненная жизнь коллектива детей не протекает организованно, если: ею не управляют определенные правила общественного поведения, отсутствует дисциплина, каждый член коллектива не подчиняется традициям, обычаям, требованиям и правилам, созданным под руководством учителей и поддерживающимся общественным мнением, который сформирован в коллективе. Организованный таким образом коллектив класса практически ставит ребенка в ситуацию, при которой ему необходимо считаться с другими людьми, постигать нормы и правила общественной морали и следовать им в своем поведении.
Вследствие этого, у младших школьников появляется общественная направленность личности, интерес к делам других детей, делам класса.
Поначалу общественная направленность младшего школьника проявляется только в том, что ребенок стремится к обществу сверстников, желает делать все сообща, хочет делать то, что делают другие. Этим можно объяснить явное подражание младших школьников (если один ученик поднимает руку, то за ним тут же тянутся другие и так далее). Но постепенно направленность получает более развитые формы. Дети начинают чувствовать себя частью общего организованного целого.
Наличие социальной ориентации личности ребенка – одна из предпосылок усвоения им тех требований, которые ему предъявляются со стороны детского коллектива.
Но усвоение этих требований определяется еще одним обстоятельством, которое заключается в том, что многообразная жизнь обучающихся в классе требует и достаточно сложной ее организации. Поэтому порой с первого класса появляются «уполномоченные» коллектива детей: ответственные по рядам, старосты и другие. Они выполняют функции организаторов и руководителей, следовательно, между детьми возникает деловая зависимость. По данным исследований, место, занимаемое ребенком в классе, определяется, не только тем общественным поручением, которое он получает от коллектива, но и тем, как он учится, его способностями, наклонностями, характером.
Благодаря появлению у детей младшего школьного возраста общественной направленности, они активно начинают активно стремиться найти свое место в коллективе, завоевать авторитет среди товарищей и их уважение [4].
1.3. Формы организации внеурочной деятельности в начальных классах.
В дореволюционной России внеурочная работа велась в школах преимущественно в качестве занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Внеурочная работа начала развиваться после Октябрьской революции –в это время в школах начали активно создаваться различные кружки, агитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока Росинский и другие педагоги рассматривали внеурочную работу как важнейшую часть воспитания личности, которая основана на принципах добровольности, активности и самостоятельности [16].
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности младших школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно решение задач их социализации и воспитания. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотделимой частью образовательного процесса в школе. Время, которое отводится для внеурочной деятельности, используется по желанию обучающихся, также в формах, отличающихся от урочной системы обучения.
Для осуществления в школе внеурочной деятельности доступны следующие виды:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды направления внеурочной деятельности младших школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть применены в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Таким образом, можно сказать, что все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результатом внеурочной деятельности является то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствия результата. Например, приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательным результатом внеурочной деятельности является непосредственное духовно-нравственное достижение ребенка вследствие его участия в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффектом внеурочной деятельности является влияние того или иного духовно-нравственного достижения на процесс личностного развития младшего школьника.
Рассмотрим подробнее виды внеурочной деятельности.
Игровая деятельность. Проблему обучения общению вполне можно разрешить, используя средства, максимально приближенные к реальности. Такому требованию вполне удовлетворяют игры, которые используются в качестве ведущей формы организации общения детей младшего школьного возраста. Для них очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте, поэтому они постоянно ощущают потребность в игровом общении. Игровая деятельность помогает изменять мотивы поведения, раскрывать новые источники развития познавательных сил, повышать самооценку школьников, устанавливать дружеские отношения в микрогруппе и коллективе, развивать воображение, творчество.
В игре появляется возможность разыграть различные жизненные ситуации с помощью сценки: приветствие, просьба о чём-либо, прощание, оказание поддержки, помощи, услуги и другие. Большое преимущество таких упражнений –возможность получить оценку своего поведения со стороны. Вместе с этим, когда ребенок совершает ошибки в искусственной ситуации общения, то он не так ощущает напряжение и тревогу, которые возникают в реальной жизни. Игра предоставляет возможность проявить творчество и не побояться «проиграть», искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом.
В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность [39].
Познавательная деятельность. Организованной формой активного отдыха является прогулка. Она помогает восстановить умственную работоспособность, а также расширить кругозор детей, развить их познавательные интересы.
Прогулку ребенка можно сравнить с выходом его в реальный мир: он сам выбирает, к чему прикоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему.
К такому виду деятельности также можно отнести клуб по интересам. Это время, как правило, отводится для работы самой распространенной формы внеклассной работы с младшими школьниками – кружки. Он позволяет расширить и углубить знания, полученные на уроках, применять их на практике.
Главным принципом работы клуба является добровольность. Область общих интересов младших школьников в клубе заметно расширяется, что приводит к обогащению их межличностных отношений. В клубе постепенно стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики постепенно замечают, что ребята, которых они считали слабыми на уроках, оказались хорошими специалистами в определенной сфере знаний, отлично мастерят и с ними становится весело. Слабые ученики, в свою очередь, в учебной деятельности избавляются от тревожности и отчуждения [37].