Файл: Вопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личность человека проделывает в ускоренном темпе весь путь человечества.
Проблема личности присутствовала в исследовательской программе Л.С. Выготского, однако она имела вторичный характер по отношению к проблеме сознания. Динамика развития проблемы личности зависела от динамики развития всей исследовательской программы Л.С.
Выготского.
В категориальном аппарате культурно-исторической теории понятие «личность» связано с другими базовыми категориями следующим образом: категории «сознание» и «психологическая система» образуют центральную ось системы отношений категории «личность» с другими категориями культурно- исторического подхода, такими как «развитие», «высшая психическая функция».
Ранний этап развития концепции личности (1924–1926) характеризуется представлениями о формировании личности на основе активного отношения человека к внешней, относительно независимо от него существующей системе социальных взаимодействий. На данном этапе личность не выступает в качестве самостоятельной категории в категориальном аппарате культурно-исторического подхода. Единица анализа личности отсутствует, проблема личности не осознается и не позиционируется автором как научная проблема.
Промежуточные этапы развития концепции личности (1927–1929; 1930–1932) связаны с обращением к идее конкретного человека и его активности. Личность впервые получает статус базовой категории культурно-исторического подхода и связывается с категориями
«развитие», «ВПФ», «психологическая система», «сознание». Формирование личности описывается на основе представлений об инструментальном акте (единица анализа – знаковая операция), принципе знакового опосредствования и принципе системности, согласно которому личность является системой третичных связей сознания. К концу периода возникает вспомогательная гипотеза о тождестве личности и самосознания, имеющая ограниченное применение при изучении подросткового возраста. Понятие личность вводится в категориальный аппарат культурно- исторической теории как средство исследования развития психики и построения теории сознания, однако это приводит к формированию новой проблемной области в концепции Л.С. Выготского.
Позднему этапу развития представлений о личности (1933–1934) присуща интегральная точка зрения на процесс формирования личности и сознания с опорой на принцип смыслового строения сознания, принцип единства аффекта и интеллекта, идею диалогичности сознания и личности. Личность понималась Л.С. Выготским как интегральная система, обеспечивающая взаимодействие человека со средой, и определялась в связи с базовыми категориями «сознание» и «переживание».
Личность в культурно-исторической концепции предстает как абстрактная, социальная по происхождению форма, изначально внешняя по отношению к индивиду. Конкретный субъект через обращение к этой форме как к инструменту преобразования собственной психики приходит, во-первых, к овладению собственным поведением, и, во-вторых, к построению своих уникальных отношений с той исторической и социальной ситуацией в которой он находится. Однако в концепции Л.С. Выготского данное представление остается теоретическим, не подвергается операционализации и напрямую в эмпирических исследованиях не изучается.
С методологической точки зрения, проблема личности проявляется в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в двух аспектах.
Во-первых, личность является формальным принципом, заключающим в свернутом виде идею человека как двойственной, но неделимой сущности.
Во-вторых, представление о личности как о самосознании выступает в качестве вспомогательной гипотезы «защитного пояса».
Рассмотрение Л.С. Выготским проблемы личности в рамках положительной эвристики происходило по принципу решения «задачи–
головоломки», при котором теоретические представления о личности, содержащиеся в «твердом ядре», сохраняли относительную автономию.
Дальнейшее решение проблемы личности с опорой на положения теории Л.С. Выготского в отечественной психологии пошло по путям решения «задачи–головоломки» на основе культурно-исторической концепции (Л.И. Божович) и преобразования проблемной области в контрпример в рамках альтернативной по теоретическим основаниям деятельностной концепции А.Н. Леонтьева
19.Понимание личности в деятельностном подходе.
А. Леонтьев утверждает, что структуру личности человека не следует искать ни в каком наборе отдельных психических особенностей человека (его генетике, задатках, приобретенных знаниях, навыках и умениях). Устойчивым основанием личности человека может служить только предметная деятельность, или, говоря точнее, система его отношений к миру, реализуемая через иерархию различных деятельностей. По мере своего развития человек включается во все большее количество различных видов деятельностей. Это обусловлено теми общественными отношениями, в которых оказывается человек в силу жизненных обстоятельств. Одни из них становятся ведущими для данного человека, другие - подчиненными. Эта иерархия деятельностей, не зависящая от состояний организма человека, составляет ядро личности. За этим соотношением деятельностей стоят отношения мотивов (ведь мотивационная сфера личности всегда является многовершинной).
Итак, по мнению А. Леонтьева, к базовым (скелетным) параметрам структуры личности относятся: разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью различных деятельностей; степень иерархизированности связей с миром (и, конечно, деятельностей), т.е. их мотивационная «окраска»; общая структура связей индивида с миром, образуемая: внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.
Развитие личности ребенка, согласно позиции: Л. Леонтьева, идет через связь с окружающим миром, через предметы, которые вначале открываются ему только в физических свойствах, а потом и в их функциональном значении, используемом в деятельности. Так, вначале ребенок видит и ощущает чашку, но затем он обнаруживает, что она предназначена для питья, т.е. для реализации конкретной деятельности.
Подобные переходы продолжаются от фазы предметно-практической деятельности до усвоения иерархии деятельностей на уровне отношений с обществом. При этом формируется и развивается система личностных смыслов (мотивов) деятельности, что и есть процесс становления личности.
Итак, личность создается объективными обстоятельствами через; совокупность деятельностей, реализующих отношение человека к миру.
При этом личность может развиваться исключительно в рамках созидания, но не потребления.
А. Петровский также обозначает личностью то системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей. Свойства личности человека можно увидеть через содержание его деятельности, деловые и межличностные отношения в конкретных условиях социальной жизни, т.е. через все то, что составляет образ его жизни. Личность не обусловлена биологическими факторами. Б. Ананьев, признавая ведущую роль социальных компонент в структуре личности, допускает участие в ней биологически обусловленных составляющих, некоторых психических процессов и опыта индивида (по К. Платонову). Б. Братусь выделяет составляющие структуры личности человека по принципу преобладающего в нем способа отношения к самому себе, другому человеку и окружающим людям. На этом основании он предложил рассматривать структуру личности в виде трехуровневой системы: эгоцентрический, включающий самоценное отношение к себе, направленное на личные выгоды и удобства при потребительском отношении к другим по принципу «нужный для меня человек - ненужный»; группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от того, входит он в значимую для личности группу
(семью, трудовой коллектив, нация) или нет;
просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку как высшему существу природы.
Основные положения развития
Основные положения развития
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
личности в деятельностном подходе выражаются в том, что личностные свойства формируются в процессах социализации, индивидуализации, инкультурации и самоактуализации.
Социализация - это процесс усвоения и дальнейшего использования индивидом опыта социального взаимодействия с людьми, включая членов своей семьи, сверстников, коллег по работе и др. Действие этого процесса развивается в течение всей жизни человека.
Индивидуализация - процесс субъективного восприятия индивидом социального опыта с учетом особенностей его личности.
Реализация этих процессов должна представлять собой сбалансированный динамический процесс. Как пересоциализированная личность, так и чрезмерно «индивидуализированная» означает отклонение от линии оптимального развития, так как приводит к появлению личностных свойств, создающих психологические барьеры для жизни среди других людей (например, от конформизма до полного игнорирования позиций других людей).
Инкультурация - это процесс усвоения индивидом духовного и культурного наследия предыдущих поколений.
Самоактуализация - процесс самопознания, саморазвития, самореализации, свидетельствующий о стремлении индивида к возможно более полному выявлению, использованию и развитию своего личностного потенциала.
Во всех этих процессах невозможно выделить доминирующие, ибо их воздействие на индивида комплексно и происходит одновременно в тесной взаимосвязи.
20. Психический облик личности в субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна.
Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических
процессов от личности.
По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми.
У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что
сам ход развития психических процессов зависит от
общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах.
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо
развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности.
Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на
индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.
Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним».
Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Так, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
- чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится?
Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
-что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,
-что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое.
Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и
закрепляются в нем в виде свойств.
Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
21. Структурные модели личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.А. Сосновский).
Модель
К.
К.
Платонова
Эта модель названа автором «Динамическая функциональная структура личности». Она включает три «общие» подструктуры.
Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: