ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.3 Возрастные особенности дошкольников и младших школьников



Важной особенностью младшего школьного возраста является переход от игровой деятельности (ведущей в дошкольном возрасте) к деятельности учебной. Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция. Чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Одним из средств повышения мотивации к учебе младших школьников и удовлетворения стремления к динамичным формам получения знаний может стать использование нетрадиционных уроков или включение в урок нетрадиционных приемов обучения. Использование альтернативных источников информации позволяет повысить интерес учащихся к изучению предметов и развивает их творческую самостоятельность, позволяет оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

А.А. Кубрак отмечает, что с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словеснологического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [17].

Ребёнок в старшем дошкольном возрасте становится менее понятным для окружающих, он перестает быть наивным и непосредственным как раньше. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни [8].

В младшем школьном возрасте память, как и другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе данного вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами и желанием быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. Их поведение связано с основным мотивом,

доминирующем в этом возрасте, - мотивом достижения успеха.

В сознании ребенка закладываются нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил [27].

В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей. Предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни [8, 32].

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
У старших дошкольников появляется интерес к коллективным формам деятельности, стремление быть лучшим, появляется потребность поступать в соответствии с правилами и нормами. Ребенок начинает более плотно усваивать определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, например, в некоторых ситуациях ребенок может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как нужно [8].

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в биосоциальном поведении, учет их интересов. Биосоциальное поведение значимо для развитой личности.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного
возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Проанализировав вышесказанное, можно определить психологопедагогические особенности, характерные для старшего дошкольного и младшего школьного возраста [2].

У старших дошкольников возрастает потребность в общении со сверстниками, которая посредством совместных игр и деятельности приводит к возникновению детского сообщества, происходит формирование морального плана. Постепенно дети переходят от импульсивного поведения, к тому, которое опосредовано правилами и нормами.

Дети активно пользуются правилами при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками, старшие дошкольники уже имеют представление о таких понятиях как добро и зло, отличают хорошие поступки от плохих, могут привести соответствующие примеры из личного опыта или может быть даже из литературных произведений.

Поведение сверстников оценивают категорично и требовательно, в отношении к собственному поведению более снисходительны и недостаточно объективны, дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Таким образом, появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Проявляется предпочтительность к определенным видам игр, хотя, в общем то игровой репертуар разнообразен, включает в себя сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование [9].

Этот период является переходным от ведущей деятельности (игровой) к (учебной). Дети младшего школьного возраста склонны к игре, что определяет отбор методов и приемов работы на уроках. Меняется социальная ситуация развития ребенка, появляются новые обязанности, связанные с учебой. Закладывается новый тип отношений с взрослыми и со сверстниками.


Постепенно снижается мотивация ребенка к учебной деятельности. Появляется необходимость придать учебной деятельности личную значимость, возможно, с помощью включения в процесс обучения нетрадиционных форм работы на уроках. Развивается биосоциальное поведение, словесно-логическое мышление, произвольное внимание, сознательно регулируемая память, произвольное поведение, планирование результатов действия и рефлексия. Внимание младших школьников становится устойчивым, но необходимо постоянно переключать его на разные виды работы. Дети младшего школьного возраста с большим интересом работают в парах и группах, нежели индивидуально.

Закладываются нравственно-этические нормы и идеалы. Ребенок осознает и переживает свою уникальность.

Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, это для него средство познания действительности. Одна из особенностей психологического развития младшего школьника - преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной. Игра - это всегда эмоции, а где эмоция - там активность, внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, являющемуся преобладающим у младших школьников.

Необходимо заметить, что для того, чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно ориентированным обучением.

Е. И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Также он выделяет следующие цели использования игры в ходе учебного процесса: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; запоминание речевого материала [28].

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, игры делят на языковые и речевые. Использование языковых игр на уроках английского языка у младших школьников представляется основополагающим и наиболее востребованным в обучении.