Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
искусственное и естественное (уровень освещенности не менее 150 лк). Электричество в кабинете нужно не только для освещения, но и для работы технических средств обучения, поэтому розетки в нужном количестве целесообразно расположить на задней и передней стенах кабинета.

Окраска стен и полов также должна соответствовать гигиеническим нормам. Стены окрашивают в светло-сиреневый, светло-голубой, светло-кремовый или светло-зеленый цвет; помещения, ориентированные на юг, — обычно в холодных тонах, на север — в теплых. Полы следует выстилать плиткой или покрытием, не вызывающим разрядки статического электричества.

Важна правильная вентиляция помещения. Помимо приточно- вы- тяжной вентиляции, предусмотренной проектом школы, необходимо регулярно проветривать помещение (форточки по площади должны быть не меньше 1/50 площади пола).

Большая классная доска имеет крепления для развешивания таблиц.

Над доской помещается стационарный экран для демонстрации кинофильмов. Кроме того, удобно приобрести и съемный экран меньших размеров.

В кабинете необходимо продумать затемнение (плотные шторы или жалюзи на окнах, используемые во время просмотра фильмов или диапозитивов).

Ученические столы чаще всего расставляют в три ряда.
Расстояние от первых столов до передней стены — 2,6—2,7 м, в ряду — 0,6 — 0,7 м, между рядами — 2,6 —2,7м.
Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоцио- нальное воздействие на учителя и учащихся и одновременно быть функциональным. В качестве постоянных экспозиций можно ре- комендовать стенды: «Уровни организации жизни», «Экологиче- ские термины», стенды с информацией, отражающей современные экологические проблемы глобального, регионального или ло- кального уровня.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22

Хранение
учебного оборудования в кабинете экологии. Для рационального размещения учебного оборудования следует приоб- ретать набор секций, из которых компонуют варианты комбини- рованных лабораторных шкафов. Секции бывают остекленные, с ящиками, с глухими дверцами, секция для таблиц, секция с лот- ками, секция для ТСО и т.д. В целом система размещения учебного оборудования призвана обеспечить сохранность средств обучения и иметь постоянное место, удобное для извлечения и возврата пособия.
Правильное хранение учебного оборудования увеличивает срок его эксплуатации. Желательно сразу определить, что следует хра- нить в лаборантской комнате, а что — в классном помещении. В

126
лаборантской комнате разумно хранить лабораторное и экскурси- онное оборудование, технические средства обучения. Один из ва- риантов хранения оборудования — тематическое распределение средств обучения (в соответствии с темами учебной программы).
Так хранят гербарии, коллекции, чучела, модели и муляжи. Кроме того, следует размещать их в секциях с глухими дверцами.
Микропрепараты держат в горизонтальном положении, в фабрич- ной упаковке, таблицы — в специально отведенных местах (ящиках или на кронштейнах). Хорошо, если составлена картотека таблиц, и они в определенном порядке пронумерованы. Рельефные таблицы и муляжи хранят вдали от отопительных приборов и солнечных лучей. Натуральные фиксированные объекты протравливают бытовыми аэрозолями для борьбы с вредителями (к этой работе во избежание отравления и аллергических реакций ученики не допускаются).
Экономить время и правильно использовать оборудование по- могают картотеки. Карточку в картотеке изготовляют на каждое отдельное пособие (указывают его название, вид, место хранения, инвентарный номер). Диафильмы и диапозитивы хранят в фаб- ричной упаковке, а также в специальных пластиковых секциях.
Для оптических приборов желательно отвести специальный шкаф, где держат микроскопы, лупы: микроскопы — в чехлах, лупы — в специальных укладках. Микроскопы лучше маркировать с тем, чтобы один и тот же микроскоп постоянно попадал на одну и ту же парту (например, «1-3» — 1-й ряд, 3-я парта), таким образом легче обеспечить сохранность оборудования. Препаровальные инструменты (ножи, иглы, ножницы, пинцеты) также размещают в укладках.
Лабораторная посуда хранится в лотках в шкафу. Реактивы — растворы и сухие вещества — в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую емкость снабжают этикеткой (название, фор- мула вещества и его концентрация). Экскурсионное оборудование
— самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, совки, банки для сбора живого материала — складывают в особом отделении шкафа.
Учитель несет ответственность за сохранность оборудования своего кабинета, поэтому важно вести учет — проводить инвента- ризацию или оформить паспорт кабинета с указанием имеющегося в нем оборудования.
Вопросы и задания
1.
Какие условия необходимы для проведения в кабинете экологии лабораторных работ?


127 2.
Назовите требования, предъявляемые к кабинету экологии с сани- тарно-гигиенической точки зрения.
3.
Какие существуют способы хранения средств обучения в кабинете экологии?
8.2. Уголок живой природы
Требования
к организации уголка живой природы. Уголок живой природы может быть организован в специально оборудован- ном школьном помещении. В нем содержат разные виды растений и животных. Комнатные растения размещают в уголке живой природы и частично в кабинете экологии на специальных под- ставках, в кашпо, реже на подоконниках, так как растения ухуд- шают освещение, затрудняют затемнение при просмотрах фильмов.
(Подробно о комнатных растениях см. подразд. 7.2.)
Животных можно содержать только в помещении уголка живой природы (но ни в коем случае не в кабинете и не лаборантской), придерживаясь следующих правил:

нельзя разводить ядовитые виды и агрессивных животных;
—предусмотреть место и оборудование для хранения корма и инвентаря;

рассчитать площадь аквариумов, террариумов, клеток и т.д., соблюдая нормы территории для каждого вида животных;

организовать ежедневный уход за животными и уборку по- мещения;
—назначить учащихся, ответственных за уход за животными;

завести картотеку с правилами ухода за животными.
Животные
в уголке живой природы. Из видов животных ре- комендуется содержать таких, которые служат удобным объектом для изучения в школе, неприхотливы, используются при по- становке опытов и проведения наблюдений во внеклассной работе, при организации исследовательской деятельности учащихся.
О д н о к л е т о ч н ы е ж и в о т н ы е . Наиболее полное описание возможных наблюдений и опытов с животными дано в книге
С.В.Герда «Живые животные в школе». Он рекомендовал заго- тавливать одноклеточных животных с осени, взяв пробы воды из стоячих водоемов, например, из пруда или канавы, или из садовой бочки. Инфузории и амебы можно обнаружить и в воде школьных аквариумов, если вода там не менялась продолжительное время.
Если требуется приготовить культуры инфузорий или амеб, то их заготавливают за 2 — 3 недели до урока.
За одноклеточными можно проводить внеурочные наблюдения и ставить опыты. Например, выяснять отношение инфузорий к свету, реакцию их на химический раздражитель (кристаллы хло-


128
рида натрия), а также под микроскопом наблюдать за передвиже- нием амебы.
М н о г о к л е т о ч н ы е . Тип Кишечнополостные. Гидра пре-
сноводная — один из представителей пресноводных кишечнопо- лостных. В большом количестве они могут представлять опасность для личинок рыб. Это можно продемонстрировать учащимся в условиях аквариума. Ловить гидр лучше осенью до наступления заморозков в водоемах со стоячей водой (на нижней поверхности листьев водных растений).
Тип
Кольчатые черви. Представитель — дождевые черви. Их следует содержать в прохладном помещении в плотно сколоченных деревянных ящиках или ведре. Для этого нужно уложить песок (5 см) слоями с богатой перегноем почвой (5 см) и слоем опавших листьев и так несколько раз. Сверху — вновь слой песка, который слегка утрамбовывается. Червей помещают на поверхность песчаного слоя (здоровые черви уйдут вглубь). Изредка ящик опрыскивают водой, червей подкармливают картофелем, мукой, хлебом.
С дождевыми червями возможны следующие наблюдения:
1.
Рыхление и перемешивание почвы. В стеклянную емкость насыпают слой просеянной почвы (8 см), песка (3 см) и так чере- дуют несколько раз. Туда же помещают 2 — 3 червей. Через 2 — 3 дня песок будет смешан с землей.
2.
Образование перегноя. Если в почву с червями воткнуть несколько проростков овса или ржи, то они вскоре будут втянуты червями вглубь. Можно наблюдать также, как опавшие листья втягиваются в землю червями. Данный эксперимент позволяет сделать важный вывод о почвообразующей деятельности червей.
Тип
Членистоногие. Класс Ракообразные. Из низших рако- образных удобными объектами служат дафнии и циклопы. Эти животные заготавливаются с лета. Аквариум с ними может стоять долгие месяцы без смены воды, следует лишь изредка доливать по
2 — 3 стакана воды по мере ее испарения. Корм для этих животных
— микроскопические водоросли, которых им вполне достаточно в таких условиях.
Возможные наблюдения с циклопами и дафниями: изучение реакции на свет.
Класс Насекомые. Целесообразно содержать таких животных, как дрозофилы, жуки-плавунцы, палочники. За жуком-плавунцом можно проводить наблюдения, демонстрирующие:

действие присосок на конечностях плавунца (попробовать оторвать прикрепившегося присосками к камню или стеклу пла- вунца самца);


129

движение плавунца на столе или песке (отчетливо видна приспособленность конечностей к плаванию);

дыхание плавунца (с секундомером проследить, как часто жук возобновляет свой запас воздуха);

питание жука (прожорливость хищника).
Тип
Хордовые. Класс Рыбы. Аквариумы позволяют изучать
(искусственную экосистему как модель естественной). Можно про- демонстрировать свойства воды как среды жизни, условия обита- ния в водной среде, биотические отношения между обитателями аквариума. Полезно организовать наблюдение за приспособлен- ностью рыб к передвижению (обтекаемая форма тела, роль разных видов плавников в процессе передвижения) и т.д.
Класс Земноводные. В условиях школы можно содержать пру- довых и озерных лягушек, квакш, тритонов и аксолотлей. Если кормление зимой не удается обеспечить, животных следует пере- вести на режим спячки в террариуме с песком и мхом, поместив его в прохладное помещение до того времени, когда можно будет обеспечить их живым кормом.
С земноводными возможны следующие наблюдения:
—изменение окраски квакши;
—влияние цвета грунта на окраску травяной лягушки;

влияние погоды на поведение квакши (в стеклянной банке или аквариуме квакша может удерживаться присосками на стекле).
В случае приближающейся непогоды она сидит на стенке банки или аквариума, при наступлении ясной погоды перемещается в воду на дно сосуда.
Класс Пресмыкающиеся. В террариумах можно содержать не- ядовитых змей (ужи и полозы), ящериц, некоторые виды черепах.
Ящериц содержат отдельно от змей и черепах. Важно обеспечить обогрев террариума зимой.
Возможные наблюдения за пресмыкающимися:

внешний вид ящерицы, ее движения, охота; изучение роли зрения, слуха и обоняния в процессе поиска пищи; явление линьки;

характер питания;

влияние температуры воздуха на активность пресмыкающихся.
Класс Птицы. Изучение птиц во внеклассной работе возможно на примере канарейки, волнистых попугаев, некоторых врано- вых.
Птицы содержатся в клетках или вольерах; в вольерах можно поместить несколько видов птиц, что позволяет сопоставлять их особенности, наблюдать характер взаимоотношений при совмест- ной жизни.
Возможные наблюдения за птицами:

130

изучение суточного режима птицы (когда птица активна, когда поет, когда спит и какая поза во сне);

процесс приручения птицы (на примере синицы, которую можно содержать полувольно: выпускать в комнату, но кормить в клетке). Наблюдение можно проводить с применением «шкалы дикости» (методика предложена Н. Дергуновым). Приручение пти- цы оценивается баллами. Птица берет из рук только лакомый корм и сразу улетает — 1 балл. Птица спокойно берет из рук любой корм, но на руку не садится — 2 балла. Птица садится на руку за кормом, насыпанным на ладонь, но не дает прикоснуться к себе —
3 балла; птица позволяет слегка трогать себя, при попытке взять в руку улетает — 4 балла.
В рамках внеклассной работы в окрестностях школы можно организовать длительное наблюдение за строительством гнезда и появлением в нем птенцов. При этом изучается место, выбранное для строительства гнезда, ход постройки с зарисовками; выясня- ются места, откуда птицы берут строительный материал, исследу- ются излишки строительного материала на лепкость, размачивание и т.п.; отмечается, сколько раз в день птицы прилетают к гнезду, сколько времени длилась постройка гнезда, когда началось насиживание яиц. По писку и щебетанию можно определить время появления в гнезде птенцов. Проследить, когда начнут выглядывать из гнезда, как часто прилетают родители с кормом в течение часа.
Класс Млекопитающие. Можно организовать с учащимися сле- дующие наблюдения за млекопитающими.
Морские свинки. Подвижный образ жизни характеризует мор- скую свинку как степное, не имеющее постоянного убежища, жи- вотное. В связи с этим у нее более длительная, чем обычно у грызунов, беременность (70 — 80 дней), детеныши развитые, са- мостоятельные, покрытые шерстью, зрячие.
Еж как представитель насекомоядных. Можно изучить, какие части тела свободны от игл, как еж сворачивается в клубок и как он постепенно разворачивается; как бегает, ступая на всю подошву, его бег хорошо слышен. Кормят ежа сырым мясом, червями, яблоками. Следует помнить, что в природе еж — ночное животное, но в неволе повадки его сильно изменяются.