Файл: Методические указания по изучению дисциплины Воздушное право Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32 требованиям норм летной годности и принимает на себя в конечном итоге обязательства в области поддержания летной годности в течение всего срока службы воздушного судна.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие «гражданское воздушное судно».
2. Классификация гражданских воздушных судов. Виды классификации.
3. Нормы лётной годности гражданских самолётов и вертолётов.
4. Собственность на гражданские воздушные суда.
5. Порядок регистрации гражданских воздушных судов. Свидетельство о регистрации и его значение.
6. Опознавательные знаки и знаки маркировки. Назначение опозна- вательных знаков.
7. Удостоверения о годности к полётам. Порядок выдачи удостоверений к полетам. Продление срока действия удостоверения. Временные удостоверения о годности к полётам и порядок их выдали.
8. Испытания гражданских воздушных судов. Виды испытаний.
9. Судовые документы. Виды судовых документов.
Тема 5. Аэродромы и аэропорты
По данной теме студенты должны изучить литературу и проанализировать действующие законодательные акты (ВК, гл.4, Нормы годности аэродромов к эксплуатации и др.). По вопросу об отводе земель для нужд гражданской авиации следует изучить соответствующие разделы земельного кодекса РФ 2007 г. и акты, изданные на его основе.
Изучение темы следует начать с понятия и классификации аэродромов.
Затем перейти к вопросу о регистрации аэродромов и допуске их к эксплуатации, режиме на аэродромной территории и в районе аэродрома.
Специально следует проанализировать правовое положение аэропортов, и порядок отвода земель под строительство аэродромов и аэропортов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется аэродромом?
33 2. Требования к аэродромам.
3. Классификация аэродромов.
4. Нормы годности аэродромов к эксплуатации.
5. Порядок ввода аэродромов в эксплуатацию и их регистрация.
6. Правила маркировки аэродромов и наземных сооружений на приаэродромной территории.
7. Требования при строительстве зданий и сооружений в районе аэродрома.
8. Порядок согласования строительства в районе аэродрома.
9. Что называется аэропортом?
10. Классификация аэропортов.
11. Порядок отвода земель под строительство аэродромов и аэропортов.
Тема 6. Авиационный персонал
Изучение этой темы начинается с определения понятия «авиационный персонал» и классификации персонала. Затем студент переходит к изучению правового положения экипажа воздушного судна (авиационный персонал, выполняющий свои функции в полёте): понятие и состав экипажа воздушного судна, общие требования к экипажу, классификация и свидетельства лётного состава, правовое положение командира воздушного судна и других членов экипажа.
В заключение студент изучает правовое положение руководителя полётов и диспетчерского состава, а также инженерно-технического состава, обеспечивающего наземное обслуживание воздушных судов (наземный авиационный персонал).
Особо следует рассмотреть вопрос о материальной ответственности авиапредприятий за вред, причинённый членам, экипажа во время полёта.
Вопросы дли самопроверки:
1. Понятие и классификация авиационного персонала.
2. Понятие и состав экипажа воздушного судна.
3. Общие требования к экипажам воздушных судов.
34 4. Классификация и свидетельства лётного состава.
5. Правовое положение командира воздушного судна.
6. Возмещение вреда, причинённого членам экипажа.
Тема 7. Полёты воздушных судов
Приступая к изучению этой темы, необходимо уяснить режим воздушного пространства РФ как части её территории, находящейся под полным и исключительным суверенитетом России. Затем студент переходит к вопросу о структуре воздушного пространстве РФ, правовому регулированию управления лётной работой, обеспечению и выполнению полётов, обратив особое внимание на работу экипажа воздушного судна по подготовке и выполнению полёта.
Изучение перечисленных вопросов должно вестись параллельно с изучением действующего законодательства: Воздушного кодекса РФ, Положения об использовании воздушного пространства и других нормативных актов, регулирующих полёты в воздушном пространстве РФ.
Необходимо изучить особенности полётов над открытым морем и международных полётов в соответствии с Чикагской конвенцией и в рамках
Содружества Независимых Государств.
В заключение следует изучить вопрос о правовом регулировании управления и организации воздушным движением.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под режимом воздушного пространства РФ?
2. Что следует понимать под структурой воздушного пространства?
3. Управление (организация) лётной работой.
4. Содержание лётной работы экипажа.
5. Понятие и виды обеспечения полетов воздушных судов.
6. Понятие «правила полётов». Правовое регулирование правил полётов.
7. Правила международных полётов.
8. Правила полётов между государствами СНГ.
9. Полёты над открытым морем.
10. Управление и организация воздушным движением. Понятие и система
35 органов.
Тема 8. Основные этапы развития системы управления
гражданской авиации в РФ
Изучение этой темы должно дать исходные и общие сведения об уп- равлении, социальном управлении и государственном управлении, о науке административного права. Затем студент переходит к ознакомлению с принципами государственного управления, методами и формами управления, с системой органов исполнительной власти и их компетенцией, изучает вопросы государственной службы РФ.
Вопросы для самопроверки:
1. Что мы понимаем под управлением? Перечислите виды управленческих систем.
2. Раскройте понятие «государственное управление».
3. Административное право – право управления. Его предмет и система.
4. Принципы государственного управления.
5. Понятие «органы государственного управления». Виды органов государственного управления.
6. Что следует понимать под методами управления? Перечислите методы управленческой деятельности и раскройте их содержание.
7. Что мы понимаем под формой управленческой деятельности?
Перечислите формы управленческой деятельности.
8. Что понимается под подбором и расстановкой кадров? Перечислите основные критерии подбора кадров.
9. Дайте определение термину
«государственный служащий».
Классификация государственных служащих.
10. Порядок прохождения государственной службы.
Тема 9. Органы государственного управления ГА РФ
Рассмотрение современной системы органов управления в области гражданской авиации следует начать с правового Министерства транспорта РФ и Федерального агентства воздушного транспорта, входящего в состав
36
Министерства транспорта РФ, а также региональных органов управления гражданской авиации. Затем студент должен проанализировать правовое положение органов, непосредственно не входящих в систему Министерства транспорта РФ (межгосударственных, государственных и общественных).
Вопросы для самопроверки:
1. Правовое положение Министерства транспорта РФ.
2. Федеральное агентство воздушного транспорта и его правовое положение.
3. Правовое положение региональных органов управления ГА.
4. Межгосударственные, государственные и общественные органы управления в области гражданской авиации.
1 2 3 4 5 6 7
Тема 10. Правовое положение авиационного предприятия
Изучение вопроса о правовом положении авиапредприятия следует начать с анализа Гражданского кодекса (глава «Юридические лица»), затем уяснить организационно-правовые формы предприятий в РФ, основы их деятельности и управления, а также общие условия учреждения и прекращения деятельности предприятий. Затем перейти к формам авиационных предприятий, образуемых на территории РФ, изучить нормы Воздушного Кодекса РФ (раздел
«Авиационное предприятие»,
особенно Ст. 40., Ст 61 ВК РФ)
Особое внимание должно быть уделено правовому положению объединений и их взаимодействию с добровольно входящими в их состав авиапредприятиями.
Должен быть также проанализирован вопрос о взаимодействии авиапредприятий и объединений с органами государственного управления в области гражданской авиации
Авиакомпания – это авиатранспортное предприятие, осуществляющее воздушные сообщения, представляет собой объединяемый общими целями коллектив людей, имеющий юридические права владения или пользования ВС и вспомогательными объектами, выполняющий весь комплекс организационных и технологических функций по осуществлению транспортных операций.
Структура и численный состав предприятия определяются объѐмами
37 пассажирских и грузовых перевозок и включают лѐтные коллективы, инженерно – технический, административный и обслуживающий персонал.
Представление о масштабах операций, осуществляемых авиакомпаниями, дают данные о количестве единиц ВС, эксплуатируемых ими как собственным парком ВС, так и приобретѐнных по лизингу. По формам собственности на ВТ авиакомпании могут быть государственными, смешанными и частными.
Основными производственными задачами авиакомпаний являются:
• эксплуатация закреплѐнных за ними внутренних и международных линий на основе межправительственного соглашения и свидетельства эксплуатанта;
• обеспечение безопасности, регулярности полѐтов и высокой культуры обслуживания пассажиров и клиентуры на соответствующих авиалиниях;
• обеспечение качественного обслуживания авиационной техники и наземного оборудования;
• подготовка квалифицированных кадров для полѐтов как на внутренних, так и на международных ВЛ;
• взаимодействие различными министерствами, ведомствами и т. д., направленное на улучшение качества обслуживания потребителей ВТ.
Авиакомпания имеет воздушные суда (собственные или арендованные), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации. Воздушные суда авиакомпания должны быть оборудованы в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а ее авиационный персонал должен иметь необходимую квалификацию. Авиакомпания организует систему получения и доведения до своего персонала нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности. При проведении работ по сертификации Органом по сертификации или региональным органом по сертификации рассматривается на соответствие установленным требованиям
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправим
38 воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
Аэропорт является предприятием (иногда структурным подразделением авиапредприятия),обеспечивающим прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, обслуживание полетов воздушных судов (ВС), экипажей и имеющим для этих целей необходимые наземные объекты, здания, оборудование, сооружения и специально подготовленный земельный участок.
К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов ВС, авиационных работ, организацию использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
В состав аэропорта входит аэродром и служебно-техническая территория.
За пределами аэропорта располагается жилая зона, объекты радионавигации, посадки, управления полетами и другие обслуживающие сооружения.
Аэропорт собственными силами, либо привлеченными на договорной основе соответствующими агентами (предприятиями-исполнителями) обеспечивает прием и выпуск воздушных судов, осуществляет эксплуатацию аэродрома, аэровокзала, почтово-грузовых комплексов, средств хранения и заправки горюче-смазочных материалов (ГСМ), техническое и коммерческое обслуживание воздушных судов, эксплуатацию средств обеспечения технологических процессов в зоне аэропорта теплом, электроэнергией, транспортом и связью.
Аэропорт в соответствии с федеральной системой обеспечения зашиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
Аэропорт в соответствии с действующим законодательством и, не нарушая экологию района аэропорта, осуществляет и другие (неавиационные) виды
39 деятельности, сдает в аренду, концессии и на иных договорных условиях предприятиям объекты, сооружения, здания, нежилые помещения, оборудование и земельные участки для производственных целей и коммерческой деятельности (для аэропортов государственной формы собственности
- по согласованию с органом, уполномоченным собственником).
Все аэропорты ГА РФ делятся на классы. Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок, под которым понимается суммарное количество всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая пассажиров транзитных рейсов. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на пять классов: 1,2,3,4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам (Табл.2).
Таблица 2
Классификация аэропортов РФ
Класс аэропорта
Годовой объем пассажирских перевозок, чел
1 7 000 000 – 10 000 000 2
4 000 000 -7 000 000 3
2 000 000 – 4 000 000 4
500 000 – 2 000 000 5
100 000 – 500 000
По своему назначению аэропорты подразделяются на международные,
федеральные и местные.
Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно- карантинный и иной контроль. Решение об открытии аэродрома для выполнения международных полетов воздушных судов или международного аэропорта принимается Правительством Российской Федерации.
Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах определены Постановлением Правительства