Файл: Методические указания по изучению дисциплины Воздушное право Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
Круг лиц, на которых распространяется действие того или иного нормативного правового акта, зависит от назначения и содержания акта.
Иногда указанный круг лиц прямо оговаривается в законе или достаточно четко очерчивается его содержанием.
Акты специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других подчиненных ему подразделений обязательны, как правило, для подчиненных им органов, авиапредприятий, аэропортов, учреждений и т.д.
При установлении пределов действия нормы воздушного права представляется важным проведение анализа правовой нормы с позиции низшей и высшей критики.
В первом случае производится анализ нормы на предмет наличия изменений и дополнений. Особенно важна реализация этой позиции в нормах, регулирующих летную эксплуатацию гражданских воздушных судов. Учитывая жесткий регламент правил выполнения и обеспечения полетов, значительно возрастает цена каждой ошибки персонала гражданской авиации (особенно летного состава) в случае пробелов, двоякого понимания и пр. По ряду направлений (особенно по летной эксплуатации воздушных судов) постоянно идут новые технические изложения, дополнения, полученные, как правило, в результате расследования авиационных происшествий и инцидентов, которые должны обязательно учитываться в процессе практической деятельности авиационного персонала.
Анализ нормы на предмет соответствия нормам высших органов государственной власти представляет собой работу, связанную с "высшей" критикой действующих норм права. В случае расхождения между нормами права различных по уровню документов, например федеральных авиационных правил и постановления Правительства, действует норма высшего по статусу документа - постановления Правительства Российской Федерации.
В целях правильного применения норм воздушного законодательства производится уяснение ее смысла и содержания, т.е. толкование правовой нормы. На практике пользуются различными приемами толкования: грамматическим, логическим, систематическим, историческим и т.д.
Под грамматическим толкованием понимается уяснение смысла
24 содержания правовой нормы путем анализа ее текста, отдельных слов и выражений, применяемых законодателем, построения предложений и т.д.
Для воздушного права характерно использование специальной терминологии, определений, применяемых при эксплуатации воздушного транспорта, например, безопасность полетов, авиационная безопасность, высота принятия решения, минимум воздушного судна, минимум командира воздушного судна и т.д. Отсюда возникает важность грамматического толкования каждой нормы воздушного права.
Грамматическое толкование специальных терминов приводится, как правило, в ведомственных актах воздушного права. В отдельных статьях
Воздушного кодекса Российской Федерации дается буквальное толкование наиболее важных специальных понятий: авиационный персонал (статья 52), воздушное судно (статья 32), экипаж (статья 56), командир воздушного судна
(статья 57) и т.д.
Выделение в отдельную главу нормативных правовых актов уполномоченного органа в области гражданской авиации (ФАП, Авиационные правила (АП) и др.) специфических понятий, терминов и определений стало постоянной практикой.
Логическое толкование предусматривает уяснение смысла акта, логики, которой руководствовался законодатель при формировании той или иной нормы права. Иногда при уяснении положений воздушного законодательства возникает необходимость официального разъяснения содержания нормы и применения ее на практике. Правом такого официального разъяснения обладает государственный орган или лицо, издавшие этот нормативный правовой акт, либо специально уполномоченные на это официальные органы.
При систематическом толковании актов воздушного права происходит уяснение смысла содержания акта посредством сопоставления исследуемой нормы с другими нормами по этому вопросу. С этой целью изучается вся система документов по рассматриваемой проблеме.
Последнее время достаточно важным представляется не только сопоставление с нормами отечественного воздушного законодательства, но и с нормами международного воздушного права, которые обладают приоритетом в
25 части их применения (статья 3 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Учитывая динамику развития гражданской авиации России, ориентацию на международные правила и договоры, последнее время приобретает все большее значение историческое толкование. Историческое толкование предполагает обращение к тому периоду, когда этот акт принимался. Это дает возможность оценить необходимость принятия нормативного правового акта, определить динамику его развития, соответствие требованиям сегодняшнего дня.
Правоприменительная деятельность завершается посредством принятия специальных актов применения права, отличительная особенность которых
(против нормативных актов) состоит в том, что они рассчитаны на конкретные, строго определенные случаи, связанные с эксплуатацией воздушного транспорта. Любой акт применения, так же как норма права, представляет собой властное предписание и носит государственно-обязательный характер.
Акты применения норм воздушного права реализуются в виде приказов, предписаний, указаний и пр. Они порождают у отдельных лиц конкретные права и обязанности либо влекут применение к ним определенных санкций.
Так, издание индивидуальных актов применения по случаям авиационных происшествий и инцидентов, нарушениям установленных правил полетов, эксплуатации воздушного транспорта или по конкретным лицам, нарушившим нормы воздушного законодательства, является примером актов индивидуального ненормативного характера, реализующих на практике правила, выраженные в правовых нормах.
Вопросы для самопроверки:
1. Что следует понимать под реализацией воздушного, права?
2. Перечислите виды реализации и объясните их содержание.
3. Что понимается под применением права? Приведите пример.
4. В чём состоит действие правовой нормы во времени, в пространстве и по лицам?
5. Низшая и высшая критика правовой нормы.
6. Что следует понимать под толкованием правовой нормы?
7. Какие виды толкования Вы можете перечислить?
26
1 2 3 4 5 6 7
Тема 4. Гражданские воздушные суда
Следует начать с изучения литературы по этому вопросу, затем перейти к анализу основного законодательного материала, регулирующего правовое положение гражданских воздушных судов и изданных на его основе правовых актов.
Студент должен уяснить понятие «гражданское воздушное судно», классификацию воздушных судов, право собственности на гражданские воздушные суда, нормы лётной годности воздушных судов,
В процессе изучения темы необходимо ознакомиться с практикой применения законодательства о гражданских воздушных судах, в частности, о государственной регистрации воздушных судов, об опознавательных знаках, об испытаниях гражданских воздушных судов, годности воздушных судов к полётам, судовых документах.
В начале XX века с появлением и развитием воздухоплавания возникла необходимость правовой регламентации всех видов воздушных передвижений и, соответственно, необходимость обозначения определенным образом группы летательных аппаратов, которые имели общие характеристики.
Летательные аппараты, используемые с различными и иными целями, были отнесены к категории воздушных судов. Парижская конвенция 1919 года определила "воздушное судно как аппарат, имеющий свойства держаться в атмосфере за счет реакции воздуха". В дальнейшем с появлением новых видов летательных аппаратов, взаимодействующих с воздухом, понятие "воздушное судно" претерпевало определенные изменения.
В первой редакции приложения 7 к Чикагской конвенции 1944 г. полностью воспроизводятся поправки, внесенные в 1967 году, которые существенно меняют определение воздушного судна. В соответствии с этими поправками к воздушным судам уже не относятся летательные аппараты, которые поддерживаются в воздухе за счет реакции воздуха с земной поверхностью.
В воздушном законодательстве России понятие "воздушное судно" также претерпевало определенные изменения: от первого его употребления в Декрете
27 от 17 января 1921 года до действующего сегодня понятия, закрепленного в
Воздушном кодексе Российской Федерации. Согласно статье 32 к воздушным судам отнесены летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
Данная правовая характеристика воздушного судна наиболее полно учитывает международные и национальные требования к воздушным судам для целей применения, изложенным в Воздушном кодексе. В статье 32 ВК понятие воздушного судна определяется как один из видов летательных аппаратов, предполагая, что могут быть и иные виды, на которые не распространяются нормы главы V Воздушного кодекса.
Первая юридическая классификация воздушных судов была проведена
Парижской конвенцией 1919 года.
Классификация воздушных судов согласно приложению 7 к Чикагской конвенции предусматривает деление на виды, группы, подгруппы по определенным критериям (табл. 1).
В Воздушном кодексе РФ введена также классификация воздушных судов в зависимости от максимального взлетного веса.
К основной категории относятся воздушные суда с максимальным взлетным весом не менее 5700 кг, в том числе вертолеты с максимальным взлетным весом
3100 кг и более.
К легким воздушным судам отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых составляет менее 5700 кг, в том числе вертолеты, максимальный взлетный вес которых менее 3100 кг.
Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасания.
Особенностями ныне действующего Воздушного кодекса является введение класса сверхлегких воздушных судов.
Законодатель, вводя такой класс воздушных судов и установив регламент и порядок их использования, с одной стороны, позволяет выполнять полеты на
28 законных основаниях, а с другой стороны, обязывает их соблюдать правила технического обслуживания и летной эксплуатации.
Таблица 1
Классификация воздушных судов согласно Приложению 7 к Чикагской конвенции
Класс
Вид
Группа
Подгруппа
Легче воздуха
Без двигателя Свободный аэростат
Сферический
Несферический
Привязной аэростат
Сферический
Несферический
С двигателем Дирижабль
Жесткий
Полужесткий
Нежесткий
Тяжелее воздуха
Без двигателя Планер, воздушный змей
Сухопутный
Гидропланер
С двигателем Самолет
Сухопутный
Гидропланер
Амфибия
Винтокрыл
Автожир (сухопутный, гидроавтожир, амфибия)
Вертолет (сухопутный, гидровертолет, амфибия)
Орнитоптер
Сухопутный
Гидроорнитоптер
Амфибия
Основой международного правового статуса любого воздушного судна является его национальная (государственная) принадлежность. Установление национальной принадлежности и ее фиксация производятся в каждом государстве в соответствии с законами этого государства и, как правило, путем реализации определенной процедуры - регистрации воздушного судна.
Согласно статье 33 ВК РФ гражданские воздушные суда Российской
Федерации подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов
Российской
Федерации.
Юридическим актом,
29 удостоверяющим регистрацию, является свидетельство о регистрации.
Росавиация может устанавливать особый порядок государственной регистрации и государственного учета сверхлегких воздушных судов гражданской авиации и воздушных судов экспериментальной авиации.
Занесение в Государственный реестр имеет определенные правовые последствия: позволяет оформить право собственности, эксплуатации, установить принадлежность воздушного судна. Кроме того, занесение в Реестр дает возможность централизовать в государственных органах сведения о гражданских воздушных судах, что значительно облегчает контроль за их техническим состоянием и эксплуатацией.
По международным правилам ни одно воздушное судно не может иметь регистрацию более чем в одном государстве. Государство регистрации воздушного судна, внесенного в Реестр, автоматически берет на себя обязательства по обеспечению безопасной эксплуатации этого воздушного судна. Согласно статье 19 Чикагской конвенции регистрация осуществляется государствами в точном соответствии с законами этого государства. В развитие этих законов должны быть разработаны и приняты нормативные правовые акты, регламентирующие все аспекты государственной регистрации, включающие принятые в государстве процедуры регистрации, порядок отражения в Государственном реестре всей информации, вносимой в свидетельство, и т.д.
В Российской Федерации порядок государственной регистрации определен
Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов в
Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007
N 85. Эти Правила определяют порядок государственной регистрации и выдачи свидетельств о регистрации ГВС, предназначенных для выполнения полетов, ведения Государственного реестр гражданских воздушных судов РФ и внесения в него изменений, выдачи Свидетельств об исключении ГВС из
Государственного реестра, присвоения государственных и регистрационных опознавательных знаков и нанесения их на гражданские воздушные суда,
30 нанесение товарных знаков на ГВС.
Ведение Государственного реестра осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта.
В разделе "Порядок проведения государственной регистрации" определены минимальные требования к заявителю и к органам регистрации. Так, например, государственная регистрация гражданского воздушного судна проводится органом регистрации в течение не более 10 рабочих дней со дня поступления документов от заявителя. В свою очередь, заявитель должен представить следующие документы:
- заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике;
- документ, подтверждающий уплату госпошлины за государственную регистрацию ГВС;
- документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно, и при необходимости другие документы.
В главах "Порядок внесения изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов..." и "Порядок исключения данных о ГВС из
Государственного реестра..." также определены минимальные требования к заявителю в части представления необходимых документов и к органу регистрации в части осуществления необходимых действий.
В случае включения данных о гражданском воздушном судне в
Государственный реестр органом регистрации присваивается ему государственный и регистрационный опознавательный знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.
Опознавательные знаки гражданского воздушного судна состоят из государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита
RA, регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита. Кроме государственного и регистрационного опознавательных знаков на гражданское воздушное судно
31 наносится изображение государственного флага Российской Федерации. Это изображение наносится на киль или фюзеляж параллельно строительной горизонтали.
В установленном законодательством РФ порядке после соответствующей регистрации могут наноситься изображения флага субъекта Российской
Федерации, а также товарные знаки, символы, надписи, эмблемы и др., располагаемые ниже изображения государственного флага.
Специальное изображение наносится на гражданские воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы.
Организационно-правовое обеспечение поддержания летной годности
Важной и обязательной составляющей системы обеспечения безопасности полетов является поддержание летной годности воздушных судов. Под летной годностью понимается такое состояние двигателей, оборудования и самого воздушного судна, которое соответствует требованиям действующих норм летной годности гражданских воздушных судов и, как полагает законодатель, обеспечит безопасное выполнение полетов.
Такое соответствие реализуется на основе воздушного законодательства
(правовое обеспечение) и на основе целой системы государственных органов на всех этапах, начиная от проектирования воздушного судна до эксплуатационных полетов (организационное). Правовой основой для такой деятельности являются нормативные правовые акты и прежде всего Нормы летной годности, которые содержат минимальные государственные требования к гражданским воздушным судам, двигателям и оборудованию.
Перечень минимально необходимых требований к воздушным судам представлен приложением 8 к Чикагской конвенции "Летная годность воздушных судов". Эти Стандарты включают лишь общие требования, которые подлежат детализации в национальных актах, регламентирующих требования летной годности. В процессе разработки национальной правовой базы государство регистрации должно учитывать, что оно берет на себя обязанности по обеспечению соответствия каждого воздушного судна, внесенного в Реестр,