Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Взаимоотношения людей, как личностно важное отражение людьми друг друга, включают в себя межличностные взаимоотношения. Внутреннюю базу межличностных отношений, по мнению психолога Б.Г. Ананьева, составляет общение, как ключевая социальная необходимость человека. Межличностные отношения связываются с процессом общения, равно как общение не способно развиваться без установившихся межличностных отношений.

В научных работах по общей психологии Б.Г. Ананьев пишет о том, что в своей повседневной жизни человек связан безграничным числом отношений не только с предметным миром, но и с людьми. Механизмом, с помощью которого данные отношения формируются и развиваются, является деятельность – учение, труд, общение, игра и другие ее виды. Выделяя из этого ряда общение, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и ключевой ее характеристикой является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Выражая данную идею в своей последней работе «Человек как предмет познания», он писал: «Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах» [1, с. 315]. Подобное взаимодействие людей является обязательным компонентом каждого вида деятельности, которое предполагает взаимодействие. Это взаимодействие становится условием, с отсутствием которого невозможно познать действительность, сформировать эмоциональный отклик на эту действительность, а также основанного на этом познании и эмоциональном отношении поведения. Б.Г. Ананьев отмечает, что межличностное взаимодействие (таковым является общение), всегда определяется системой отношений в обществе, в которую оно входит. Такое взаимодействие всегда выступает в качестве межиндивидуальной связи и индивидуальной формой деятельности, поэтому в структуре и динамике общения невозможно разъединить личное и общественное. Анализируя все ключевые компоненты такого психологического процесса как общение, автор выделяет внутреннюю сторону. Она включает в себя:

– познание друг друга участниками общения;

– саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания;

– межличностные отношения;

– преобразование внутреннего мира людей, которые участвуют в общении.


Внутренняя сторона данного процесса указывает на существование непрерывных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами. Подразумевая различные ситуации общения, Б.Г. Ананьев отмечает, что при любой сложности поведения личности есть зависимость между:

–информацией о людях и межличностными отношениями;

–саморегуляцией и коммуникацией поступков человека в процессе общения;

–преобразованием внутреннего мира человека.

Наблюдается влияние различных ситуаций общения, в которых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом личности человека. Изучаются особенности людей, которые вступают в общение, избирательность общения по идейной сочетаемости, уровню социальных общностей, особенностям стиля руководства данными общностями. Оценке подлежат не только мгновенные эффекты этих воздействий, но и их отдаленные результаты, приводящие к появлению нового качества личности. Но, по мнению Б. Г. Ананьева, общение всегда становится достаточно сильным средством формирования у человека отношения к другим людям и самому себе, так как в общении всегда есть момент познания человека человеком и одновременного познания каждым самого себя и переживания [31].

По мнению Г.А. Цукерман, общение со сверстниками дает детям то, чего не могут дать взрослые: критичность к поступкам и мнениям других, независимость от их воли и желаний. На самом деле, дети, которые при общении с другими детьми ведут себя несерьезно, не по-взрослому, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в «серьезном общении» со взрослыми.

При этом не стоит идеализировать общество детей и преувеличивать его независимость от взрослых. Никто не освободит взрослого от заботы в организации детского сотрудничества.

Общество сверстников является местом развития будущих отношений с миром взрослых. Появление мотивации к учебной деятельности младших школьников в отношениях с учителем, учебная деятельность класса становится возможной потому, что у детей уже накоплен достаточный опыт игровой самодеятельности. Накопленные в игровом общении способности и способы взаимопонимания, соподчинения, согласования, лидирования, управления будут либо погублены школой, либо могут быть поддержаны и развиты, если инициативность станет основой учебных отношений младших школьников и взрослых [41].

При традиционной организации процесса обучения в начальной школе недостаточно возможностей для организации межличностных взаимодействий детей. По словам Г.А. Цукерман, младшие школьники «учатся рядом, а не вместе». Помимо этого, при работе с детьми необходимо вести организованную работу по формированию у младших школьников умения взаимодействовать со сверстниками. Такую возможность дает учебная и внеурочная деятельность [5].


1.2 Особенности межличностных взаимоотношений в коллективе младших школьников.

Результаты исследований, касающихся организации межличностных отношений детей в процессе обучения показали, что учебное сотрудничество обучающихся позитивно влияет на когнитивный компонент успешности учения. Прежде всего, это улучшение академических успехов детей: на формирование понятий, умений, навыков затрачивается меньше времени, чем при фронтальной работе, при которой взаимодействие обучающимися минимально; возрастание объема усваиваемого материала и глубины его понимания; повышение уровня осмысления материала, рост числа нестандартных решений; повышение результативности и продуктивности работы младших школьников.

Вместе с этим межличностные отношения младших школьников в процессе учебной деятельности создают условия для реализации общественно-воспитательных целей обучения. Дети научаются ответственности, партнерству, готовностью помочь другим; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (такт, умение строить свое поведение, учитывая позиции других людей и т. п.). Также учебное сотрудничество младших школьников в группе формирует социально-психологические знания и умения, то есть групповая работа, особенно в малых группах, улучшает взаимоотношения как между членами конкретной группы, так и между участниками смежных групп. Данная ситуация создает условия для кооперативных отношений между обучающимися класса в целом, благоприятствует общей атмосфере успешности. При этом кооперация положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся, формирует навыки самоконтроля, повышает самооценку детей, дает больше возможностей проявлять свою индивидуальность.

Также конструктивные межличностные взаимодействия детей в процессе обучения положительно влияют на эмоционально-личностную составляющую успешности: повышается самооценка школьников, улучшается их психическое самочувствие [4].

В период младшего школьного возраста расширяется сфера интересов ребенка, а также круг его социальных контактов. В отношениях детей усиливается субъективное начало, благодаря которому возможны устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации. Их общение все больше сопровождается правилами, которые приняты в детских сообществах. Признание и одобрение, получаемые от взрослых и сверстников, являются для ребенка показателями успешного прохождения процесса вступления в новую социальную группу. Для достижения признания ребенку нужно вести себя согласно определенным правилам, которые формируют обращенные к нему ожидания. Эти правила обычно не представлены в виде четких рекомендаций, а существуют в форме социальной роли. Ребенок старается принять новую социальную роль и выполняет ее максимально хорошо для становления его равноправным членом новой социальной группы.


Оценивая успешность в какой-либо деятельности, важно обращать внимание не только на ее объективный результат, но и признание успешности со стороны окружающих. Отношение к ребенку со стороны сверстников улучшается, если его успехи признаются окружающими. Признание другими людьми повышает активность ребенка в общении, а непризнание, наоборот, понижает ее. Ребенок становится пассивным, перестает общаться со сверстниками и взрослыми.

Рост конформности в первом классе происходит из-за необходимости адаптации к новой социальной ситуации и усвоении новых правил. В то время как ребенок приспосабливается к новым школьным условиям, в классе происходит групповая дифференциация: появляются лидеры и «отверженные». При этом в начальных классах популярность ребенка определяется, в основном, отношением к нему учителя, уровнем его успеваемости и социальной компетентности, личностными особенностями школьника. Эмоциональное принятие (или непринятие) учителем ученика может как повысить его статус в коллективе, так и затруднить его общение со сверстниками.

Хорошо успевающие школьники обладают наибольшей популярностью среди ровесников. Они владеют коммуникативными навыками, всегда открытые и общительные. Среди личностных качеств популярных детей наиболее заметны их низкая тревожность и средний уровень агрессивности, а также невысокая эмоциональность. Большинство высоко статусных ребят обладают высокой самооценкой и достаточно уверены в себе. Совокупность этих особенностей позволяет детям быстрее интегрироваться в коллектив 16 сверстников, налаживать с ними хорошие взаимоотношения и избегать конфликтов. В то же время средний уровень агрессивности помогает им отстаивать свою точку зрения, добиваться разумного баланса между сотрудничеством и конкуренцией в общении со сверстниками.

Изолированными в группе сверстников чаще всего оказываются плохо успевающие, социально некомпетентные школьники, а также высоко агрессивные либо тревожные дети. Низкая успеваемость, как правило, негативно оценивается учителем, поэтому сверстники предпочитают общаться с теми, кого учитель хвалит, и игнорируют «двоечников». Необщительные, замкнутые дети также становятся изолированными в группе сверстников, поскольку не владеют необходимыми навыками общения и часто вызывают насмешки одноклассников.

Агрессивные, враждебные дети не принимаются детским сообществом в силу своих поведенческих и личностных особенностей, делающих их неуживчивыми, требовательными и обидчивыми, поскольку агрессивность часто сочетается с тревожностью. Соединение этих качеств в структуре личности ребенка говорит о его внутреннем конфликте, неудовлетворенности собой и окружающими, поэтому враждебность таких детей свидетельствует об их психологическом неблагополучии. Очевидно, что общение с напряженным, фрустрированным одноклассником не представляет интереса для большинства школьников,
поэтому такой ребенок оказывается в одиночестве, лишаясь эмоциональной поддержки и взрослого, и ребят.

Опыт общения со сверстниками и уровень эмоциональности влияют на самоощущение школьника. У эмоциональных, чувствительных детей статус аутсайдера вызывает болезненные переживания, в то время как неэмоциональные, закрытые ребята чувствуют себя достаточно комфортно в изоляции. Однако, как показывают многочисленные исследования, наличие близких друзей в классе способствует сохранению позитивного восприятия мира и укрепляет уверенность детей в себе [24].

Изучая роль общения со сверстниками в психическом развитии младших школьников, Г.А. Цукерман пришла к выводу, что учебный материал лучше усваивается в совместной работе ученика со сверстниками, а не с учителем, что согласуется с мнением Ж. Пиаже, которые противопоставлял отношения «ребенок – взрослый» и «ребенок – сверстник», поскольку в группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в отношениях между ребенком и взрослым (даже при демократическом стиле) всегда присутствует неравенство. Сотрудничество со сверстниками Г.А. Цукерман рассматривает как необходимое условие интериоризации учебных действий. Наиболее значимое влияние кооперация с ровесниками оказывает на усвоение действий контроля и оценки в ходе овладения учебной деятельностью [40].

Особенности общения детей в классном коллективе во многом зависит от взаимоотношений в семье ребенка. Изменение социальной ситуации развития при переходе от дошкольного детства к школьному приводит к изменениям положения ребенка в семье: расширяется и усложняется перечень требований, усиливается контроль за поведением ребенка, выполнением домашних заданий и т. д. Теперь к нему относятся как к «взрослому», который может отвечать за свои поступки и самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Наибольшее внимание родители уделяют развитию произвольного поведения и самоконтроля, поскольку эти психологические образования свидетельствуют о позитивных возрастных изменениях ребенка. Теплое и отзывчивое родительское отношение, внимательность и заинтересованность в общении с подрастающим школьником формирует у ребенка надежную эмоциональную привязанность и высокое самоуважение, задает правильные социальные ориентиры и позволяет выстроить хорошие отношения и с учителем, и с одноклассниками. Становление рефлексии, формирование логических операций позволяют ребенку точнее понять и спрогнозировать возможные последствия своих поступков, способствуют усвоению моральных норм. Авторитарное родительское отношение, особенно в сочетании с эмоциональной отгороженностью от ребенка, снижает популярность школьника в группе сверстников, поскольку в данном случае нарушается процесс интернализации моральных норм и правил поведения, что неизбежно приводит к трудностям общения и конфликтам с ровесниками [19].