Файл: Вопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26. Проблема психологии мотивации в культурно-историческом и деятельностных подходах.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Хеккаузен
« едва ли найдется другая такая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации»
Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет. Когда люди обращаются друг с другом, то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на этот контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставят перед собой.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность к пониманию ее сущности, природы, структуры, а так же к методам ее изучения.
Однако, прежде чем перейти к обсуждению конкретных фактов и закономерных, необходимо дать определение мотивации.
Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения.
Так, термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова, по мнению
Якобсона, это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают
совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом.
С этой точкой зрения солидарны также Ковалев, Рубинштейн, которые под мотивацией понимают систему разнообразных факторов
детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка, обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», который «выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение и направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности.

Наиболее спорным в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности. Так, существует утверждение о том, что потребности не являются мотивами, такой точки зрения придерживается, например, Манукян, она считает, что потребность порождается и актуализируется объектами внешнего мира и поэтому конечные побудительные силы поведения человека необходимо искать в предметах и явлениях объективной действительности.
Противоположной точки зрения придерживается Шаров. Свою позицию он основывает следующим образом: «Если человек голоден, ему не столь важно удовлетворяется его потребность котлетой или шашлыком».Это положение является спорным поскольку, если человек испытывает чувство голода, он обычно точно знает, чего хочет.

Носителем еще одного мнения является Божович, у которой читаем: «деятельность может побуждаться непосредственными потребностями».
Выступая против такого понимания, которое мотивом считает объекты, отраженные в сознании человека, Божович аргументирует свое мнение тем, что люди пользуются натуральными предметами для удовлетворения своей потребности, но и образовывают новые предметы.
Причем, как справедливо отмечает Божович, овладение предметом не всегда порождает потребность.
Наиболее адекватную, объективную область исследования мотивации к настоящему времени сформировала общепсихологическая теория деятельности Леонтьева и Рубинштейн считают, что мотив - это то, что отражается в сознании человека, служит побуждением к
деятельности и направляет ее на удовлетворение определенной потребности. При чем, в качестве мотива, по мнению Леонтьева, выступает не сама потребность, а предмет потребности, то есть под мотивом следует понимать именно определенную потребность.
Кроме мотивов, потребностей в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают так же цели, эмоции, задачи, желания. Так, например, Асеев указывает на то, что мотивация тейснейшим образом связана с эмоциями. Так как одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывают на значимости окружающих явлений, на степень их важности. Другая функция эмоций состоит в относительно устойчивой во времени установки на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности. Рубинштейн так же указывает на то, что « мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. При этом создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью. Целью является выполнение
Общественной деятельности, а мотивом - удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направлена, и мотивов из которых она исходит».
В связи с тем, что побуждения могут быть осознанными или неосознанными, возникает вопрос: всегда ли мотив осознан ?
Так, говоря о мотивированном или немотивированном поведении, предполагают существование неосознанных мотивов, так как ясно, что за «немотивированным» поведение все равно стоит какое то побуждение, пусть и неосознанное личностью. Согласно, предложенной
Файзуловым последовательной концепции, выделяют три этапа, которые мотив проходит в своем становлении:
1.возникновение побуждения;
2.осознание побуждения;
3.Принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива.
Отсюда следует, что не может быть неосознанного мотива.
Подводя итог всему вышесказанному, определимся с тем, что мы будем понимать под мотивом.
Итак, под мотивом мы будем понимать - устойчивую, внутреннюю психологическую причину поведения человека, его поступков.
Соответственно мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека,
определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Мотивационная сфера и ее свойства.
Еще более широким понятием является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную и волевую сферу личности.
Мотивационная сфера понимается Божович как стержень личности, к которому стягиваются и такие ее свойства как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания и другие социально - психологические характеристики.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека с социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитие направленности личности.
Рубинштейн указывал: «В деятельности человек по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида и соответственно соотношение личного и общественно значимо».
В соответствии с принятыми в психологии понятиями природы и особенностей функционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяют на две основные группы. ( Рокич) с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность.
Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую - ценности средства (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Именно терминальные ценности соотносятся с так называемыми смыслообразующими мотивами, по мнению Леонтьева.
С точки зрения Леонтьева смыслообразующие мотивы являются решающими, так как важно не только то, что необходимо субъекту, и не только в том, что и как делается для достижения первого, но и то зачем необходимо человеку все раннее названное.
Смыслообразование осуществляет личность посредством своих мотивов, а также всей иерархизированной структуры направленности человека, которая соотноситься внутри себя так и с различными внешними явлениями.
С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребности и интересов.
Ценностные ориентации личности также имеют сложную иерархическую структуру. Так, авторы известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения Ядов, Узнадзе выделили следующие уровни диспозиции:
1) Элементарные фиксированные установки (возникающие на основе витальных потребностей);
2) Аттитюды (формируются на основе потребности человека в общении осуществляемой в малой группе);
3) Общественно-направленный интерес личности, относительно конкретной среды активности;
4) Ценностные ориентации личности, которые реализуют поведение личности.
Следовательно, ценности являются высшим уровнем человеческих потребностей.
Можно сказать так же, что личные, индивидуальные потребности, соотносясь с общественной значимостью и осознаваясь личностью, становятся ценностями и регулируют поведение человека.
Исходя из определения направленности личности - понимается как совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.
В связи с этим можно выделить два типа мотивации – мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.
Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижения конструктивных, положительных результатов. Личную активность определяет потребность в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим.


Подход в описании мотивации предлагает теория справедливости. Согласно ей «люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем соотносят данное отношение с тем, что имеют другие люди, выполняя аналогичную работу. Пока люди не начнут считать, что они получили справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда».
Таким образом, какой их типов мотивации будет доминирующей, соответственно, такая линия поведения и будет превалирующей. Однако, в соответствии с исследованием Степанского, наиболее оптимальным является равное соотношение мотивации достижения и избегания неудачи.
Итак, видно, что мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, включающее в себя такие
свойства личности как направленность, ценностные ориентации и другие, а также различные виды мотивов.
Основные виды мотивов
В общей психологии виды мотив деятельности разграничиваются по разным основаниям. В зависимости от характера участия в деятельности выделяют знаемые и реально действующие мотивы по Леонтьеву
В случае с учебной деятельностью, учащийся понимает, почему надо учиться, но еще не может побуждать его заниматься учебной деятельностью. При определенных условиях знаемые мотивы становятся реально действующими.
Например, ученик всячески старается оттянуть выполнение домашнего задания. Он знает, что ему надо готовить уроки – это понимаемые мотивы. А если сообщить ребенку, что если он не выполнит задания, он не будет отпущен гулять, то ребенок выполнит домашнее задание.
Это уже реально действующие мотивы.
В зависимости от времени обуславливания деятельности, выделяют краткую и далекую мотивацию (Ломов).
Когда мотив обуславливает деятельности на длительное время, например, человек, поступивший в ВУЗ, хочет получить высшее образование. Человек мотивирован на эту деятельность, в этом случае мы говорим о далекой мотивации. А в том случае, если студенту необходимо выполнить задание и он мотивирован только на выполнение этого задания, мы говорим о краткой мотивации.
В зависимости от социальной значимости, различают социальные мотивы и узколичные мотивы (Якобсон).
К социальным мотивам относят долг, ответственность, понимание социальной значимости деятельности; стремление занять определенную позицию – узколичные мотивы, так же к узколичным мотивам относится ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком, повышение уровня материального благополучия, повышение культурного уровня и другое.
Так же выделяют предельные и запредельные мотивы. Предельные мотивы – это те ценности, которые данная деятельность непосредственно «одаряет» ее участников и общество. Запредельные мотивы – эти те важнейшие цели, которые, в конечном счете, обуславливают данную деятельность в социальном и личном плане, хотя в ней самой они непосредственно еще не достигнуты.
Обуховский так же выделяет защитные мотивы – это мотивы как бы прикрывают лежащие в их основе потребности, в которых человеку трудно признаться самому. Появление защитного мотива имеет место тогда, когда действия не противоречат цели, но связаны с ней только частично.
Различают так же мотивы определенного вида деятельности: учебные, трудовые и другие. Поэтому как мотив является фактором построения деятельности, важно то, какую функцию выполняет тот или иной мотив.
Леонтьев выделил следующие две функции: стимулирования и смыслообразования, которая была описана ранее.
Стимулирующая или побудительная функция мотивов реализуется в две стадии:
1) Потенциальная устремленность человека, наличная избирательная тенденция как своеобразный психологический вектор физиологической активности;
2) Реализация победившей потенциальной устремленности, проявившейся затем в наличии, какого – то акта деятельности.
Смыслообразующая функция мотива, с точки зрения Леонтьева, является решающей.
Некоторые исследователи выделяют функцию придания направленности деятельности, которая проявляется в том, что уже выбранную и реально протекающую деятельность, далее направляет не просто мотив, а его практическая взаимосвязь с предметом деятельности, ее целями, задачами, средствами, результатами.
Леонтьев придает направленности не деятельности, а личности в целом. А так же выделяет структурирующую функцию мотива (Тихомиров), исходя из предпочтения о том, что мотив является фактором построения деятельности.
Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную
систему, в которую включены определенные иерархические структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта.
Важно так же положение исследователей о том, что структура мотивации является развивающейся, изменяющейся в процессе жизнедеятельности. Существенным для исследования структуры мотивации оказались выделения Дадоновым ее четырех структурных компонентов:
1. удовлетворение от самого процесса деятельности;
2. прямой результат деятельности;
3. вознаграждение за деятельность;
4. избегание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения.
Анализ литературы по проблеме мотивации в психологии показал, что мотивация представляет собой сложное структурное образование,
которое включает в себя: различные виды мотивов, определенные функции мотивации, а так же бесспорна связь мотивации с
направленностью личности.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, структуры.
27. Понятие эмоций в общепсихологической теории деятельности. Классификация эмоциональных процессов (А.Н. Леонтьев).
Эмоции – субъективная форма существования потребностей и мотивов. Этуобласть психических процессов трудно исследовать из-за часто плохой вербализации, индивидуальности, динамичности (быстро возникают и пропадают).
Эмоции и деятельность: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата).
Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.
Леонтьев: Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения. Эмоции не мотив! а ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление. Эмоция – субъективный эквивалент потребности (мотив – предмет потребности и предмет деятельности.


Функции мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанными с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Основание классификации: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни.
Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:
1.Аффект – сильное и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию
(сдвинуты к концу события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

2.Собственно эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Выражаются с помощью «эмоционального языка».
3.Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность управлять собственной природой). Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
28. Смысловая сфера личности и ее уровневое строение (Б.С. Братусь).
Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия.
Действует, любит, ненавидит, борется не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, особым, только ему присущим образом организующий свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.
Стать личностью — значит, во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью.
Личностные ценности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.