Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игровая методика подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Суть простая: педагог проводит игры, во время которых дети совершенствуют знания языка. В основе методики лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли [4].
Обучающие игры делятся на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой диалог, применяя его к той или иной ситуации, и импровизационные игры, требующие видоизменения различных моделей.
К соревновательнымотносятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамматики. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, аукционы, лото, настольные игры, выполнение команд и т.п.
Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановка маленьких сценок на английском языке), изобразительные игры
(раскрашивание картинок) и словесно-творческие (коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы).
Главным достоинством игровой методики является то, что она адаптируется для детей любого возраста, с её помощью можно развивать как устную речь, так и знания грамматики, орфографии и т.д.
Коммуникативная методика, целью которой является речевая деятельность, больше подходит для детей школьного возраста. Данная методика дает возможность получить стройные и устойчивые знания, так как упор делается на обучение дошкольников активному общению на языке и развитию четырех языковых навыков: восприятие на слух (listening), умение говорить (speaking), чтение (reading), письмо (writing). В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение детей с педагогом и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеоматериалы и пр.
Проектная методика подходит детям от 4-5 лет. Педагог выбирает тему и посвящает ей серию занятий. Он предлагает разные виды деятельности, с помощью которых ребята узнают что-то интересное по теме проекта, даёт задания для самостоятельной работы (или с родителями, зависит от возраста). На завершающее занятие дети приносят творческие, масштабные для их возраста работы на заданную тему [4].
Обучение через видео подразумевает использование только видеоматериалов для изучения английского языка. Это могут быть фильмы, мультфильмы на иностранном языке, документальные видео, учебные видео курсы. Данная методика может применяться для обучения детей любого возраста, поскольку направлена на формирование навыков распознавания иностранной речи и непроизвольному ее запоминанию.
Смешанная методика – в ней вы по собственному усмотрению комбинируете другие методики, играете с ребёнком в игры, разучиваете песни, разрабатываете проекты и т.д. Главное достоинство методики – разнообразие. Вам будет проще заинтересовать малыша, он никогда не будет знать наперёд, чем вы будете заниматься сегодня.
Сегодня использование и применение видеоресурсов становится очень востребованным и эффективным приемом в обучении английскому языку.
Для действительно эффективного использования видео на уроке нужно убедиться в том, что:
1.Содержание используемых видеоматериалов соответствует уровню общей и языковой подготовленности детей.
2.Длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности занятия или его этапа.
3.Ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции детей.
4.Контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;
5.Текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной детям и оправданной логикой занятия.
Иногда педагоги сетуют на то, что в процессе просмотра видео дети отвлекаются от занятия, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Конечно, ситуации могут быть разными, но чаще подобные ситуации возникают, когда педагог:
-
не учел реальные интересы и возможности детей при выборе видеофрагмента; -
недостаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение будет оцениваться или повлияет на ход дальнейшей работы; -
не сумел продумать дифференцированные задания для успешного их выполнения; -
первый раз использует видео; -
сам не уверен в необходимости и эффективности такой работы.
Можно использовать такие видеоматериалы, как:
-
учебное видео; -
мультфильмы; -
музыкальные видеоклипы, видеоразминки; -
видеоэкскурсии по различным городам и местам;
различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.
Эффективность использования видеоматериалов зависит от эффективной организации занятий.
Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео:
1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.
1) Для этого используем видео фрагмент от 30 секунд до1минуты, в котором представлены предметы, действия или характеристики по лексической теме. Лучше, чтобы видео сопровождалось музыкой или англоязычным текстом.
2) Дети смотрят видео, где представлены разные животные (профессии, цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости они могут обращаться за помощью к педагогу.
3) Например: назовите по-английски животное, которое вы увидели;
скажите, что делает слон; как зовут детей и сколько им лет; какие желтые предметы вы увидели и т.д.
4) Потом дети отвечают на вопросы. Педагог заранее предупреждает, что они посмотрят видео еще раз и должны будут проверить, насколько правильно выполнено задание.
5) Затем все смотрят видео второй раз и проверяют правильность ответов.
2. Видео можно использовать и для введения новых лексических единиц или новой лексической темы.
Можно показать животных в зоопарке или в их среде обитания, что произведет гораздо более яркое впечатление и будет способствовать лучшему запоминанию, чем при работе с кортинками или игрушками.
Как в этом случае, для задания «опишите картинку» можно использовать функцию «пауза», чтобы у учеников была возможность разглядеть все детали на экране.
3. Обучения пониманию речи на слух
Можно сказать, что использование видео для обучения аудированию имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит более эмоциональный характер – дети не только слышат, но и видят говорящих, их мимику и жесты, а также получают информацию о контексте происходящего - месте действия, возрасте участников и пр.
С другой стороны - все эти факторы отвлекают детей от собственно речи, и он может увлечься происходящим на экране, вместо того, чтобы сосредоточиться на аудировании.
Поэтому, особенно на начальном этапе, дети перед просмотром должны получить четкое задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться [4].
По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационномоделирующие и креативные и так далее. По степени сложности выполняемых действий все учебные языковые игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационные). По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем, индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой «общение» обучаемого с источником информации.
Среди приоритетных форм работы на уроке английского языка в организации игр все большую популярность приобретают проекты - особый вид. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнении с зарубежными сверстниками. Кроме того, что проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей младшего школьного возраста, они еще учат их учиться, выполнять разнообразные виды работы - собирать информацию, организовывать текст, брать интервью и так далее. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии.
Игровые задания весело и непринужденно развивают внимание у детей, умение слушать, тренируют речевую и двигательную активность, дают радостные моменты на уроках [15].
Поскольку процесс «учения» не является чисто познавательным и самым тесным образом связан с эмоциями, их использование в учебном процессе имеет важное значение для повышения его эффективности. В последнее время в российскую дидактику вошли такие понятия, как эмоциональная комфортность учебного процесса, эмоциональный фактор процесса обучения, эмоциональная компетентность учителя.
Понятие «эмоциональная компетентность учителя» включает составляющие:
-
владение вопросами теории эмоций и их роли в процессе обучения; - умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ученика, сопереживать ему, то есть проявлять эмпатию; -
умение прогнозировать эмоциональное состояние учеников и управлять им - то есть снижать отрицательные эмоции, стимулировать и поддерживать положительные, что обеспечивает интенсивность усвоения учебного материала; -
создание благоприятного эмоционального климата обучения при условии реализации первых трех составляющих.
Таким образом, игры в учебном процессе очень важны для последующего формирования и активизации у учащихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игровые технологии - одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, а также и будни в процессе изучения языка, сохранить и развить учебную мотивацию.
Но необходимо помнить, что урок не только игры. Игра как форма обучения, место и время ее проведения, а также ее продолжительность зависят от множества факторов при планировании занятия